Игра как средство развития познавательной активности
статья по испанскому языку на тему

Галицкая Екатерина Александровна

Статья "Игра как средство развития познавательной активности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

        Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

        Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

        Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

Основы технологии игровых форм обучения.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в технологии играет общественно-государственный заказ.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Общие положения понятия игры.

Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Классификация игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

 Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
  2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
  1. Развивающие:
  1. Развивать у учащихся творческое мышление.
  2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
  2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
  3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Особенности отбора содержания учебного материала.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.

В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

Средства обучения.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.
  2. Использование аппарата учебника.
  3. Иллюстрации учебного пособия.
  4. Географические карты.
  5. Учебные картины.
  6. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
  7. Тексты художественных произведений.
  8. Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.

Организация учебно-познавательной деятельности учащегося.

 Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. 

Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

 Предложение игры детям.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

  1. Назначение на роль непосредственно взрослым.
  2. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).
  3. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).
  4. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
  5. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
  2. Принципы развития игровой динамики.
  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов на уроке.

 Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Задачи:

  1.  Эмоциональный настрой на получение знаний.
  2. Умение строить диалог.
  3. Создание образного представления об изучаемом предмете.
  4. Получение конкретных знаний через личное ощущение.
  1. Урок – игра (сюжетно-ролевые игры)

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать  возможность выхода  самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорга-низации, самооценки учащихся.

Задачи:

1.       Умение работать со словарем.

  1. Умение ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.
  2. Умение и навык работы в библиотеке
  1. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
  2. Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
  3. Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
  4. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

  1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
  3. Обязательна констатация результата игры.
  4.  Компетентное жюри.
  5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Особенности подготовки и проведения дидактических игр на уроках информатики

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. Игра способствует активизации учебной деятельности школьников, так как, в первую очередь происходит изменение мотивации к получению знаний. Если при традиционной форме обучения они, как правило, получаются учениками по принуждению, то при игровой форме обучения знания учащиеся получают на основе личной заинтересованности, причем, нередко, делают это с большим желанием. На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебному предмету информатика. Немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме. Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д. При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей. Очевидно, что это способствует восприятию изучаемого вопроса в курсе информатики как одной из составляющих стройной системы знания во всем многообразии дисциплин. На основе всего вышесказанного справедливо предположить, что дидактическая игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя является мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне более глубоких теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.

Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ. Рассмотрим каждый из этих этапов на примере дидактической игры «Кто хочет стать программистом?»

Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры — замысел, включающий в себя следующие составляющие:

  • выбор класса;
  • определение темы урока;
  • определение типа урока;
  • определение временных рамок;
  • выбор форм и видов игры.

Выбор класса, в котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач. Данная дидактическая игра может быть проведена в классе математического профиля со средним или высоким уровнями обученности. Задачи, решаемые данной игрой, и формы ее подачи следует варьировать в зависимости от профиля класса и степени подготовки учащихся.

Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Это может быть как введение в новую тему, так и обзорная, второстепенная по значимости или одна из основных тем курса. При этом учитель должен определить: целесообразно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку и проведение дидактической игры по выбранной теме (если она, например, носит прикладной характер, не имеет особой практической ценности и не играет при этом большой роли при изучении курса). Предложенная игра проводится по теме «Одномерные массивы».

Конечно же, дидактические игры применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми. Рассматриваемая дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач и в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Одномерные массивы», или как собственно контрольная работа по данной теме.

На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на её подготовку. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, распределения обязанностей между учителем и учащимися. Дидактическая игра «Кто хочет стать программистом?» может проводиться на одном из уроков, посвященном решению задач по теме, занимая тем самым 40—45 минут. Следует отметить, что этот урок является заключительным для целой серии уроков, на которых отводится определенное время для подготовки учащихся к данной игре, а также накопления соответствующего материала.

Выбор форм дидактической игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока. Для данной дидактической игры выбраны коллективная и индивидуальная формы обучения.

