Обучение французскому языку в диалоге двух культур.
материал по французскому языку

марченкова марина анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poslednie_gody_frantsuzskiy_yazyk.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы французский язык, к сожалению, находится на задворках школьной жизни, думаю не только в нашей школе, но во всех остальных, по крайне мере, в нашем регионе. Изучаем мы его теперь в основном, только как второй, не основной язык, классов таких становится неприлично мало, количество часов сокращается до двух в неделю, а иногда и до одного часа, и ещё одна проблема, возможно только нашей школы, уроки ставят парой даже в пятом классе. Мы все учителя иностранного языка и, я думаю, мне не стоит вам объяснять, что это значит.  Но и в таких не простых условиях, мы не опускаем рук, учим детей французскому языку, знакомим с историей и культурой страны. Главным для себя в обучении французскому языку,  я выделила формирование интереса к изучению языка, желания узнавать, что то новое, да, наверное,  просто помочь детям полюбить французский язык, так как его люблю я.

Иногда это получается, не всегда конечно, но результаты кое какие всё-таки есть. (Слайд)

Сегодня  мы говорим с вами о функциональной грамотности, что значит, умении применить полученные знания на практике. Коллеги попросили меня поделиться, как я готовлю детей к олимпиадам, конкурсам и  другим мероприятиям, с учётом различных видов функциональной грамотности.  

Что бы, что то дать детям, научить их чему-то  важному, нужному, интересному, нужно, конечно, постоянно учиться самой (что мы все с вами и делаем). В этом году, в начале февраля, мне удалось стать слушателем потрясающе интересных курсов по французскому языку. «Преподавание французского языка как иностранного; реалии, трудности, решения» Семинар был организован Ассоциацией фр.яз совместно с Агентством по международному сотрудничеству при поддержке посольств франкоязычных стран в России. Семинар был рассчитан на пять дней.  (Слайд)

Дети, увлечённые языком, частенько изъявляют желание сдать экзамен на международный сертификат DELF. Пришлось составить программу  элективного курса по подготовке к сдаче этого экзамена. Если убрать последние два-три непростых года, мои ребята каждый год сдавали DELF, успешно, на разный уровень от A1 до B2 (Слайд)

Понятно, что работа по формированию функциональной грамоте должна вестись в системе, как на уроке, так и на дополнительных занятиях после уроков, иногда онлайн. Материалы для составления заданий по развитию функциональной грамотности стараюсь выбирать из жизненных ситуаций. Например поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодёжных центрах, заполнение электронных анкет, опросов, резюме, поиск билетов на все виды транспорта, изучение расписания движения транспорта, сайтов со сводками погоды, работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений, бронирование номера в отеле, поиск кулинарных рецептов ,поиск информации о книгах, фильмах, музыке, выбор товаров в интернете.

Учебник французского языка «Синяя птица», по которому мы работаем, к сожалению, не располагает достаточным количеством упражнений для формирования всех видов функциональной грамотности, поэтому я составляю,  так называемые, « Рабочие листы» с необходимыми упражнениями почти по каждой теме. Здесь есть масса упражнений по формированию, читательской грамотности, глобальных компетенций, иногда финансовой или математической грамотности. Учащиеся работают с этими листами на протяжении всей темы (8-10 уроков), часть упражнений выполняем на уроке, часть дома. В конце изучения темы, я собираю листы на проверку, и выставляю оценку в журнал, чаще всего хорошую, так как почти все задания проверяются на уроке, задача учащегося быть внимательным, следить за мыслью учителя и ответами одноклассников.  (Слайд)

Затем мы пишем, контрольную работу, которую я составляю сама, опираясь на материал рабочих листов, разбавляю всё картинками, вплоть до 10-11 класса. Это делает работу не такой страшной и иногда результаты радуют (Слайд)

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения фр. Яз. Можно различными способами. Я использую такие средства, как игра, видео путешествие, театральные постановки и конечно метод проектов. Проектов делаем много, ребята любят эту работу, всегда очень творчески подходят к выполнению работ. Вот несколько , для примера. : 6класс “ Mon ecole de reve”,  9 класс  “La publicite d‘un hotel”, 11 класс “ Mon Paris Siberien. Dans quelle mesure Irkoutsk ressemble à Paris?” Данная работа стала победителем региональной олимпиады Русско-французского факультета БГУЭП по французскому языку среди школьников 9, 10 и 11 классов. ( Слайд)

