Тест как форма контроля при обучении французскому языку
статья по французскому языку

Лобасевич Надежда Адольфовна

Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы , однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест.

Тестирование – это форма контроля (и обучения) с помощью проведения и использования теста.

Тест – это комплекс заданий, подготовленных в соответствии с определенными требованиями, прошедших апробацию с целью выявления коммуникативных компетенций (знаний, умений, навыков) учащихся.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Контроль представляет собой сложное дидактическое целое, в котором тесно переплетаются деятельность учителя и учащихся.

Тестируя учитель:

  • получает информацию о качестве своей педагогической и предметной компетентности;
  • анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методические ошибки;
  • правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно распределяет учебное время;
  • получая сведения о результатах работы класса в целом и каждого обучаемого в отдельности, учитель планирует и организует дифференциацию и индивидуализацию обучения.
  • Контроль стимулирует учебную деятельность, повышает мотивацию обучения; позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест как форма контроля при обучении французскому языку

Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы , однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест.

Тестирование – это форма контроля (и обучения) с помощью проведения и использования теста.

Тест – это комплекс заданий, подготовленных в соответствии с определенными требованиями, прошедших апробацию с целью выявления коммуникативных компетенций (знаний, умений, навыков) учащихся.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Контроль представляет собой сложное дидактическое целое, в котором тесно переплетаются деятельность учителя и учащихся.

Тестируя учитель:

  • получает информацию о качестве своей педагогической и предметной компетентности;
  • анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методические ошибки;
  • правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно распределяет учебное время;
  • получая сведения о результатах работы класса в целом и каждого обучаемого в отдельности, учитель планирует и организует дифференциацию и индивидуализацию обучения.
  • Контроль стимулирует учебную деятельность, повышает мотивацию обучения; позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.

Выделяют следующие подгруппы тестов:

1. По статусу контролирующей программы:

  • Стандартизированные тесты. Это официально зарегистрированные тесты, составленные специалистами и проведенные на большом числе испытуемых. Например, при проведении ЕГЭ используются стандартизированные тесты.
  • Нестандартизированные тесты. Это тесты, составленные одним или группой преподавателей. Они применяются в зависимости от конкретных задач в течение учебного года.

2. По виду осуществляемого контроля:

  • Тесты текущего контроля. Текущий контроль самый распространенный и эффективный контроль, когда речь идет о систематической проверке усвоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. Он осуществляется по ходу прохождения программы.
  • Тесты рубежного контроля. Рубежный контроль направлен на выявление результатов на определенном этапе обучения иностранному языку (по окончании учебной четверти, семестра, полугодия).
  • Тесты тематического контроля. Тематический контроль проводится по завершении изучения темы (речевого общения), он позволяет контролировать уровень развития умений и навыков по теме. Важным показателем эффективности тематического и рубежного контроля является уровень сформированности навыков самоконтроля у обучаемых.
  • Тесты итогового контроля. Итоговый контроль устанавливает уровень сформированности коммуникативной компетенции в аудировании, чтении, письме, говорении по окончанию изучения курса иностранного языка. Одна из важных сфер применения итогового контроля – аттестация учеников общеобразовательных учреждений, т. е. установление соответствия уровня и качества подготовки учащихся требованиям образовательных стандартов по французскому языку.

Классификация тестов по формальным (внешним) признакам делиться на группы:

1. По структуре и способу формирования ответа:

  • избирательные тесты;
  • тесты со свободно конструируемым ответом.

2. По характеру выборочных ответов:

  • альтернативные тесты;
  • тесты множественного выбора;
  • тесты перекрестного выбора;

3. По гомогенности заданий:

  • тесты на скорость, состоящие из равнотрудных заданий;
  • тесты на сложность, состоящие из все более усложняющихся к концу заданий.
  • тесты на сложность, состоящие из все более усложняющихся вопросов к концу задания.

Для того чтобы тест по иностранному языку был качественным измерителем, он должен обладать рядом следующих характеристик:

  • Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводилось тестировании.
  • Надежность отражает степень постоянства, стабильность результатов тестирования.
  • Экономичность теста – возможность конкретного теста дать максимум достоверной информации об испытуемом при минимальных затратах времени и усилий на составление, проведение и проверку теста.
  • Аутентичность или подлинность теста достигается через выбор аутентичных тестов, создание тестовых ситуаций, приближенных к реальным условиям обучения.

Формы тестов:

  • Задания закрытой формы предлагают выбор ответов из нескольких предложенных вариантов. Варианты неправильных ответов называют дистракторами, отвлекающими ответами. Эти задания широко используются в практике массового тестирования.
  • Задания открытой формы (нет подсказок) предполагают самостоятельное конструирование ответа без опоры на предложенные варианты. К ним относятся задания двух видов: задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом.

К заданиям закрытой формы относятся задания альтернативного выбора и задания множественного выбора.

Задания альтернативного выбора или задания с двумя вариантами ответов (vrai/faux, oui/non).

Примеры.
Прослушайте интервью и выполните задания 3-5. Определите, какое из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют. Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись запись дважды.

  1. Répondez vrai (V) ou faux (F).

a. Bob Sinclar est un chanteur célèbre. _________

b. Bob Sinclar habite dans un village. ___________

c. Son premier album s’appelait «Paradise».____________

d. Son premier album a fait un succès uniquement en France. ________

e. En France, il participe à de grands événements.  __________

f. Les musiques de son dernier album ont un style classique __________.  

g. Bob Sinclar mixe pour obtenir un son original.__________

Текст для аудирования:        

BOB SINCLAR

Bob Sinclair est passionné de musique: ses sons électroniques font danser les gens dans les clubs du monde entier. DJ, compositeur et producteur de musique, ce Français a réalisé de nombreux projets ambitieux.        

– Est-ce que Bob Sinclar est votre vrai nom?

Bob – Non, mon vrai nom est Chris Le Friant! J’ai choisi ce nom car il fait aventurier et star de la disco. C’est aussi le nom d’un personnage du film français Le Magnifique. 

– Quel est votre parcours1?

Bob –  J’ai grandi dans le quartier du Marais à Paris et je continue à vivre à cet endroit. J’ai commencé à sortir dans les clubs quand j’étais adolescent, à la fin des années 80. Je me suis alors intéressé aux techniques de mixage et aux D.J.

Plus tard, j’étais DJ au Palace à Paris. Mon premier album, «Paradise», est sorti en 1988. Il a été un grand succès dans le monde entier. En 1994, j’ai créé avec un ami D.J. Yellow production, un label2 de musique.

– Pouvez-vous décrire votre style musical?

Bob – Il est très varié: le disco, le funk, le groove, le jazz et les musiques

traditionnelles du monde. Je mixe pour obtenir3 un son final électronique et unique!

Dans mon dernier album, Africanism III, il y a un mélange de chants traditionnels africains avec des sons jamaïcains, des rythmes d’Extrême-Orient et de la house.

– Vous participez parfois à de grands événements nationaux?

Bob – Je suis très actif: par exemple, j’ai parrainé l’an dernier une opération anti-alcool

pour les jeunes conducteurs. En 2003, j’ai participé aux Solidays et à la Gay Pride.  je suis souvent invité à mixer pour des galas de grandes écoles.

 Vous faites autre chose que de la musique?

Bob – Oui, pendant mes temps libres, je fais du sport. J’adore les activités sportives.

 Задания подобного типа проверяют, в какой степени испытуемый понимает отдельные факты прослушанного или прочитанного текста. Особенность – вопрос должен формулироваться в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие с утверждением.

Рекомендации по составлению заданий альтернативного выбора:

  1. Использовать утверждения, которые абсолютно правильны или неправильны.
  2. Утверждение не должно повторять фразу из текста.
  3. Использовать чаще неправильные утверждения, чем правильные (но не более чем на 15%)

Задания множественного выбора предполагают выбор одного (правильного) варианта из нескольких предложенных. Эти задания используются для проверки лексических и грамматических навыков, умений чтения и аудирования. Например:

– Выполните задания, выбрав один из предложенных ответов. В бланке ответов поставьте плюс (+) в клетке, номер которой соответствует номеру выбранноговами ответа.

Задание . Tu as écrit à tes parents? Non, je ne … ai pas écrit.

1) les     2) lui     3) leur     4) l’

  1.  В заданиях множественного выбора число ответов увеличивают от четырех до пяти. Место правильного ответа должно быть случайным. Варианты ответов должны быть правдоподобными.Ответы не должны вытекать один из другого

Ни один из дистрактов не должен являться частично правильным ответом.

Рассмотрим теперь тестовые задания с открытой формой ответа. В заданиях с кратким ответом от тестируемого требуется закончить предложение, вписать вместо многоточия правильный ответ. В подобных заданиях ответ должен быть однозначным. Каждое задание нацелено на одно дополнение, место которого обозначается точками.

Для заполнения пропуска отбирается наиболее важная информация.

Использование такой формы задания предполагает наличие эталона, в качестве которого выступает правильный ответ.

В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике преподавания иностранных языков.

Безусловно, тест пока ещё не может заменить такую, например, форму итогового контроля, как экзамены. Однако его можно с успехом использовать как одну из форм (не единственную!) промежуточного итогового контроля, проводимого, например, по окончании цикла занятий. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 30-40 тестов по ключу не займет у учителя больше 5-7 минут. Как уже отмечалось, в настоящее время совершенно отчетливо наметилась тенденция использовать тесты в обучающей функции, т. е. в процессе овладения учащимися языковым материалом (в нашем случае - грамматическим). Закрепление за тестами этой функции представляется оправданным и перспективным по следующим причинам.

Рассмотрев подробно понятие теста и тестовую методику, а также проблемы, возникающие при работе с тестовыми заданиями, можно сделать следующие выводы.

Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых - это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Таким образом, даже беглый анализ существующих теоретических работ и конкретных тестов показывает, что хотя в настоящее время тест и является достаточно эффективным способом контроля, но пользоваться им следует с осторожностью.

Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового материала.

Тесты выполняют различные функции. К контрольным относятся те тесты, основной целью которых является установить факт знания/незнания, владения/невладения тем или иным материалом и соответственно оценить его.

К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения.

В средней школе первый вид можно соотнести с итоговым контролем, производимым в конце курса обучения, второй вид - с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий.

В настоящее время наметилась тенденция использовать тесты в обучающей функции. При развитии отдельных умений (из числа установленных) которые связаны со смысловой переработкой информации в процессе чтения, характер и организация тестовых заданий предусматривает тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде на отрывках/абзацах различного построения (например, начинающихся с главной мысли и т. д.).

Тесты позволяют осуществлять проверку не только конечного продукта определенной деятельности, но и что является более важным, контроль самого процесса формирования этой деятельности и составляющих ее действий. Тестирование, таким образом, выступает как в качестве средства развития и регуляции определенной деятельности, так и в качестве проверки конечного результата, реализуя тем самым две основные функции контроля - обучающую и собственного контролирующую.

Основной педагогический прием, использованный в современных схемах, состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.

Однако учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

Итак, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

В приложении к работе приведены тесты для контроля знаний по обучению практической грамматике французского языка, специальные подобранные для среднего этапа школьного обучения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в школе. М.:1989.

2.Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе // ИЯШ, 2009, №1.

3.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. ИЯ-2009, №4.

4.Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя., -2-е изд., переработано и дополнено. - М.: АРКТИ, 2008.- 192с.

5.Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 2007.-№6.-С.68-73.

6.Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004.- 144с.

7.Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник/ Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и другие. М.: Высш. школа, 1982.

 8.Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку // Иностранные языки в школе - №2 - 2008.

9.Рапопорт И.А. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива // Иностранные языки в школе - №2 - 2005.

10.Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.

                                             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль в процессе обучения французскому языку.

Теоретический материал о роли тестового контроля в процессе обучения французскому языку,подкреплённый практическими тестами различных видов речевой деятельности.Приведены тесты по грамматике и лексике...

Контроль в обучении французскому языку как средство измерения учебных достижений учащихся

Контроль должен давать представление о достижении промежуточных и конечных целей обучения французскому языку, но не может ограничиваться сугубо практической целью – проверкой усвоения знаний и выработ...

Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку

материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...

Контроль в обучении французскому языку

Теоретическая статья о видах, способах контроля, его эффективности и необходимости его планирования...

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку.

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку....