Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный французский»
методическая разработка по французскому языку (5 класс)

Татьяна Ивановна Кренева

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа внеурочной по французскому языку разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

1.         Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

2.         Закон об образовании от 29декабря 2012г. № 273 ФЗ

3.         Федеральный государственный стандарт Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация  Минюст  № 17785 от 22.12.2009

4.         О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ МОиН №1241 от 26.11.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный №19707 Приказ МОиН №2357 от 22.09.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540 Приказ МОиН №1060 от 18.12.2012г.

5.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015

6.         Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПин2.4.2.2821-10

7.         Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296

8.         Инструктивно-методическое письмо КО СПб №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.14

9.         Письмо КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от15.09.14  Внеурочная деятельность является средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования и вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся».

        Данная программа направлена на подготовку учащихся 4 класса к овладению  иностранным языком. Введение ФГОС нового поколения, обновление содержания образования, а также расширение и качественное изменение характера международных связей делают иностранные языки реально востребованными и создают основу для развития интереса к изучению нескольких иностранных языков.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Волшебный французский»

Возраст  детей  10-11 лет

Класс      ___4__ 

Количество часов _______34________      

Срок реализации программы __________2018-2019______    учебный год

Направленность программы          общеинтеллектуальная

                                                                                                  Учитель: Кренева Т.И.

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной по французскому языку разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

1.        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

2.        Закон об образовании от 29декабря 2012г. № 273 ФЗ

3.        Федеральный государственный стандарт Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация  Минюст  № 17785 от 22.12.2009

4.        О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ МОиН №1241 от 26.11.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный №19707 Приказ МОиН №2357 от 22.09.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540 Приказ МОиН №1060 от 18.12.2012г.

5.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015

6.        Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПин2.4.2.2821-10

7.        Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296

8.        Инструктивно-методическое письмо КО СПб №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.14

9.        Письмо КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от15.09.14  Внеурочная деятельность является средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования и вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся».

        Данная программа направлена на подготовку учащихся 4 класса к овладению  иностранным языком. Введение ФГОС нового поколения, обновление содержания образования, а также расширение и качественное изменение характера международных связей делают иностранные языки реально востребованными и создают основу для развития интереса к изучению нескольких иностранных языков.

Цель программы–формирование интереса и овладение определенными  умениями, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, сферах.

  • учебная цель - овладение определенной номенклатурой умений, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, сферах. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности - говорении, письме, аудировании, чтении как средствах общения и умения собственно общения (умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить его, умение понимать сказанное собеседником однократно, умение понимать сказанное в нормальном темпе, умение переспрашивать собеседника, умение выражать основные речевые функции, умение говорить выразительно). Уровень этих умений должен быть достаточным не только для чисто прагматических целей (общение как таковое), но и как база для дальнейшего совершенствования в языке, как средство познания в любой из указанных сфер, как средство развития личности,;
  • познавательная цель, которая двуедина по своему составу. Во-первых, это познание определенной совокупности фактов французской культуры, представляющих в целом ее модель, способную раскрывать менталитет французского народа. Овладение французской культурой осуществляется в постоянном диалоге с родной и служит повышению статуса ученика как субъекта родной культуры; во-вторых, это познание системы и структуры французского языка;
  • развивающая цель - использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности;
  • воспитательная цель - присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая культура, французская культура, родная культура как ценность, общение и гуманитарное мировоззрение, межкультурное сотрудничество. Языковое образование - едва ли не самая подходящая возможность воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре, народу.

Задачи:

- создать условия для коммуникативно-психологической адаптации учащихся к изучению французского  языка;

- развивать коммуникативно-игровые способности в инсценировании, в проигрывании различных ситуаций;

- формировать страноведческую мотивацию с помощью доступной аутентичной информации о Франции и её культуре;

- расширять кругозор детей (знакомить с французскими праздниками, традициями, французскими словами, вошедшими в русский язык, русскими словами, вошедшими в лексикон других стран, что является отражением исторического развития взаимоотношений между странами).

Задачи  реализации программы:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
  • толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.

Метапредметные результаты:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Виды регулятивных УУД:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

•        Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

•        Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•        Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

•        Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•        Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты

Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.

