Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Кокурина Вера Васильевна

Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности Германии и Росси в 30- годы 20 века и начальном  периоде Великой Отечественной войны.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

История России

Советский союз во второй мировой войне

9 класс. Накануне войны. Советско-германские отношения

Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне».

9 класс.  Тема урока: «Подготовка Советского Союза и Германии к войне».  

Цели урока:

Обучающие.

  1. Определение основных задач и направлений внешней политики России
  2. Рассмотрение соотношения сил России и Германии в предвоенный период
  3. Выяснение причин неудач Красной Армии в начальный  период ВОВ

Развивающие.

  1. Развитие умения охарактеризовать историческую личность.
  2. Развитие умения работать с картой.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные.

  1. Воспитание патриотизма и уважения  к истории своей страны.

Рекомендуемые информационные ресурсы: 

презентации из галереи g11001 – «Результаты форсированного развития»

g11002 – «Договор о ненападении»

g11003 – «Война  СССР  против Финляндии»

g11004 – «Присоединение Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины»

g11006 – «План Барбаросса»

g11007 – «План Ост»

g11008 – «Оснащение германской армии»

ХОД УРОКА.

1. План  урока.

  1. Укрепление обороноспособности Германии и Росси в 30- годы 20 века.
  2. Оценка внешней политики накануне второй мировой войны.
  3. Начальный  период Великой Отечественной войны.

2. Вводная часть.

  1. Организационный момент.

Учитель: – Сегодня на уроке мы попытаемся решить проблему: «Можно ли было избежать войны с Германией?»

3. Основная  часть.

3.1 Соотношение сил России и Германии в предвоенный период. Укрепление обороноспособности страны.

презентации из галереи: g11001 – «Результаты форсированного развития»; g11002  «Объем военной промышленности России»; g11003  «Оснащение германской армии»

Учитель: – Рассмотрим презентации, ознакомимся с  документальными материалами о состоянии экономики страны к началу второй мировой войны.

(На экране демонстрируются таблицы с обозначениями увеличения промышленного производства и наращивания военного потенциала советской армии)

  1. Какой курс развития экономики взяло советское государство в 30-е годы?
  2. Какая причина заставила руководителей СССР форсировать работу по укреплению обороноспособности страны?
  3. Какие итоги показало СССР   в результате реализации курса на форсированную индустриализацию?

(Предполагаемые ответы детей: Сталин объявил об ускоренном превращении Советского Союза в великую промышленную державу. Учащиеся  отмечают достижение невиданных результатов в области промышленного производства, которые позволили накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы. Но, тем не менее,  Сталинская модернизация имела «догоняющий»  характер. Дети приводят примеры катастрофы коллективизации.).

Учитель: – Полностью обеспечить Красную Армию новым вооружением планировалось в 1942-1943 гг. На начало войны даже в приграничных округах количество нового вооружения не превышало 20-25 %  от  имеющегося вооружения .

Учитель: – Вспомните из уроков всеобщей истории об оснащении германской армии к 1939 г

(Предполагаемые ответы детей: учащиеся отмечают об имевшейся на вооружении Германии первоклассной по тем временам технике, о превосходстве в силах и средствах германской армии).

Учитель: –Таблицы слайдов, сделайте сравнительную характеристику  боеготовности армий России и Германии накануне войны.

3.2 Оценка внешней политики накануне войны

презентации из галереи: g11004 – «Договор о ненападении»;. g11005  «Внешняя политика накануне войны»

Учитель: – Прочитайте текст секретного «Договора о ненападении» дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией. Дайте политическую оценку документу.

Учитель: –  Рассмотрим, как исполнялись условия договора.

Сообщение ученика  «Война  СССР  против Финляндии»

Сообщение ученика  «Присоединение к России Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины»

Учитель: – Дайте оценку внешней политики СССР. Как повлияли: «Договор о ненападении», война против Финляндии, присоединение Прибалтики на международный престиж и положение СССР?

 (Предполагаемые ответы детей: Попытка Советского Союза захватить Финляндию, вызвала едва ли не большее возмущение на Западе, чем агрессия Гитлера. Сопротивление финнов заставило Сталина удовлетвориться Карельским перешейком. Советско-германский пакт дал возможность захватить Прибалтику и установить там марионеточный режим. Советско-англо-французские  отношения зашли в тупик.)

Работа с контурной картой.

Учитель: – Отметьте на контурной карте территориальные приращения  СССР в 1939-1940 гг.

3.3. Подготовка Германии к войне против Советского Союза.

презентации из галереи: g11006 – «План Барбаросса»; g11007 – «План Ост»

Учитель: – Ознакомьтесь презентациями и историческими документами. Проведем работу в Маршрутных листах (задания 2-5).

Что было положено в основу плана Барбаросса?

По каким направлениям  немцы планировали нанести массированные удары?

Что по вашему означает слово «германизация»?

Учитель: – Делаем выводы. Что было конечной целью войны? Какую судьбу уготовили фашисты советскому народу?

Учитель: – Подводя итоги сказанного, я зачитаю «без комментариев», замечания рейхсфюрера СС Гиммлера «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве…Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их… Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа…Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в руководстве».

4. Заключительная  часть.

Учитель: – Какой вывод  вы можете сделать о планах противников и расстановке сил перед войной. Была ли война для СССР неожиданностью? Можно ли было избежать войны с Германией? Приведите доказательства.

5.  Домашнее задание.

Ученики выбирают по своему усмотрению отрывки из документальных материалов воспоминания политических деятелей о предвоенном периоде.

Задание: Дать свою оценку представленным материалам.

Проблемные вопросы домашнего задания.

 Молотов В.М. (из выступления 31 августа 1939г. на сессии Верховного Совета СССР)

«Вчера еще фашистская Германия проводила в отношении СССР  враждебную нам внешнюю политику. Да, вчера еще в области внешних отношений мы были врагами. Сегодня, однако, обстановка изменилась, и мы перестали быть врагами».

Маленков Г.М. (июнь 1941г.)

«Благодаря гениальному руководству Сталина ни сегодня, ни завтра Советскому Союзу война не угрожает»

Кожедуб И.Н. (трижды герой Советского Союза)

«В пору моей юности я очень любил авиацию. Фашизм не был для нас отвлеченным понятием. В нем видели реально готового в любой момент напасть врага. Мы понимали, что кем бы мы ни стали впоследствии, к защите Родины надо быть готовым».

Из воспоминаний вице адмирала Кузнецова Н. Г.

«Для меня бесспорно одно: И.В. Сталин не только не исключал возможность войны с гитлеровской Германией, напротив, он такую войну считал весьма вероятной и даже, рано или поздно, неизбежной. Договор 1939 г. он рассматривал лишь как отсрочку, но отсрочка оказалась значительно короче, чем он ожидал».

презентации из галереи g11001 – «Результаты форсированного развития СССР»

Политика сплошной коллективизации

1929-1934 гг

Валовое производство зерна

Сократилось на 10%

1929-1932 гг

Поголовье крупного рогатого скота и лошадей

Сократилось на 1/3

1929-1932 гг

Поголовье свиней

Сократилось в 2 раза

1929-1932 гг

Поголовье овец

Сократилось в 2,5 раза

Результаты политики индустриализации

Темп роста промышленности

В 2-3 раза выше

По объему промышленного производства

2 место в мире

Среднегодовые темпы роста промышленного производства

От 10 до 17 %

g11005 – «Объем военной промышленности СССР»

Объем военной продукции

1939 -1941 гг

Выпуск военной продукции возрос на 46, 5 %

  1. Танков

7000

  1. Боевых самолетов

17745

  1. Полевых орудий

29637

  1. Минометов

52407

g11008 – «Оснащение германской армии»

Германия

Союзники Германии

153 дивизии из них.

  1. 19 танковых
  2.  14 моторизованных

37 дивизий

Всего у советской границы сосредоточено:

  1. 190 дивизий – 5,5 млн.  человек
  2. 4300 танков
  3. 5000 самолетов
  4. 47 тыс.  орудий и минометов



Предварительный просмотр:

ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СССР. 

23 АВГУСТА 1939 г.