Следующий этап — организация дидактической игры, в свою очередь делится на подэтапы:

  • написание сценария игры;
  • распределение обязанностей между учителем и учащимися;
  • подбор заданий;
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария, пожалуй, самый трудный и ответственный этап при подготовке дидактической игры. Его могут разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся (наиболее активные, творчески мыслящие, талантливые ученики). Сценарий дидактической игры должен отражать следующие моменты:

  • подробный план игры;
  • инструкции по проведению каждого этапа игры;
  • список ролей участников (роли целесообразно определить заблаговременно) и реквизита;
  • подборку заданий, упражнений, вопросов, и т. п. с решениями и критериями их оценки;
  • вопросы для анализа игры.

В разработке и подготовке дидактической игры может принимать участие только учитель (группа учителей), который пишет сценарий игры, подбирает задания, критерии их оценки, распределяет роли между учащимися и т. д., а могут и совместно работать учитель с группой учащихся или всем классом, для другого класса из параллели. В случае работы со всем классом, не должно происходить разделения значимости учащихся в деле подготовки, каждому следует предоставить, по возможности, равные условия для самореализации.

Подбор заданий для дидактической игры может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

  • задания должны отличаться уровнем сложности и желательно иметь несколько способов решения;
  • задания следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а так же такие, в которых возможна реализация межпредметных связей;
  • выполнение заданий должно быть затруднительно, либо невозможно без знания теоретического материала;
  • решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.

Говоря о критерии оценки в дидактической игре, следует отметить, что они:

  • разрабатываются учителем (возможно вместе с учениками) заранее и объявляются до проведения игры или в ее начале;
  • оцениваться могут все ученики или только учащиеся показавшие положительные результаты;
  • групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы или оценивается работа всей группы;
  • выставлять оценку могут: учитель, учитель и капитан, и сами учащиеся;
  • возможны варианты выставления оценки: по ходу урока, в конце игры, после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

Как уже говорилось, предлагаю рассмотреть дидактическую игру на конкретном примере обобщающей игры «Кто хочет стать программистом?» по теме «Одномерные массивы».

(Рассматривается пример участия двух команд по 6—7 учащихся, один из участников команды ? капитан, в функции которого входит координация действий участников команд и общее управление ходом работы)

Сценарий проведения мероприятия

Вступление учителя: Вы уже умеете создавать небольшие программы, выполняющие одну или две функции. А вы знаете, как создаются большие и сложные программы, имеющие множество различных функций? Сначала команда программистов получает техническое задание, в котором говорится, что эта программа должна делать. Затем полученное задание делится на небольшие, законченные части. Перед тем, как приступить к написанию отдельных частей программы оговариваются количество и имена переменных, которые будут в ней использоваться. Каждый программист выполняет одну такую часть. В каждой команде есть человек, отвечающий за координацию действий программистов, за сроки исполнения задания. Потом из готовых частей и собирается программа, тестируется на наличие ошибок и сдается заказчику. Давайте попробуем повторить путь великих программистов и создадим свою программу подобным образом.

Вступление учителя: Вы уже умеете создавать небольшие программы, выполняющие одну или две функции. А вы знаете, как создаются большие и сложные программы, имеющие множество различных функций? Сначала команда программистов получает техническое задание, в котором говорится, что эта программа должна делать. Затем полученное задание делится на небольшие, законченные части. Перед тем, как приступить к написанию отдельных частей программы оговариваются количество и имена переменных, которые будут в ней использоваться. Каждый программист выполняет одну такую часть. В каждой команде есть человек, отвечающий за координацию действий программистов, за сроки исполнения задания. Потом из готовых частей и собирается программа, тестируется на наличие ошибок и сдается заказчику. Давайте попробуем повторить путь великих программистов и создадим свою программу подобным образом.

Первый этап: Однако, прежде чем писать программу подобным способом, каждая команда должна собрать из имеющегося набора операторов программу выполняющую определенную задачу, причем программа должна быть написана оптимальным способом.

Учитель раздает задание каждой команде и объявляет правила оценивания и поведения капитанов на первом этапе.

