Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.
статья по английскому языку

Лыткин Глеб Олегович

  Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

 

На уроках английского языка нам приходится работать над читательской грамотностью.

Но как же сложно бывает подступиться к такому объемному инструменту как текст. Но постараться все же стоит.

Работа над читательской грамотностью прежде всего предполагает работу с текстом на уроке иностранного языка и вне его. А работа с текстом способствует:

расширению словарного запаса

— знакомству с новым грамматическими конструкциями

— знакомству с культурой изучаемого языка

— совершенствованию речевых навыков

От теории к практике.

С чего стоит начать работу над текстом?  Ключевым моментом является выбор правильного текста.

Выбор текста

Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся. Удачный текст должен:

• быть актуальным и современным

• соответствовать уровню студентов

• не быть слишком длинным

• соответствовать интересам учеников

• подталкивать к высказыванию мнений, мыслей, соображений и т.д.

Этапы работы над текстом

Работу с текстом можно разделить на этапы. Их всего три:

  1. Предтекстовый (Pre-reading)
  2. Текстовый (While–reading)
  3. Послетекстовый (Post – reading)

Pre—reading

Цель этого этапа – подготовить студентов к тексту, подвести к его теме, разобрать сложную лексику и мотивировать студентов прочесть текст.

Примеры упражнений с текстом смотреть в приложении 1.

В качестве подготовки к чтению можно выполнить следующие упражнения:

• Напишите на доске цитату / высказывание/ крылатое выражение, которое отражает суть текста, и попросить студентов высказать мнение/ объяснить выражение/ предположить, о чем будет текст.

  • Посмотрите на изображение, на заголовок, на первый абзац истории и ответьте на вопросы, объясняя свою точку зрения.

• Подготовьте несколько картинок, каждая из которых отражает отдельные аспекты текста, при этом изображения не должны быть явно связаны между собой. Прикрепите картинки к доске и попросите учеников в командах придумать историю, которая связывает все эти картинки. Команда, которая ближе всех к сути текста, побеждает.

• Подготовьте карточки с вопросами по тексту. Разделите класс на пары, каждой паре выдайте вопрос. Дайте студентам пару минут на обсуждение этого вопроса, после чего попросите их резюмировать свои ответы.

• Если в тексте есть сложная лексика, лучше ее разобрать перед прочтением. Для этого попробуйте один из способов объяснения новой лексики.

While –reading

Перед чтением текста студентам нужно поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Сразу настройте учеников, что им необходимо будет выполнить задание:

• развернуто ответить на вопросы.

• подтвердить или опровергнуть утверждение

• вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски

Примеры упражнений на послетекстовом этапе смотреть в приложении 2.

Разнообразить процесс чтения можно с помощью таких заданий:

Find the difference

— Подготовьте 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть 10 и более отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.

— Разделите группу на 3 команды.

— Каждой команде выдайте копию текста.  Команде необходимо прочитать текст и запомнить как можно больше деталей.

— После этого перемешайте участников команд так, чтобы в каждой команде было как минимум по одному представителю из другой команды.

— Участники разных команд пересказывают друг другу свой вариант текста и пытаются найти 10 несоответствий. Команда, которая первой найдет все отличия, побеждает.

Act it out

— Разделите класс на команды и выдайте им текст.

— За определенное время командам необходимо прочитать текст и поставить его (да-да, как в театре).

— После этого дайте каждой команде разыграть сценку о том, что они читали.

— Попросите команды проголосовать за лучшую команду-соперника, чтобы определить победителя.

Jigsaw puzzle

— Разделите текст на столько частей, сколько учеников в вашей группе.

— Каждому ученику выдайте по одной фразе или фрагменту текста.

— Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроиться в соответствующем порядке.

Post – reading

Третий этап важно использовать для развития речевых навыков, а также для совершенствования лексических, фонетических и грамматических навыков  и навыков письма. 

Классические упражнения для развития речевых навыков:

• устный или письменный пересказ текста (можно дать в качестве HW)

•  характеристика героев

• придумать продолжение истории, придумать новый финал текста

• придумать новый, более удачный заголовок для текста

  • Представить себя на месте рассказчика и рассказать, как бы вы чувствовали себя в этой ситуации; как бы вы вышли из этой ситуации.

