Культура праздников в Шотландии
статья по теме

Данная работа посвящена культуре народного творчества и праздника Шотландии. В легкой, доступной форме знакомит читателей с традициями и обычаями проведения праздников в различных частях Шотландии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kultura_provedeniya_prazdnikov_v_shotlandii.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кожемякина Т. А

Культура проведения праздников в Шотландии

         В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции.

          В своей небольшой работе я хочу коснуться обычаев и традиций народа Шотландии.

          Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-сэнах” -таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

         Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной из военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками, в случае её приезда. Эта традиция пошла с давних времён, когда шотландские короли имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас гвардия лучников -четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это делали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наследственных членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это, конечно, занимает немало времени, но как считают в Шотландии, выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. А принадлежность к спаянной, даже архаичной, организации помогает жить в нынешнем неустойчивом мире. Ведь член клана безошибочно рассчитывает на поддержку собратьев. В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шотландском городе) с 1806 года, например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же -шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна -кэбера (tossing the caber) , в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами -старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис (haggis) -копчёный овечий желудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.

        В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная трапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне дня св. Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы, на которые ставили сыр, масло, творог, лепешки и бутылки с виски- для угощения соседей и прохожих. Как и в день зимнего солнцестояния, большую роль во всех обрядах, приуроченных к 21-24 июня, играла всевозможная зелень. Кельты украшали к празднику дома, церкви цветами, зелёными ветками. В зимний цикл праздников магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бессмертной, живительной силы природы;в разгар же лета вечнозеленые деревья не имели такого значения: в июне почти все растения были в пышном цвету, поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства.

       Именно в ночь накануне дня св. Иоанна старались собрать на зиму различные травы для медицинских целей, так как считали, что целебные свойства таких трав в это время намного эффективнее. Особенно много собирали цветов зверобоя. Издавна корни, сок, цветы этого растения применяли в народной медицине для лечения ран и как успокаивающее средство, но цветок, кроме того, по поверьям, обладал и значительной магической силой. Зверобой был настолько тесно связан с днём св. Иоанна, что в английском языке он известен под названием “растение св. Иоанна” (St. John’s wort) . Его пучки подвешивали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы, цветы его с этой же целью прикалывали к одежде.

        По представлениям кельтов, таинственное магическое значение в этот период полного расцвета всей природы имел и папоротник (fern) : в полночь он будто бы расцветал на короткое мгновение. Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными, так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила. Тот, кому всё же удавалось заполучить семена, мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь. Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми действенными против нечистой силы. От нечистой же силы помогали собранные в эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы.

         Берёза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтских народов.

       В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачных мотивов. В ночь на 24 июня много гадали. Гадали и девушки и парни, часто используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой) , иногда и какие-нибудь предметы. В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Клятву такую произносили либо возле камня- мегалита, либо возле почитаемого источника и скрепляли её рукопожатием.

        Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено, но и в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее подходящим месяцем для заключения браков.

Описанные мною выше обычаи в связи с праздником св. Иоанна, или как его в Шотландии называют св. Джона, наиболее характерны были для областей, где преобладало земледельческое хозяйство, то есть больше всего на территории Lowlands. В тех же областях, где преобладало скотоводство (особенно овцеводство) , день летнего солнцестояния имел в народном календаре меньшее значение и с ним было связано меньше старых обычаев.

            В Шотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой праздник, которым отмечалось окончание мытья, стрижки и клеймения овец. Этот праздник приурочивался ко дню св. Колумба (16 июня) . Поэтому у большинства шотландских горцев св. Колумб считался покровителем и охранителем скота. В его день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки и делили его между теми детьми, которые должны были летом растить и выхаживать ягнят. В этот же день устраивалась и коллективная трапеза.

           На некоторых Шетлендских островах бытует обычай в день святого Колумба всё утреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы он поровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних времён” . Днём для тех, кто ухаживал за овцами, стриг и клеймил их, приготовляли праздничный обед. Раздавали также угощение (обычно сырное печенье) молодёжи. Вечером на деревенской площади устраивались игры и танцы. Highland dancing исполнялись шотландцами-горцами в своих живописных национальных костюмах по музыку волынок.

           С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая, который приходился на 1 августа. Как я уже упоминала, год у древних кельтов делился на две половины, и каждое полугодие начиналось большим праздником (Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая) . Меньшие праздники открывали и четверти года - 1 февраля и 1 августа, так что 1 августа по кельтскому календарю, приспособленному к нуждам скотоводов, был днём начала нового сезона.

          День 1 августа имеет много названий, но наиболее распространённое среди них Л у г н а с а (Lughnasa) , которое переводится как” сборище Луга” или “свадьба Луга” . Луг- один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремёсел. Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискусный” . Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приёмной матери богини Таилтине после её смерти. Образ этой богини связывают с землёй, плодородием, ведь её имя Tailtin от слова talam -земля.

           Праздник Лугнаса был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “время начала жатвы” , период, когда “земля страдает под тяжестью своих плодов” .

           Подобно тому, как христианская церковь приурочила праздник Иоанна Крестителя ко дню летнего солнцестояния, но название St. John’s Day не повлияло на языческую основу этого праздника, так и 1 августа, несмотря на то, что это был день памяти Петра и Маккавея не был подчинён церковному влиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжении многих веков. Главные черты праздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины;собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.