Говорение:

• участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

• умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему?), и отвечать на них;

• кратко рассказ о себе, своей семье, друге;

• составление небольшого описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

Чтение:

•        чтение вслух с  соблюдением правила произношения и соответствующую интонацию, доступных по объему тексты, построенных на изученном языковом материале;

•        чтение про себя с  пониманием основного содержания доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

Аудирование:

•        внимательное прослушивание материалов;

•        выполнение четких указаний и инструкций;

•        прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;

Письмо:

•        списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

•        писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Возраст учащихся 4-х классов (10-11 лет) – благодатный и благодарный с психолого-педагогической точки зрения. Заложенные в нём возможности связаны прежде всего с развитием познавательных способностей, усвоением интеллектуальных аспектов учебной деятельности, новых способов общения и изложения своих мыслей. Детей этого возраста отличает особая подражательность, восприимчивость к формальной стороне познавательной деятельности. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому основными видами деятельности будут игровая, проектная. Целесообразно применять следующие образовательные технологии:

- технологию сотрудничества,

- игровые технологии,

- личностно-ориентированные технологии,

- информационно-коммуникационные технологии,

- здоровьесберегающие технологии,

- технологии проектной деятельности

Продолжительность занятий

Программа рассчитана на 34 занятия в год с проведением занятий  1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа рассчитана на детей 10-11 лет,  учащихся 4 класса, которые уже имеют первичные знания в области предмета «Французский язык»,  владеют определённым словарным запасом, имеют навыки чтения на французском языке, произносительные навыки.

Место проведения– учебный кабинет французского языка.

Необходимое оборудование:

•        компьютер

•        музыкальный центр

•        диски с песнями  и диалогами на французском языке

•        подборка видеоматериалов

•        предметные картинки  для отработки лексического материала

•        презентации

•        раздаточный материал для деятельности  над различными этапами работы

Виды деятельности

  • Беседа, рассказ учителя.
  • Слушание.
  • Различные виды чтения.
  • Составление диалогов
  • Инсценировка.
  • Просмотр видеофрагментов с их последующим озвучиванием.
  • Устный журнал, театрализация.
  • Иллюстрирование с помощью рисования
  • Конкурсы, викторины.
  • Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

•        Инсценировки по темам.

•        Конкурс.

•        Стенгазета по итогам занятий.

•        По окончании курса запланирован отчетный концерт для родителей и учащихся, где ребята смогут показать, чему научились.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Место проведения

1

Вводное занятие Франция и французский язык

1

Класс

2

Тема «Разрешите представиться»

Диалоги.

1

Класс

3

Ролевая игра

1

Класс

4

Тема «Любимое время года»

Лексические игры.

1

Класс

5

Разучивание Стихотворения «Осенний листок»

1

Прогулка в парке

6

«Осенний пейзаж». Описание картинок.

1

Класс

7

Ролевая игра  «Какая сегодня погода».

1

Класс

8

Тема «Семья» Повторение лексического материала по теме.

1

Класс

9

Чтение текста. Обсуждение.

1

Класс

10

Диалоги и рассказы о семье.

1

Класс

11

Проект «Семейный альбом»

1

Класс

12

Тема «Животные»

Игра «Зоопарк».

1

Класс

13

Поэтический класс «Стихи о животных»

1

Класс

14

Рассказы «Мое домашнее животное»

1

Класс

15

Тема «Новый год и Рождество» Написание открытки.

1

Класс

16

Урок-сюрприз

1

Актовый зал

17

Тема «Идём в магазин»  

Лексика. Рассказы о любимых продуктах

1

Класс

18

Ролевая игра «В магазине».

1

Класс

19

Чтение «Что едят французы»

1

Класс

20

Проект «Моё любимое блюдо».

1

Класс

21

Тема «Город, в котором я живу».

Лексика. Игра «В городе»

1

Класс

22

Стихотворение о городе.

1

Класс

23

Диалоги «Наш город»

1

Класс

24

Создание презентации «Известные места Санкт-Петербурга».

1

Класс

25

Тема «Мой день»

Повторение числительных. Указание времени. Игра.

1

Класс

26

Рассказ о своем дне, занятиях в свободное время.

1

Класс

27

Ролевая игра «Наше свободное время»

1

Класс

28

Проект «Мой распорядок дня»

1

Класс

30

Тема «Школа и школьные друзья»

Чтение рассказов о школе. Просмотр видеосюжета.

Класс

31

Стихотворение о школе.

1

Класс

32

«Проект «Составление портрета класса»

1

Класс

33

Игровое занятие.

