Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Филатова Ольга Робертовна

Как добиться, чтобы дети читали на уроках английского языка.? Вам поможет формирование навыков смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

О.Р. Филатова

МАОУ СОШ  №32 г. Томска, учитель английского языка

        Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, в основе которого лежит овладение умениями, связанными с извлечением информации и ее осмыслением. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров включено в метапредметные результаты в новых Федеральных государственных стандартах образования.

   В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, а именно осмысление цели и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста.

   В настоящее время в методике преподавания иностранного языка уделяется большое внимание коммуникативному подходу в обучении всем видам деятельности и чтению в том числе. У учащихся возникают трудности при общении на основе прочитанного текста. В данной ситуации, я считаю, что отработка навыков именно смыслового чтения может стать решением возникшей проблемы. Для смыслового понимания важно не только  прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание, в процессе чего и происходит общение. Именно эти умения необходимы для успешной сдачи ЕГЭ.

   В зависимости от поставленных задач мы используем разные виды чтения, когда, например, изучаем на доске объявлений определенного типа объявления в поисках квартиры, или же внимательно читаем статью в научном журнале, содержащую специфическую информацию, нужную нам. И перед учащимися необходимо ставить конкретные задачи перед чтением каждого текста. Это может быть либо просмотровое чтение ( например с доски объявлений), либо детальное изучение ( например научной статьи). Зная, что за текст мы будем читать и зачем мы будем читать, мы выбираем разные виды чтения, такие как : просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее и поисковое чтение.

   Просмотровое чтение это получение общего представления о тексте. Оно может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстов и создавать ситуации просмотра.

При ознакомительном чтении внимание направлено на весь текст, без получения определенной информации, текст читается быстро, с извлечением основной информации.

    Изучающее чтение это полное понимание всего текста и его критическое осмысление. Перед учащимися ставится задача самостоятельно преодолевать трудности при чтении текста.

     Поисковое чтение это чтение специальной литературы, газет. При этом учащимся необходимо найти в тексте определенные данные, факты, цифры и другие характеристики.

   Другой важный вопрос это сами тексты. При отборе текстов важно учитывать прежде всего возрастные особенности и потребности учащихся. Часто у учащихся снижается мотивация из-за текста, который им неинтересен и не отвечает их потребностям, что ведет к потери смысла самого чтения как вида речевой деятельности. Также не менее важным является само содержание текста, его значимость, проблемность и новизна. Это должны быть аутентичные тексты лингво-страноведческого характера, которые способствуют повышению коммуникативно-познавательной мотивации, которые формируют лингво-страноведческую и культурную компетенцию. Важную роль играют и четко сформулированные задания к тексту, которые должны быть творческого и поискового характера, должны иметь элементы сравнительно-сопоставительного анализа.
   Технология смыслового чтения позволяет учащимся овладеть различными механизмами чтения, к которым относятся языковая догадка, вероятное прогнозирование, понимание логического значения текста, логической взаимосвязи предложений между собой. Необходимо познакомить учащихся с категориями логической взаимосвязи : сопоставление, противоположность, следствие.

Овладение технологией смыслового чтения осуществляется с помощью выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений. Работа с текстом начинается с предтекстовых упражнений для того, чтобы устранить возможные трудности, мотивировать учащихся к работе с текстом, привлечь знания из других областей. На этом этапе работы с текстом прогнозируется содержания текста с опорой на знания, жизненный опыт. Учитель помогает учащимся понять значения новых слов или грамматических явлений. Важным моментом является и снятие возможных социокультурных трудностей текста.

На данном этапе я использую следующие виды упражнений:

1. упражнения на высказывание предположений о содержании текста по заголовку, картинкам, фотографиям, ключевым словам.

2. мотивирующие упражнения (постановка проблемы и возможные пути ее решения ).

3.грамматические упражнение (поиск предложений с определенной грамматической структурой).

 На текстовом этапе работы с текстом я предлагаю своим учащимся следующие упражнения :

  1. самостоятельно прочитать текст, проверить предположения, сделанные на предтекстовом этапе
  2. повторно прочитать текст, выделить содержательную информацию, разделить текст на смысловые части, определить основную мысль каждой части текста, выделить ключевые слова в каждой части текста, найти незнакомую информацию, уточнить значения незнакомых слов и  выявить связь между частями текста
  3. проанализировать текст, найти решение поставленной проблеме в тексте

 На следующем послетекстовом этапе учащимся предлагаются упражнения, направленные на проверку понимания прочитанного текста и его контроль. В своей работе я использую такие задания творческого характера как ролевая игра ( например, чтобы ты сделал на месте героя текста), дискуссия ( например, ток-шоу, интервью), создание презентации на тему текста с привлечением дополнительной информации ( например, какие исчезнувшие цивилизации существовали на территории России и др.). На начальном этапе изучения английского языка можно предложить ребятам разыграть содержание текста по ролям (это может быть отрывок из сказки) или придумать продолжение, нарисовать иллюстрации. На старшем этапе учащимся предлагается дать совет герою, например, прочитав письмо подростка в журнал о своих проблемах, написать рекламную брошюру какого-либо места из текста, например, прочитав текст о зоопарках, написать отзыв или рецензию на прочитанный отрывок из художественного произведения, эссе или сочинение. Для дальнейшего осуществления общения по содержанию текста можно предложить учащимся составить развернутый план текста, записать графические опоры. На данном этапе работы я использую такой прием как «Фишбоун» или «Рыбная кость». Этот прием заключается в том, что учащиеся должны будут представить содержание текста в виде схемы - скелета рыбы. «Голова» скелета это проблема, основной вопрос, который содержится в тексте. На нижних косточках скелета учащиеся записывают найденные в тексте факты, на верхних косточках – причины данных фактов. Записи ведутся кратко, в виде ключевых слов и фраз. Хвост рыбы это ответ на главный вопрос и решение поставленной проблемы. Другой интересный прием это представление информации текста в кластерах, выделение смысловых единиц текста и графическое представление в определенном порядке  в виде кластера или грозди. Учащиеся читают текст, записывают или зарисовывают в середине листа основное слово, передающее идею или тему. По сторонам от него записываются связанные с ним понятия, выражения. В ходе работы в группах ребята наполняют эти ключевые понятия необходимой информацией, что помогает систематизировать материал для дальнейшей работы с текстом.

   Таким образом, работе с текстом, а в особенности, смысловому чтению, которое включает в себя все виды чтения,  уделяется большое внимание в процессе обучения иностранному языку. Тренируются универсальные действия по работе с текстом и извлечению информации, идет обучение анализу и осмыслению текста.

   Формирование умения смыслового чтения является сложным, но чрезвычайно важным комплексным процессом, который заключается в формировании большого количества различных навыков и умений. Если отсутствует хотя бы один компонент умение смыслового чтения не может считается сформированным.

                                        Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
  2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», «CambridgeUniversityPress», 2001.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в средней школе./ С.В.Борисова.-М.: Просвещение, 2011.
  5. Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам /Е.Н.Соловова //Иностранные языки в школе.- 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

  Работа над индивидуальной методической темой  – важный аспект  в самообразовательной деятельности учителя. В данной статье представлены материалы результатов работы над т...

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....

Стратегиальный подход при формировании навыка смыслового чтения на уроках английского языка

В данной статье я описываю подходы к формированию смыслового чтения на уроках английского языка....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

В статье рассматриваются основные виды чтения, вопросы обучения смысловому чтению на уроках английского языка...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...