Умение написать письмо, открытку, мы тоже не обходим стороной. Начинаем с маленького, открытка с днём рождения в пятом классе, в 9 это может быть письмо, мне, своему  учителю,  например из путешествия в Париж. ( Слайд)

Обучение  аудированию, крайне необходимый элемент функциональной грамотности. Мы, конечно, выполняем множество упражнений для формирования и закрепления данного навыка, а ёщё учим стихи, много, по одному в каждой четверти. Учебник их не предлагает, но французская литература имеет их в неограниченном количестве. Стихи мы рассказываем на уроке, но те кто болел или по другой не важно уважительной или нет, причине отсутствовал на уроке, высылают задание мне на почту. Иногда, я слушаю их с удовольствием! (Слайд)

В допандемийное время к нам в школу зачастили французские школьники, человек 30+ и преподаватели. Это было , конечно, целое событие. Мы проводили открытые уроки, мастер классы, экскурсии , концерты. Казалось, что вся школа, а не только учащиеся лингвистических классов, заговорила на французском языке. (Слайд)

 Сейчас такой возможности, к сожалению, нет, но мы ищем и находим другие пути. В этом году в Иркутск приезжал Президент ассоциации памяти истребителей полка «Нормандия Неман», Ги Леже. 44 гимназия организовала встречу, куда любезно пригласила учащихся нашей школы. Мы приняли приглашение с большим удовольствием.  Рассказ об истории создания полка Нормандия Неман,  вопросы, ответы, обмен мнениями. Встреча получилась очень тёплой, искренней и невероятно интересной. Ги Леже оказался ещё и французским шансонье, так что былое ещё много музыки и песен. (Слайд)

У нас в городе есть множество мест, так или иначе связанных с Францией. (помните презентацию“ Mon Paris Siberien. Dans quelle mesure Irkoutsk ressemble à Paris?” ) Например, ресторан французско-бельгийской кухни BBB  (Слайд). Мы , конечно, же не могли  упустить  такую возможность. Родители помогли нам организовать мастер класс для детей  в этот ресторан. Полное погружение в язык, глобальные компетенции, математическая грамотность на протяжении трёх часов без перерыва.  Ребята сами готовили блюда, в соответствии с рецептами, соблюдая количество продуктов, время приготовления и тд.  А потом всё дружно съели. Оказалось очень вкусно. Домой получили раздаточный материал с рецептами,с необходимой лексикой для дальнейшей отработки слов и выражений. (Слайд)

Мы так увлечённо и активно изучаем с ребятами французский язык, что вовлечёнными оказываются дети из других классов, коллеги, и конечно родители. Они не только помогают в проведении различных мероприятий, но и сами начинают активно изучать французский язык. Мама Ани Мироновой, ученицы 8л класса, Ольга Сафронова, исполняет песни на французском языке с большой любовью и талантом. В завершении своего выступления, предлагаю послушать, одну из песен в её исполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Обучение иностранному языку как диалог культур»

Состояние культуры в обществе есть всегда показатель его развития в политической, социально – экономической и иных сферах. Процесс культуры – это постоянный процесс интеллектуализации общественной жиз...

Диалог двух культур.

В Год Культуры 2014  отмечаем … Юбилеи 2 гениев. 200- летие гения Русской культуры Михаила Юрьевича Лермонтова и 155- летие гения Осетинской культуры Коста Левановича Хетагурова. « Октябрьские зв...

Обучение французскому языку в аспекте диалога культур.

Преподавание французского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию личности школьника, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошл...

Элективный курс по английскому языку "Диалог двух культур"

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Требуемый уровень владения английским языком – А2 - В1 по общеевропейской системе уровней владения неродными языками....

Тема урока: «Friedrich Schiller - Диалог двух культур»

1. Введение      2. Организационный момент. Постановка целей и задач.  ...

Программа элективного курса по английскому языку «Диалог двух культур» (10-11 класс)

Согласно новым государственным стандартам во 2-11 классам цели обучения английскому языку на старшем этапе общего направления включают: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ...