Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»
план-конспект урока по английскому языку (10 класс) на тему

Желонкина Наталья Евгеньевна

Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_i_10_klassah.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов с использованием приемов технологии развития критического мышления и мультимедийных компонентов

«Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»

ЦЕЛИ:

образовательная – формирование представления обучающихся об истинной роли союзников СССР во Второй Мировой войне.  

развивающая – совершенствование критического мышления.  

воспитательная – укрепление чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, людей, воевавших во Вторую Мировую войну, давших нам свободу и мир.  

ЗАДАЧИ:

1. Составить кластер.

2. Составить глоссарий к тексту, промаркировать текст, используя прием инсерт.

3. Использовать приемы «верно-неверно», «толстые и тонкие» вопросы.

4. Разгадать кроссворд.

5. Выполнить комплекс заданий к тексту.

6. Составить синквейн.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя английского языка.

Слайд 1. There are some topics which are urgent and important at all times. One of them is the topic of war. Today at our unusual lesson we’ll also  speak about this theme. Some days ago, on the 9th of May a lot of people celebrated Victory Day. Victory Day is the most important holiday for Russian people. The Soviet Union won the victory in the Great Patriotic War in the name of peace and life on Earth. But this holiday is celebrated not only in our country, but in many other countries. On this day all mankind was liberated from the danger of fascism. More than a million Soviet soldiers gave their lives for the sake of the freedom of many foreign countries. That’s why this war is called the Second World War. Today we’ll speak about the creation of the anti-Hitler coalition, about the Second Front and about the role of our allies in this war.    

Перевод: Есть темы, которые важны во все времена. Одна из них – это тема войны. Сегодня на нашем необычном уроке мы также поговорим по этой теме. Несколько дней назад, 9 мая, многие люди отмечали День Победы. День Победы самый важный праздник для россиян. Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне во имя мира и жизни на земле. Но этот праздник отмечается не только у нас, но во многих других странах. В этот день все человечество было освобождено от угрозы фашизма. Более миллиона советских солдат отдали свои жизни за свободу многих зарубежных стран. Вот почему эта война называется Второй Мировой войной. Сегодня мы поговорим о создании антигитлеровской коалиции, о втором фронте и о роли наших союзников в этой войне.    

2. Стихотворение о войне читают ученицы.

Слайд 2. Зарыты в нашу память на века

И даты, и события, и лица.

А память как колодец глубока.

Попробуй заглянуть: наверняка

Лицо - и то неясно отразится.

Разглядеть, что истинно, что ложно

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно...

Не разбейте глиняный сосуд.

Иногда как-то вдруг вспоминается

Из войны пара фраз –

Например, что сапер ошибается

Только раз.

Одни его лениво ворошат,

Другие неохотно вспоминают,

А третьи даже помнить не хотят, -

И прошлое лежит, как старый клад,

Который никогда не раскопают.

И поток годов унес с границы

Стрелки - указатели пути.

Очень просто в прошлом заблудиться

И назад дороги не найти.

3. Слово учителя истории (постановка образовательной задачи для обучающихся на урок).

Слайд 3 – 5. Тема войны обширна, каждый ее аспект важен по-своему. Сегодня мы поговорим о союзниках Советского союза во Второй Мировой войне. С течением времени некоторые события мировой истории приобретают новые оценки, зачастую носящие политическую окраску. Не является исключением и период Второй Мировой войны, который для истории нашего государства, Отечества имеет особое значение. С 10 классом сегодня мы вспомним, а 7 класс узнает впервые о создании антигитлеровской коалиции, открытии второго фронта и о послевоенном урегулировании. Какую цель мы поставим для себя на сегодняшнем уроке? Образовательная задача – выяснить истинную роль союзников во Второй Мировой войне (для семиклассников, которые впервые будут знакомиться с этой темой в 9 классе; а для десятиклассников, уже имеющих представление о данных событиях, возможно изменение взгляда на место и роль СССР в войне). Какие ассоциации у вас вызывает слово война? Предлагаем наши ассоциации.

4. Вызов. Ассоциативный ряд (кластер – «война»). Слайд 6. Наша работа сейчас будет связана с текстами. Вам необходимо познакомиться с ними.

5. Осмысление. Изучение нового материала: группам предлагается работа с текстами и последующее выполнение заданий к ним. См. план изучения нового материала.  

6. Рефлексия. См. план изучения нового материала. Организация домашнего задания – написать эссе на предложенную тему.

7. Песня в исполнении ученицы 7 класса.

8. Минута молчания.

План изучения нового материала

№ п/п

7 класс

10 класс

Примечания

I. ВЫЗОВ

Ассоциативный ряд к слову «война» (кластер)

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Прочитать текст

1. Прочитать текст

Слайд 7, 9 – 20

2. Составить глоссарий к тексту (существительные, глаголы в неопределенной форме, прилагательные)

2. Используя прием «инсерт», маркируют текст (слайд 8) 

цель – введение новой лексики, совершенствование навыков работы со структурой построения английского предложения; цель – анализ текста  

III. РЕФЛЕКСИЯ

1. Прием «верно-неверно»

1. Прием «толстые и тонкие» вопросы

цель – закрепить и скорректировать новые знания; совершенствовать умение выстраивать причинно-следственные связи, вырабатывать навык интерпретировать полученную информацию

2. Кроссворд

2. Выполняют комплекс заданий к тексту различного уровня: работа с хронологией и понятиями.  

цель – учиться отбирать наиболее важную информацию; цель – формирование новых знаний и умений

3. Синквейн на тему «Война»

Текст для 10 класса

СССР и союзники во второй мировой войне

Советская дипломатия в годы войны решала три основные задачи: создание антифашистской коалиции, открытие второго фронта и решение вопроса о послевоенном устройстве мира. Процесс складывания коалиции растянулся на год - с июня 1941 - по июнь 1942 гг. Первым шагом на пути к коалиции стало заключенное 12 июля 1941 г. в Москве советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Новым шагом на пути к коалиции стала Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании (сентябрь-октябрь 1941 г.). США и Англия обязались поставлять СССР оружие и военные материалы в аренду (по ленд-лизу), Советский Союз обязался снабжать союзников необходимым сырьем. 1 января 1942 г. по инициативе США в Вашингтоне представители 26 стран, в том числе Советский Союз, подписали Декларацию Объединенных Наций. В ней заявлялось, что правительства этих стран обязуются употребить все свои ресурсы, военные или экономические, против тех членов Тройственного пакта и присоединившихся к нему государств, с которыми эти правительства находятся в состоянии войны. 26 мая 1942 г. в Лондоне был подписан советско-английский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. 11 июня 1942 г. в Вашингтоне было заключено советско-американское соглашение о принципах взаимопомощи в войне. Союзный договор с Великобританией и соглашение с США окончательно оформили антигитлеровскую коалицию, в состав которой за годы войны вошло более 40 государств.

Проблема второго фронта решалась долго и трудно. Советское руководство понимало под вторым фронтом высадку войск союзников на территории Северной Франции и только там, а не в Африке или на Балканах. Впервые этот вопрос был поставлен Советским правительством в июле 1941 г. перед правительством Великобритании. Однако английское правительство уклонилось тогда от определенного ответа, ссылаясь на ограниченные ресурсы и географическое положение своей страны Вопрос о втором фронте был в центре переговоров, которые в мае-июне 1942 г. вел В. Молотов в Лондоне и Вашингтоне. В ходе переговоров союзники упорно избегали конкретных обязательств относительно сроков и количества вооруженных сил, которые могли быть выделены для вторжения. В начале 1943 г. в Касабланке и Вашингтоне состоялись англо-американские конференции, одобрившие "балканский вариант'' второго фронта, на котором настаивал Черчилль. Смысл этого варианта заключался в том, чтобы англо-американские войска раньше советских вступили в страны Юго-Восточной Европы, а затем перерезали Красной Армии путь на Запад. Открытие второго фронта на Атлантическом побережье (Северная Франция) переносилось на май 1944 г. Проблема второго фронта стала важнейшей на Тегеранской конференции глав правительств СССР, США, Великобритании - И.В.Сталина, Ф.Рузвельта и У.Черчилля, которая состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. Это была первая из трех конференций "Большой тройки". Несмотря на очередную попытку Черчилля подменить высадку войск США и Англии во Франции "балканским" вариантом, на конференции была достигнута договоренность о высадке англо-американских войск во Франции в мае 1944 г. В свою очередь на конференции Сталин пообещал, что СССР объявит войну Японии после поражения Германии. Второй фронт был открыт в июне 1944 г. 6 июня на северо-западе Франции, в Нормандии началась высадка англо-американских войск (операция "Оверлорд"). Командовал объединенными войсками генерал Д.Эйзенхауэр. Это была крупнейшая десантная операция второй мировой войны, в которой участвовало до 1 млн. человек. 15 августа последовала высадка войск союзников на юге Франции (вспомогательная операция "Энвил"), к середине сентября 1944 г. войска союзников вышли к западной границе Германии. Открытие второго фронта сократило сроки второй мировой войны, приблизило крушение фашисткой Германии.

Впервые задачи послевоенного устройства мира широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. На конференции была принята декларация по вопросу о всеобщей безопасности, где три государства обязались не только вести войну до безоговорочной капитуляции стран фашистского блока, но и продолжить сотрудничество после войны. Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции. В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на пять независимых государств. Его поддержал Черчилль. В свою очередь Сталин добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу Кенигсберга с прилегающими к нему территориями.

Задачи послевоенного мирного устройства выдвинулись на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях "Большой тройки". Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех великих держав состоялась 4-11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия. На ней были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось "уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира". План "трех Д" (демилитаризация, денацификация и демократизация Германии) объединил интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими великими державами привлекалась и Франция. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в том числе передача СССР Курильских островов и возвращение ему Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г. На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы.

Вопросы к тексту:

1. Создание антигитлеровской коалиции было завершено в 1941 г.? – Нет.

2. К чему привело открытие второго фронта? – открытие второго фронта сократило сроки Второй Мировой войны.

3. На какой конференции стран-союзниц впервые обсуждались вопросы послевоенного урегулирования? – На московской, в 1943 г.  

4. Какую задачу можно назвать второй по значимости после создания антигитлеровской коалиции? – открытие второго фронта.

5. Какую территорию получил СССР, благодаря дипломатическому таланту И.В. Сталина, после Тегеранской конференции? – Кенигсберг.

6. Объединил план «трех Д» интересы союзников? Почему? – да объединил, т.к. цель у союзников была общая – «уничтожить германский милитаризм и нацизм», не допустить развязывания Германией новой мировой войны.  

7. Что обещал И.В. Сталин генералу Д. Эйзенхауэру на Тегеранской конференции за открытие второго фронта во Франции летом 1944 г.? – Сталин и Эйзенхауэр не встречались в Тегеране в 1943 г.

8. Вспомогательная операция по высадке союзников на юге Франции в 1945 г. называлась Энвил? – Да, но она проходила в 1944 г.

9. Какие вопросы получили «особый статус» на Крымской конференции? – польский и югославский, комплекс дальневосточных вопросов.

10. Какую спорную территорию получил СССР от Японии по итогам Второй Мировой войны? – Курилы.

11. Какие государства получили приглашение на конференцию в Сан-Франциско, для чего они были приглашены? – государства, подписавшие Декларацию Объединенных Наций, а также государства, объявившие войну Германии до 1 марта 1945 г., для выработки устава ООН.

12. Центральной проблемой Тегеранской конференции 1944 г. была проблема послевоенного урегулирования? – конференция состоялась в 1943 г., нет указанная проблема не была главной в повестке конференции.      

13. Советская дипломатия в годы войны решала несколько задач. Каких? Какая из них была главной? – создание коалиции, открытие второго фронта, послевоенное урегулирование. Все названные задачи были основными.

14. В чем заключался «балканский вариант» открытия второго фронта предложенный Рузвельтом? – опередить советские войска в Юго-Восточной Европе и отрезать Красной Армии путь на запад, вариант был предложен У. Черчиллем.

Задания для работы с текстом для 10 класса:

1. Что объединяет даты (укажите принцип образования ряда).

1.1. 12 июля 1941 г., 1 января 1942 г., 26 мая 1942 г., 11 июня 1942 г. – складывание антигитлеровской коалиции.

1.2. июль 1941 г., май-июнь 1942 г., начало 1943 г., 28 ноября - 1 декабря 1943 г. – открытие второго фронта.

2. Приведите в соответствие (к каждой позиции первой колонки подберите соответствующую позицию из второй).

2.1. «ленд-лиз»                        а) вспомогательная операция

по высадке союзников  

2.2. «балканский вариант»        б) план о послевоенном устройстве

Германии  

2.3. «оверлорд»                         в) передача в аренду военной техники

и вооружения СССР  

2.4. «энвил»                         г) высадка союзных войск в Нормандии

2.5. «большая тройка»                 д) руководители США, СССР, Великобритании

2.6. «план трех Д»         е) организация, созданная с целью обеспечения международной безопасности 

2.7. ООН                                  ж) план открытия второго фронта

Ответ:

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

в

ж

г

а

д

б

е

3. Расположите в хронологической последовательности (приведите перечисленные события в правильный на ваш взгляд порядок).

а) создание ООН  

б) принятие решения об открытии второго фронта  

в) операция «Оверлорд»  

г) Тегеранская конференция

д) Московская конференция 1941 г.

Ответ: ДБГВА

Текст для 7 класса

For the Sake of Peace and Life on Earth

The main holiday in our country is Victory Day. It is celebrated on the 9th of May. Last year all Russian people celebrated the 65th anniversary of the great victory in the Great Patriotic War. But this holiday is also important for people of many other countries in the world. The Soviet people played the great part in liberating mankind from the danger of fascism. During the war the Soviet Army helped the populations of many countries. They gave them food and restored factories, roads, electic power stations and bridges. More than a million Soviet soldiers gave their lives for the sake of the freedom of many foreign countries. So this war is called the Second World War. This war was very long but it could be much longer. The creation of the anti-Hitler coalition in 1942 and especially the opening of the Second Front in 1944 helped precipitate the victory.

The British and American people fought together with the Soviet ones against fascism (at least last year of the war).

World War II veterans of the Murmansk port remember well the difficult times of the war and the solidarity of Soviet and American seamen. They transported equipment needed in the fight against fascism.

The North Atlantic, as is known, was the shortest, but also the most dangerous, transport route from the countries of the anti-Hitler coalition to the Soviet Union. No less dangerous was the route of allied ships from Medvezhy (Bear) Island to the Kola Gulf where they were unloaded, under the endless attacks of nazi aircraft.

War materials and food-stuffs came into the hands of Murmansk’s dock workers, who risked their lives unloading the ships.

There was the friendship of the Soviet and US workers, the solidarity of seamen and dock workers on both sides of the Atlantic during World War II.

There is a military cemetery where the American and English seamen that had fallen fighting in World War II were buried.

«The best monument to those who fell in battle, said one of a war veteran, will be our struggle for peace and friendship among peoples».

The main lesson of the victory over fascism is that all people of the world must fight against a new war. All peace – loving forces must unite for active actions.  

1. anniversary [                    ] годовщина

2. liberate [                    ] освободитель

3. mankind [                    ] человечество

4. restore [                    ] восстанавливать

5. for the sake of – ради

6. creation [                    ] создание

7. precipitate [                    ] ускорять

8. equipment [                    ] снаряжение, оборудование

9. route [                    ] маршрут

10. allied [                    ] союзный

11. unload [                    ] разгружать

12. cemetery [                    ] кладбище

13. were buried [                    ] похоронены  

14. ally [                    ] союзник (allies)

Перевод текста:

Главный праздник в нашей стране – День Победы. Он отмечается 9 мая. В прошлом году все русские люди отмечали 65 годовщину великой победы в Великой Отечественной войне, но этот праздник также важен для людей из многих других стран. Советские люди сыграли важную роль в освобождении человечества от опасности фашизма. Во время войны Советская армия помогала населению многих стран. Она давала еду, восстанавливала заводы, дороги, электростанции и мосты. Более миллиона советских солдат отдали свои жизни ради свободы многих стран. Поэтому война называется Вторая Мировая война. Война была очень долгой, но могла бы быть намного длиннее. Создание антигитлеровской коалиции в 1942 г., и, особенно, открытие второго фронта в 1944 г. помогли ускорить победу.

Британцы и американцы сражались вместе с советскими людьми против фашизма (по крайней мере в последний год войны).

Ветераны Второй Мировой войны мурманского порта хорошо помнят трудные времена войны и солидарность советских и американских моряков. Они перевозили снаряжение, необходимое в борьбе против фашизма.

Северо-атлантический маршрут, как известно, был самый короткий, но и самый опасный путь от стран антифашисткой коалиции до Советского Союза. Не менее опасным был путь от Медвежьего острова до Кольского залива, где их разгружали под нескончаемой атакой нацистских самолетов.

Военные материалы и продовольствие, проходили через руки портовых рабочих, которые рисковали своей жизнью, разгружая корабли.

Это была дружба советских и американских рабочих, солидарность моряков и портовых рабочих, по обеим сторонам Атлантического океана во время Второй Мировой войны.

Есть военной кладбище, где американские и английские моряки, погибшие во Второй Мировой войне, похоронены.

«Лучший памятник тем, кто погиб в боях», - сказал один из ветеранов: «будет наша борьба за мир и дружбу среди народов».    

Главный урок победы над фашизмом – это то, что все люди мира должны бороться против войны. Все миролюбивые силы должны объединяться для активных действий.

Слайд 21 – 23.

Задания для 7 класса:

True, False, No Information

1. All Russian people celebrated the 65th anniversary of the great victory in 2010.

2. The North Atlantic was the shortest, but also the most dangerous, transport route.

3. The route of allied ships from Medvezhy Island to the Kola Gulf was less dangerous.

4. The creation of the anti-Hitler coalition took place in 1941.

5. The British played the greatest part in liberating mankind from the danger of fascism.

6. The populations of many foreign countries helped the Soviet Army by giving food.

7. More than a million American and British seamen fell fighting in World War II.

8. The British and American people fought together with the Soviet people from the very beginning of the war.

Перевод:

Верно, неверно, нет информации

  1. Все россияне отмечали 65 годовщину в 2010 г.?
  2. Северо-атлантический путь был самым коротким, но также самым опасным маршрутом?
  3. Маршрут кораблей союзников от Медвежьего острова до Кольского залива был менее опасным?
  4. Антигитлеровская коалиция была создана в 1941 г?
  5. Британцы сыграли важнейшую роль в освобождении человечества от фашизма?
  6. Население многих стран помогало советской армии продовольствием?
  7. Более миллиона американских и британских моряков погибли во второй мировой войне?
  8. Британцы и американцы сражались вместе с советскими людьми с самого начала войны?

Кроссворд

3↓

6↓

2↓

5↓

1→

4↓

7→

8→

9→

10→

11→

1. What kind of transport route was the North Atlantic one?

2. One of the most horrible, terrible and awful words?  

3. What did the Soviet soldiers restore to help the population of foreign countries during the war?

4. What did Soviet and American seamen transport?

5. They may be military, allied or peace –loving.

6. What did the Soviet Union and the countries of the anti-Hitler coalition win during the Second World War?

7. What did the Soviet Union win in the war?

8. What month is Victory Day celebrated in?

9. What kind of cemetery is in Murmansk where the American and English seamen were buried?

10. Soviet soldiers gave their lives for the sake of the … of many foreign countries?

11. The people who fought during the wars and they live nowadays?

Перевод:

  1. Каким был транспортный северо-атлантический маршрут? (опасный)
  2. Одно из самых ужасных слов? (война)
  3. Что советские солдаты помогали восстанавливать населению зарубежных стран  во время войны? (мосты)
  4. Что советские и американские моряки транспортировали? (снаряжение)
  5. Они могут быть военные, союзные или миролюбивые? (силы)
  6. Что победили Советский Союз и страны антигитлеровской коалиции во II Мировой войне? (фашизм)
  7. Что Советский Союз одержал в войне? (победу)
  8. В каком месяце отмечают День Победы? (май)
  9. Какое кладбище в Мурманске, где американские и английские моряки похоронены? (военное)
  10.  Советские солдаты отдали свои жизни во имя … многих зарубежных стран? (свобода)
  11.  Люди, которые сражались на войне и живы в наше время? (ветераны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».

Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...

Интегрированный урок английского языка и истории "История и сегодняшний день США"

Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США" ...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

В презентации помещен иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе "Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х – начало 1960-х гг."

В презентации помещен подробный иллюстративный материал к уроку истории в 11 классе «Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны. Конец 1940-х - начало 1960 -х гг.». США п...

Интегрированный урок английского языка и искусства в 8 классе Тема: Роль искусства в сближении народов

Цель урока: Перекрестный год культуры Британии и РоссииЗадачи урока: образовательная: - овладеть иностранным языком, как средством межличностного общения;развивающие: - расширить знания о культуре род...

Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мировой войне"

Конспект урока по истории для 11 класса по теме "На путях ко Второй Мирвой войне"...