1

Актовый зал

34

Итоговое занятие.

1

Класс

Итого

34 занятия

Примерное содержание занятий

Вводное занятие (1 час.)

Франция и французский язык. Аудирование. Знакомство с видеоматериалами.

Тема «Разрешите представиться»(2 часа)

Приветствие. Формулы вежливости. Прощание. Сообщение или указание.  Выражение согласия, несогласия. Знакомство. Представиться и представить кого-либо.

Тема «Любимое время года»(4 часа)

Знакомство с лексикой и МФ (модельными фразами)по теме: цвета, дни недели, время суток, погода, времена года, месяцы. Загадки. Диалоги. Инсценировки. Ролевые игры. Погода. Прогноз погоды. Описание природы. Стихи о природе. Любимое время года. Учить аргументировать свое мнение.

Тема «Семья» (4 часа)

Повторение и знакомство с лексикой и МФ по теме. Формирование умения рассказывать о себе и своей семье. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, вести элементарную беседу, диалог. Уметь слушать одноклассников и учителя. Проект «Семейный альбом»

Тема «Животные» (3 часа)

Повторение и знакомство с лексикой и РО по теме. Ролевые игры. Игра «Зоопарк». Учить рассказывать о своих любимых животных. Стихи о животных. Песня  «Le grand serf». Обучение чтению и письму.

 Тема «Новый год и Рождество» (2 часа)

Рассказы и сообщения о праздновании Рождества  и Нового года во Франции и России. Поздравление к Новому году. Разучивание песни. Подарки. Написание открытки. Урок – сюрприз.

Тема «Идём в магазин» (4 часа)

Лексика и МФ по теме. Рассказы о любимых продуктах. Разговор о правильном питании. Ролевые игры «В магазине». Инсценировки. Информация о том, как питаются и что едят французы. Инсценировки сказок по выбору учащихся. Чтение сказок. Проект «Моё любимое блюдо».

Тема «Город, в котором я живу» (4 часа)

Повторение и знакомство с лексикой по теме. Чтение текстов. Обсуждение.  Просмотр видеоматериалов. Стихотворение о городе. Диалоги. Создание презентации «Известные места Санкт-Петербурга».

Тема «Мой день» (4 часа)

Повторение и знакомство с лексикой по теме. Повторение числительных. Указание времени. Помощь по дому. Чтение. Рассказ о своем дне, занятиях в свободное время. Разговор с другом. Проект «Мой распорядок дня»

Тема «Школа и школьные друзья»

Повторение лексики: Учеба. Любимые предметы. Расписание. Чтение рассказов о школе. Просмотр видео-сюжета. Стихотворение о школе. Песня «C’est a l’ecоle». Рассказы и диалоги о классе, школьных друзьях. Проект «Составление портрета класса».

Итоговые занятия (2 часа)

Подводятся итоги обучения за учебный год. Дети показывают свои умения в говорении, аудировании, чтении, письме, в знании некоторых фактов из жизни французов, Франции и её достопримечательностях. Инсценировки. Заключительное занятие – праздник окончания учебного года. Стихи, песни, сценки на французском языке.

ИТОГО: 34 часа

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

•        Выставка иллюстраций к сказкам.

•        Театрализованное представление.

•        Конкурс.

•        Стенгазета по итогам занятий.

•        По окончании курса запланирован отчетный концерт для родителей и учащихся, где ребята смогут показать, чему научились.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний):

приобретение школьниками начальных (первичных) знаний о Франции и французском языке; о нормах культурной и толерантной коммуникации со сверстниками на иностранном языке; о ценности культурного разнообразия  стран и народов.

  1. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников):

развитие ценностных отношений школьников друг к другу, к своему Отечеству, к другой стране и её культуре, народу, к сотрудничеству.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия):

школьники могут приобрести опыт взаимодействия и организации совместной деятельности друг с другом, с учителем, с другими детьми, с другими людьми.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Береговская Э.М. «Поэзия вокруг нас», М., Просвещение, 1993.
  2. Григорьев Д.В., Степанов В.П. «Внеурочная деятельность школьников»,
  3. М., Просвещение, 2014.
  4. Килеева В. «Французский язык для детей» + СD, М., С-П, Питер, 2014.
  5. Хисматулина Н.В. «От слова к слову», игры с французскими словами, С-П, Каро, 2010.
  6.  Предметные картинки, презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный французский»

Иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в предметную область «филология». В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритет...