Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов
методическая разработка (5 класс) по теме

Аполонская Галина Константиновна

 

Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации при изучении детьми сухих грамматических правил, путем представления их в сказочной форме.  При раскрашивании картинок со сказочными грамматическими персонажами, у детей включается фантазия, они легче и глубже понимают сущность грамматических правил и запоминают их так же легко, как любую сказку. 

Работа по  данной теме, начатая мной в октябре 2005 года, к настоящему моменту дала впечатляющие положительные результаты: изменилось отношение   детей к урокам грамматики – из скучных и сухих они превратились в развлекательные, где дети могут проявить свои творческие способности и применить логическое мышление.  Как следствие, повысилось и усвоение грамматики. Перейдя в старшую школу, дети продолжают пользоваться этими разработками, что позволяет им в дальнейшем осваивать более сложные уровни грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grammatika_angl.yaz_v_kartinkah_umensh.rar531.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочная грамматика английского языка в историях и      картинках для начальных классов

 

                                                               Автор:Учитель английского языка              Аполонская Галина Константиновна 

Цель работы – повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации при изучении детьми сухих грамматических правил, путем представления их в сказочной форме.  При раскрашивании картинок со сказочными грамматическими персонажами, у детей включается фантазия, они легче и глубже понимают сущность грамматических правил и запоминают их так же легко, как любую сказку.  

Работа по  данной теме, начатая мной в октябре 2005 года, к настоящему моменту дала впечатляющие положительные результаты: изменилось отношение   детей к урокам грамматики – из скучных и сухих они превратились в развлекательные, где дети могут проявить свои творческие способности и применить логическое мышление.  Как следствие, повысилось и усвоение грамматики. Перейдя в старшую школу, дети продолжают пользоваться этими разработками, что позволяет им в дальнейшем осваивать более сложные уровни грамматики.

Данная методика была положительно оценена учителями других школ, а так же  учителями  МОУ гимназии №1 и МОУ школа №3  , присутствовавшими на моих открытых уроках, и передана мной в копилку  их методических объединений в пользование по их просьбе. Методика так же вызвала большой интерес у руководства кафедры английского языка МИМ ЛИНК.

                                               

                                                     

                                                  Иерархия глаголов

 Это сказочная грамматика английского языка для ребят. Существительные в ней это фрукты, а глаголы маленькие смешные человечки, живущие в стране Глаголии  по своим сложным законам.

  В этой стране есть своя иерархическая лестница. На верху ее глагол  to be. Он Царь, потому что у него есть два уникальных волшебных свойства: он невидимка и хамелеон. Невидимка - потому, что в русском языке он прячется, а в английском - никогда.

Еще он хамелеон (см.рис. 2) На рисунке to be стоит возле волшебного дерева, на котором растут разные фрукты ( существительные или местоимения) – яблоки(I), груши (he, she, it), сливы(you,we, they). Когда глагол to be стоит под деревом и никуда не взбирается, он находится в неопределенной форме и тогда он бесцветный. Как только он начинает взбираться на дерево и подползает к яблоку, он тут же превращается в am , принимает форму яблока и окрашивается  в красный цвет. Аналогично и с другими фруктами. Это наглядная иллюстрация правила:

       I – am

       He, she, it – is

       You, we, they – are

 Вернемся к иерархии глаголов (рис.1). На второй ступени иерархии глаголы can, may, must – модальные и глагол have/has got. Они изображены пузатенькими, так  же как и глагол to be, и мы называем их сильными, так как они могут сами образовать вопрос и отрицание. Для вопроса они просто выскакивают на первое место, а для отрицания  берут в руку чемоданчик not. Помощники глаголам первой  и второй ступени иерархии не нужны.

 На третьей ступени иерархии  находятся простые смысловые глаголы. Они бывают правильные и неправильные. Все эти глаголы слабые, (они и изображены худенькими), так как для образования вопроса и отрицания им нужны помощники Do, Does. Do и Does на всех картинках  изображены зеленым цветом. Стрелками показано, что они бегают на помощь только к глаголам третьей ступени иерархии.