Чтобы разнообразить этот этап и по-максимуму разговорить студентов, используйте такие виды деятельности:

Придумать продолжение /альтернативный финал истории

— Разделите класс на команды

— Дайте задание придумать альтернативную концовку

—  Поставьте таймер на 5-10 минут

— Show time!

Можно нарисовать концовку и объяснить рисунок всему классу

Можно высказать свое мнение

Логично просить каждого студента высказать свое мнение по поводу прочитанного текста. Но к чему эти банальности. Бросьте им вызов!

— Подготовьте карточки с утверждениями о тексте.

— Каждый студент получает карточку,  но которой написано некое утверждение, которое может не совпадать с его мнением (лучше, если студент будет не согласен с тем, что написано на карточке)

— Задание студента дать как можно больше аргументов в поддержку утверждения на карточке.

Дебаты

— Разделите класс на 2 команды.

—  Напишите на доске фразу, которая передает основную идею текста (например: следует запретить курение в общественных места)

— Присвойте командам роли (команда «ЗА», команда «ПРОТИВ»)

—  Несмотря на то, что их мнение может не совпадать с мнением, которое вы им присвоили, их задача отстаивать позицию.

В начале дебатов обязательно скажите студентом, что каждый из них должен высказаться минимум 3 раза. Так вы можете избежать «молчунов».

 Упражнения для отработки лексических, фонетических и грамматических навыков:

-замените подчеркнутые слова подходящими синонимами из списка

 -закончите предложения, вставив в пропуски подходящие идиомы из списка

-составьте предложения, используя новые слова

-произнесите слова из списка правильно. Проверьте правильность произношения.

-запишите в пропуски нужную форму слова

-расскажите отрывок истории в другом времени.

-заполните пропуски, используя глаголы в нужном времени.

-подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении

-поставьте слова в нужном прядке, чтобы образовать предложения

Упражнения для отработки  навыков письменной речи:

- напишите электронное благодарственное письмо  за полученный подарок.

-напишите сочинение (из 2 абзацев), в котором описываете самый необычный подарок, который когда либо получали.

-придумай необычный подарок. На одной стороне бумаги напишите описание этой вещи и возможно сделайте рисунок. На другой стороне листа напишите предназначение этой вещи. Затем прочитайте описание одноклассникам, покажите изображение и предложите догадаться о предназначении этого необычного подарка.

И напоследок еще один совет. На послетекстовом этапе, когда студенты высказывают свое мнение, участвуют в дебатах, пересказывают текст и т.д. в качестве еще одного правила попросите их употребить 3 новых слова, фразы, конструкции из текста в своей речи. Так вы поможете ученикам сразу перенести новую лексику в активный словарный запас.

Использование метода «J» для формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка

Еще одним мощным инструментом при работе с текстом является мозаика «Джигсоу». Мозаика «Джигсоу» (или Американская мозаика) – это яркий пример Педагогики сотрудничества, в которой центральное место занимают  «обучение сообща», «обучение в сотрудничестве» или взаимообучение. Суть данного подхода в обучении – организация работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Процесс взаимообучения в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Прием «Джигсоу» можно использовать при изучении и систематизации большого по объему материала.

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

Мозаика «Джигсо»

1. Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5.

2. Называется тема статьи или текста и ведущий поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.

3. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы.

4. Каждая группа досконально изучает свою часть текста.

5. Участники расходятся по домашним группам.

6. Начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему.

7. Ведущий проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.

Сведения, поступившие от всех членов группы, обсуждаются, оформляются в виде: сводной таблицы, презентации, кластера и т.д.

В заключении хочется сказать, что правильно работая над текстом и используя достаточное количество упражнений на уроках английского языка расширяется лексический словарный запас учащегося, совершенствуются речевые навыки, развивается аналитическое мышление, активизируется учебный процесс и формируется устойчивый и познавательный интерес.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.

Как добиться, чтобы дети читали на уроках английского языка.? Вам поможет формирование навыков смыслового чтения....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

  Работа над индивидуальной методической темой  – важный аспект  в самообразовательной деятельности учителя. В данной статье представлены материалы результатов работы над т...

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....

Стратегиальный подход при формировании навыка смыслового чтения на уроках английского языка

В данной статье я описываю подходы к формированию смыслового чтения на уроках английского языка....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

В статье рассматриваются основные виды чтения, вопросы обучения смысловому чтению на уроках английского языка...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...