Правительство СССР и Правительство Германии, руководствуясь желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

5. В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры и конфликты исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

7. Настоящий договор подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

 

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

По случаю подписания Пакта о Ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих Сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе. Эти беседы привели к соглашению в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими Сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих Сторон сохранение независимости Польского государства и о границах такого государства, будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

В любом случае оба Правительства разрешат этот вопрос путем дружеского согласия.

3. Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

4. Данный протокол рассматривается обеими Сторонами как строго секретный.



Предварительный просмотр:

18 декабря 1940.

План "Барбаросса" - план нападения и ведения войны против Советского Союза - был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. Германское командование рассчитывало провести операцию "Барбаросса" за 3 - 4 месяца.


(Извлечение)

Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию (вариант "Барбаросса").

Для этого армия должна будет использовать все состоящие в ее распоряжении соединения с тем лишь ограничением, что оккупированные области должны быть защищены от всяких неожиданностей. (...)

Приказ о наступлении на Советскую Россию я дам в случае необходимости за восемь недель перед намеченным началом операции. (...)

Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение.

Приготовления верховного главнокомандования должны вестись исходя из следующих основных положений:

Общая цель

Находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории.

Затем путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русская авиация уже не будет в состоянии совершать нападения на германские области. Конечной целью операции является отгородиться от азиатской России по общей линии Архангельск — Волга. Таким образом, в случае необходимости остающаяся у России последняя промышленная область на Урале сможет быть парализована с помощью авиации.

В ходе этих операций Балтийский флот русских быстро потеряет свои опорные пункты и таким образом перестанет быть боеспособным. (...)

Предполагаемые союзники и их задачи

1. На флангах нашей операции мы можем рассчитывать на активное участие Румынии и Финляндии в войне против Советской России. (...)

2. Задача Румынии будет заключаться в том, чтобы совместно с наступающей там группой вооруженных сил сковать находящиеся против нее силы противника, а в остальном — вести вспомогательную службу в тыловом районе.

3. Финляндия должна будет прикрывать наступление немецкой десантной северной группы (части XXI группы), которая должна прибыть из Норвегии, а затем оперировать совместно с нею. Кроме того, на долю Финляндии возлагается ликвидация русских сил в Ханко.

4. Можно рассчитывать на то, что не позже, чем начнется операция, шведские железные дороги и шоссе будут предоставлены для продвижения немецкой северной группы.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

к инструкции по развертыванию и боевым действиям по «плану Барбаросса»  для танковой группы 4 (генерал Хепнер)

от 2 мая 1941 г

Относительно характера ведения  войны

Война против России – один из важнейших этапов борьбы за существование немецкого народа. Это древняя битва германцев против славянства, защита европейской культуры от московитско-азиатского нашествия, оборона против еврейского большевизма.

Цель этой войны – разгром сегодняшней России, поэтому она должна вестись с небывалой жестокостью. Каждая боевая операция и в ее планировании, и в ее проведении должна осуществляться с непреклонной волей к беспощадному тотальному истреблению противника. В особенности никакой пощады по отношению к представителям русско-большевистской системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Договор о ненападении от 23 августа 1939г

Слайд 2

План Барбаросса План "Барбаросса" - план нападения и ведения войны против Советского Союза - был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. Германское командование рассчитывало провести операцию "Барбаросса" за 3 - 4 месяца.

Слайд 3

4 долгих года 1418 дней и ночей 27 миллионов погибших 1710 разрушенных городов 70 000 разоренных сел и деревень Лагеря смерти:«Освенцим», «Бухенвальд», «Майданек»… Война…….

Слайд 4

Оснащение Красной Армии

Слайд 5

Участники со всех сторон Сталинградская битва 3 906 000 Курская битва 4 000 000 Берлинская операция 3 500 000 Битва за Москву 7 170 000

Слайд 6

За доблесть и мужество, проявленные в боях во время Великой Отечественной войны: 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории "Подготовка Советского Союза и Германии к войне"

Тема урока: "Подготовка Советского Союза и Германии к войне"В прикрепленном материале расположен конспект урока, раздаточный материал и презентация....

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.

Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....

Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»

Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне. ...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...

Презентация по истории "Россия и мир накануне Первой Мировой войны"

В презентации наглядно представлен материал по теме и использован соответствующий иллюстративный материал (карты, карикатуры, изображения), что облегчит изучение новой темы!...