Задания:

I команда. Соберите из данного набора операторов программу позволяющую заменить все четные элементы массива, состоящего из ста элементов, на произведение всех элементов массива и вывести получившийся массив на экран (операторы могут использоваться несколько раз).

uses crt; for i:=1 to k do for i:=k downto 1 do begin end. end; var mas:array [1..100] of integer; if (mas[i] mod 2)=0 then i:=i+1; writeln(mas[i]); mas[i]:=s; writeln(’ «); s, i, k:integer; s:=s*mas[i]; read(n); read(k); read(mas[i]); clrscr; s:=1; i, k:integer; s:real;

II команда. Соберите из данного набора операторов программу позволяющую заменить все положительные элементы массива, состоящего из ста элементов, на их квадраты и вывести получившийся массив на экран (операторы могут использоваться несколько раз).

uses crt; for i:=1 to k do for i:=k downto 1 do begin end. end; var mas:array [1..100] of integer; if mas[i]>0 then i:=i+1; writeln(mas[i]); mas[i]:=sqr(mas[i]); writeln(» ’); s, i, k:integer; s:= mas[i]*mas[i]; read(n); read(k); read(mas[i]); clrscr; s:=1; i, k:integer; mas[i]:=s;

Капитаны на доске записывают получившуюся программу. Вызванный участник команды объясняет принцип работы программы и то, почему именно этот способ является оптимальным с его точки зрения.

По результатам проверки программ выбирается команда-победитель. Учитель объясняет свой выбор, указывает на ошибки проигравшей команды, или на оригинальное решение победившей команды.

Второй этап: Учитель раздает задание каждой команде и объявляет правила оценивания и поведения капитанов на втором этапе.

А теперь приступаем к главному: написанию программы. Капитаны, при участии других участников команды, должны разбить полученное задание на части, оговорить имена используемых переменных, раздать получившиеся задания участникам, которые, написав его, сохраняют результаты свои деятельности в виде файла, именем которого является фамилия участника, делавшего данный фрагмент. Капитаны собирают из них готовую программу и показывают ее учителю. Следует отметить, что они не имеют права изменять переданный им фрагмент программы. Учитель сравнивает готовую программу с теми фрагментами, которые писали члены команды.

Задания:

I команда. Написать программу, позволяющую по выбору пользователя: отсортировать учеников класса по весу, показать всех учеников, чей вес превышает средний вес класса, показать всех учеников, чей вес меньше чем средний вес класса, показать всех учеников, чей вес меньше веса k, а также вычислить суммарный вес класса.

II команда. Написать программу, позволяющую по выбору пользователя: отсортировать произвольную последовательность чисел по возрастанию, показать все числа, превышающие среднее арифметическое, показать все числа, меньшие числа k, показать все числа, квадрат которых меньше суммы последовательности, сумму последовательности.

Учитель объявляет, что при сдаче программы будет учитываться интерфейс пользователя, структура программы, а также время, затраченное на создание программы. Капитан команды должен объяснить, почему была выбрана именно такая структура программы.

По результатам проверки программ выбирается команда-победитель. Учитель объясняет свой выбор, указывает на ошибки проигравшей команды, или на оригинальное решение победившей команды.

По результатам двух туров объявляется команда, победившая в данной игре, лучший участник команды-победителя, а также лучший участник проигравшей команды.

Если данная дидактическая игра проводится как контрольная работа по данной теме, оценки должны получить все учащиеся.

Критерии оценки команд:

Максимальная оценка 5 баллов.

Оценка снижается на 1 балл, если:

вызванный участник команды не сумел объяснить принцип работы программы;

вызванный участник команды не сумел объяснить, почему выбранный способ решения оптимален;

команда не сумела записать программу оптимальным способом, но вызванный участник команды объяснил, как это можно сделать.

Оценка снижается на 2 балла, если команда не сумела записать программу оптимальным способом.

«Штрафные» баллы суммируются нарастающим итогом на каждом этапе.

Дополнительный балл ставится команде первой выполнившей задание.

Заключительным этапом проведения дидактической игры является ее анализ, то есть оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач, и т. д. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • проводить анализ игры можно в разных формах: устно, когда учащиеся поочередно высказывают свои впечатления; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшей игре); письменно (например, в форме анкетирования);
  • анализ игры можно провести либо сразу после урока, либо некоторое время спустя (при желании можно провести двойной анализ);
  • анализ дидактической игры необходим как на уровне класса, так и на педагогическом уровне.

В заключение следует отметить, что в процессе организации и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. Для успешного проведения дидактической игры главный статус педагога в игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — детям.


[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Создание игровой атмосферы на уроке и внеурочной деятельности развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание....

Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра  как средство развития познавательной активности младших школьников....