                                     

                             

                                Иерархия глаголов в стране Глаголии

                                     

                           

                             

                               Глагол  to be  и его волшебные свойства

Время Present Indefinite Tense

(Present Simple)

Действие происходит  обычно, регулярно, всегда.

На рис 3. проилюстрированно образование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений со слабым глаголом  to go,когда он стоит после подлежащего (яблоко, сливы, груша). Важная особенность ,отмеченная на рисунке красной стрелкой, в том, что когда слабый глагол в утвердительном предложении стоит после груши, у него вырастает хвост -s или –es.  В отрицательных и вопросительных предложениях на помощь прибегает зеленый помощник  does, и х востик остается  у него, а слабый глагол должен свой хвостик убрать. И так, главное правило в предложениях с Present Indefinite –

Если в предложении один смысловой глагол, то  хвост в предложении может быть только один – либо у сомого смыслового глагола (утверд. предл.), либо у вспомогательного глагола  does (утв., отр. предл).

 В отрицательных предложениях помощник еще берет в руку чемоданчик  not.

 

Время Past Indefinite Tense

Шляпы прошедшего времени

В стране Глаголии глаголы могут путешествовать во времени. Чтобы отправиться в прошлое, глаголы одевают специальные шляпы. Царь одевает корону  и превращается из (am, is, are ) в (was, were). Сильный модальный глагол   саn  одевает целиндр  и превращается в could. Сильный глагол have /has got одевает целиндр и превращается в   had to слабый и автоматически сваливается на 3 ступень иерархии. Мы уже знаем, что слабые глаголы (3 ступень) делятся на правильные и неправильные. Правильные глаголы для перехода в пршедшее время все одевают одинаковые кепочки  -ed, анеправильные –одевают совершенно разные шапочки, поэтому в прошедшем времени все они имеют разную форму, которую необходимо запомнить. Вспомогательные глаголы  do и does одевают треугольную китайскую шляпу и превращаются в  did. Бегает помощник did только к слабым   глаголам (3 ступень) в вопросах и отрицаниях. Но, если к слабому глаголу на помощь пришел помощник  did, он ведь в шляпе, то слабый глагол должен снять свою шляпу прошедшего времени, а значит, тут же принять форму настоящего времени. И так, главное правило Past Indefinite Tense   -  в предложении с одним смысловым  глаголом может быть только одна шляпа – либо у смыслового глагола (утверд. предл.), либо у помощника (вопр.и отр. предл.)

             

Время Present Continuous Tense

Перед нами волшебное дерево, рядом с ним стоит свинка. В головке у неё сидит хорошо известный нам глагол to be . Свинка смотрит на яблоко I, в голове у неё возникает глагол to be в форме am, а в животике просыпается аппетит (глагол eat), и весёлым крючком закручивается хвостик ing. В лужице позади свинки слово now – сейчас. Получается I am eating now. Аналогично и с другими фруктами.

Future Indefinite Tense

Чтобы отправить глагол в будущее время прилетают человечки из будущего – девочка Shally и мальчик Willy. В одной руке у Shally мешок с яблоками (I) и сливой (we), а у Willy  мешок с грушами(he,she,it) и сливами (you, we, they), другой рукой они крепко держат смысловой глагол, например fly, и улетают вместе с ним  на ракете tomorrow  в будущее. Правила образования вопросительных и отрицательных предложений приведены на рис.6

                                         

                             

Время Present Perfect Tense

Нам не важно, когда в прошлом произошло действие. Важен результат на  настоящий момент. На рисунке изображен грустный песик. Дело в том, что  детям английское  слово Perfect  кажется созвучным русскому слову Песик. Поэтому Песик, которого зовут Present, стал героем этой сказочной истории.

   Песик сидит над пустой миской и плачет, потому, что он все съел. Миска пуста (это  результат на настоящий момент).

Время Present Perfect Tense  образуется так:

                           have/has + V3

Грустный Present Песик сидит и думает: “ I have eaten all the food. My plate is empty.”

Рядом со своим домиком Песик закопал косточки  just, ever, never, recently, lately, yet, this week. Дети должны запомнить перевод этих слов на русский язык. Тогда, встретив в предложении «косточку»,  учащиеся сразу вспоминают, кто мог ее закопать – конечно Present Песик!

Это значит  have/has + V3.         Рис7

                   

                           Степени сравнения прилагательных

И так, в нашей сказочной грамматике английского языка существительные и местоимения – фрукты, глаголы- смешные человечки, а прилагательные – гусеницы, длинные и короткие.

Короткие –  односложные (1 слог) и двусложные (2 слога)

Длинные – многосложные (3 и более слогов)

У коротких гусениц в сравнительной степени вырастает хвостик –er, а в превосходной рог

the и хвостик   -est.

У длинных гусениц в сравнительной и превосходной степенях хвост не растёт. У них отрастают только рожки .С сравнительной - рог more, в превосходной 2 рога the и most.

Есть гусиницы, которые полностью меняют свою форму в зависимости от степени сравнения. Их нужно запомнить.                                      Рис.8

                                                                                     

5 типов вопросов

1.Общий вопрос – задается ко всему предложению. При этом в русском языке изменяется только интонация (?), а порядок  слов остается тем же.

        Пример:  Мой друг любит играть в хоккей.

                         Мой друг любит играть в хоккей? ( Общий вопрос)

В английском языке общий вопрос  всегда начинается с глаголов: do, does/did; am,is, are/was,were; can/could; have, has  got.

 Пример:  You speak English well. Do you speak English well?

                 They are good pupils. Are they good pupils?

                 She can jump. Can she jump?

                 

2. Вопрос к подлежащему.  Чтобы задать  вопрос к подлежащему, нужно в предложении заменить подлежащее на  вопросительное слово Who, а все остальное оставить без изменения. Важно помнить, что Who всегда   имеет  3 лицо, единственное число (как he, she, it), поэтому на конце глагола, стоящего после Who, будет окончание -s/-es; are изменится на is, were –на  was, have got -на has got.

Пример:  My friend likes sweets.   Who likes sweets?

                The girls like apples. Who likes apples?

                 The boys are jumping now. Who is jumping now?

                 The Browns have got a car. Who has got a car?

3. Специальный вопрос. Это вопрос к любому члену предложения кроме подлежащего. Он всегда начинается с вопросительных слов Whom,What,Where, When, Why, Which, How,… далее вспомогательный глагол do/does, did  или am,is, are/was,were; can/could; have, has  got.  То слово в предложении, к которому задается вопрос, в самом вопросе отсутствует.

Пример: The girls like apples. What do the girls like?

                The puppy is under the chair. Where is my puppy?

                 He usually goes for a walk at three o’clock. When does he usually go for a walk?

4. Альтернативный вопрос. В этом вопросе всегда есть слово  or, что означает  или. Начинается он, как и Общий вопрос, с do, does/did; am,is,are/was,were; can/could; have, has  got.

Пример: The girls like apples. Do the girls like apples or oranges?

5.Разделительный вопрос. Этот вопрос делится на две части. Первая – само предложение, вторая  (или хвостик) – вопросительная часть, которая означает  - не так  ли? Хвостик всегда начинается с do, does/did; am,is,are/was,were; can/could; have, has  got.

Если в самом предложении нет отрицания not, то в хвосте оно будет.

Если в самом предложении есть отрицание not, то оно должно быть в хвосте.

Пример:  Nick likes to play tennis, doesn’t he?

                Nick doesn’t like to play tennis, does he?

                 Ann is a doctor, isn’t she?

                 Ann isn’t a doctor, is she?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»

Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне. ...

«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов.

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деяте...