Формирование навыков смыслового чтения на уроках французского языка
учебно-методический материал по французскому языку (6 класс)

Михеева Ольга Дмитриевна

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Сегодня в учебниках по французскому языку по-прежнему представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке французского языка: до чтения, во время чтения и после чтения. Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.rar750.2 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1           Формирование навыков смыслового чтения на уроках

французского языка

Михеева О.Д.,

учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ №12»

г. Иркутск

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению.

Слайд 2          Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Это касается не только чтения на родном языке, а также и на иностранном.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Сегодня в учебниках по французскому языку по-прежнему представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Слайд 3          Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке французского языка: до чтения, во время чтения и после чтения. Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • конспектирование новой темы.

Слайд 4      Давайте рассмотрим варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений: Для этого предлагаю рассмотреть текст для учащихся 6-х классов, раздел: Продукты, тема урока: Рецепт дня.

1. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

2. «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Найти и записать на доске ключевые слова, затем по этим словам каждый ученик придумывает свой фантастический рассказ, после этого, ребята узнают настоящее содержание текста. Предположение о содержании текста по заголовку или ключевому слову.

Слайд 5      3. Приём «Кластер». Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Учащиеся читают текст и вокруг основного слова (тема урока) выписывают ключевые, по их мнению понятия, выражения. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения необходимой информацией.

Слайд 6        4. Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Читая, ученик делает пометки в тексте: можно заполнить таблицу

V – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Слайд 7  5. «Верно» или неверно». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность. На отдельных листах написаны фразы, которые нужно будет распределить на две группы, в первую группу отобрать фразы, соответствующие содержанию текста, а во вторую – несоответствующие содержанию текста

Слайд 8        6.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

7. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с    печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

8. «Составь текст». Прочитать текст, понять его основное содержание. Каждый ученик пишет по одному вопросу к тексту на отдельных листочках. Сворачивает и отдаёт ведущему. Затем каждый тянет по одному вопросу и отвечает на вытянутый вопрос. Затем обсуждаются ответы, и по этим ответам выстраивается такое содержание текста, какое было в учебнике

9. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли встретить…..?».

Слайд 9  10. «Перепутанные логические цепочки». На отдельных листах выписываются фразы, соответствующие содержанию текста, но одна фраза лишняя, её надо найти! Пронумеровать их в соответствии с положением в тексте.

11. Закончить фразу…

Слайд 10      12.  Приём «Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Слайд 11.      Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:

технологии проблемного обучения;

интерактивных технологий;

технологии критического мышления.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Обучающимся предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики, аннотации любимой книги или попробовать себя в написании текста подобного изученному (например, составить рецепт любимого блюда на французском).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.

Как добиться, чтобы дети читали на уроках английского языка.? Вам поможет формирование навыков смыслового чтения....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...