          1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.

         На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой и трижды обводил им вокруг своей головы, а все стоявшие около него члены семьи пели в это время специальную песню, в которой просили бога благословить новый урожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмолачивали, перемалывали в муку на ручной мельнице, из муки на овечьей шкуре замешивали тесто и пекли лепешки для каждого члена семьи.

         Смысл обычая поедать первые плоды, состоял в том, чтобы заручиться благосклонностью духа или божества растительности, чтобы получить возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая. Первому вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать вся семья, и этот ритуал, по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года.

         Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей. Особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.

         Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно, этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приёмная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник.

         Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор;преследование лиц, исполнявших этот обычай, особенно усилилось после Реформации в Шотландии. Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые обычаи. Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой, люди начали подниматься в горы тайно, выходя на их склоны якобы для сбора черники (whortle-berry) , ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай -обязательный сбор черники в день Лугнаса, её ягоды стали рассматриваться как символ плодородия. Как и плоды первого урожая, в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили домой. По чернике предстказывали будущий урожай ;по поверьям, приготовленные из неё вино, торт укрепляли любовь.

       В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них. Многие кельтские обычаи, соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогда существовавших свободных отношений между полами во время описываемого праздника.

          Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии, как борьба двух сторон. Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3 метра, диаметром 3 м) . День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и поставить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, целовались, и мир полностью восстанавливался.

          Позднее эти летние обычаи воплотились в Highland Gatherings (Highland Games) традиционных ежегодных фестивалях шотландских игр и музыки (Scottish Sports and Music) , проводимых в центре Хайленда. Самыми известными Highland Gatherings являются те, что проводятся в г. Брейма (Braemar) и традиционно посещаются членами королевской семьи.

         Надо сказать, что Роберт Бернс является неотъемлемой частью шотландской культуры. Шотландцы очень гордятся своим знаменитым соотечественником и чтут его память. Ежегодно 25 января (в день его рождения) проводится праздник под названием Burns Night (Вечер Бернса) . Праздник этот проводиться не только в Шотландии, но и во многих областях Британии. Празднование обычно проводиться в форме ужина (так называемого Burns Supper) , на котором подаются традиционные шотландские блюда и во время которого играют шотландские волынщики (Scottish pipers) , одетые в национальные костюмы, читаются стихи Роберта Бернса. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса “В горах моё сердце” (My Heart’s in the Highlands) , которое полно любви к Шотландии-родине поэта.

           Ещё относительно сельских обычаев шотландцев следует добавить, что большой популярностью пользовался также праздник урожая, отмечавшийся в октябре. Почётное место на таком празднике занимал последний сноп, 20 который ставили в центр стола или подвешивали к основной балке потолка. Королевой и королём праздника назывались девушка, срезавшая этот сноп, и её парень. К ужину обязательно подавался годовалый ягнёнок, зажаренный целиком. На столе обязательным был также большой каравай чёрного хлеба домашнего печенья. В Шотландии было и специальное традиционное кушанье, изготовленное из плодов нового урожая, - “all Crowdil” - мука, смешанная с элем, виски. мёдом, патокой. Первый тост провозглашался в честь “девушки” , которая помогала в жатве. После ужина устраивались танцы. игры, в которых иногда принимали участие и ряженые (guisers) . Вечер обычно заканчивался пожеланиями и тостами за здоровье хозяина.

           Говоря о Шотландии и её островах, нельзя не упомянуть такой знаменитый традиционно шотландский праздник как Up Helly aa (Апхелио) , который и в настоящее время отмечается в Лервикке (Lerwick) - главном городе Шетландских островов.

          В конце января устраивается большая факельная процессия и 30-футовая модель корабля викингов (Viking Galley) проноситься через весь город для того, чтобы потом быть сожженной. Затем после этого грандиозного шоу- танцы и веселье длятся далеко за полночь.

          К зимним праздникам также относиться Рождество (Christmas) , так как являясь христианами, а христианство в Шотландии начало распространяться с 6 в н.э., шотландцы празднуют этот день (25 декабря) , как и все народы Европы. Но существует у шотландцев и давний обычай, отмечающийся ими ныне в канун Рождества. Обычай этот носит название Yule Log(рождественское бревно) . Обычай связан с праздником Yule, древним скандинавским праздником сжигания Yule Log. Стал он популярен в Шотландии потому, что часть Шотландских островов долго находилась под властью викингов и их культурным влиянием. Древние шотландцы отмечали Yule именно в то время года и в те дни, в которые сейчас отмечается Рождество. На Yule сжигают огромное бревно, для того, чтобы солнце светило ярче. Тут мы снова наблюдаем прямую связь обычая с языческим солярным культом.

            В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семейный камин с пожеланием, чтобы огонь в этом доме горел ещё долго - долго. Здесь снова прослеживается языческая основа шотландского обычая - огонь как символ благополучия и жизни.

           В феврале, особенно у молодёжи, популярен праздник День Святого Валентина (St. Valentine’s Day) . Этот праздник не имеет глубокой религиозной основы, он связан с трогательной и печальной историей двух влюблённых. Легенда гласит, что в 3 в. н.э. римский император Клавдий II издал указ, запрещающий людям жениться. Он считал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим. Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчал юных влюблённых. Обнаружив эти “антигосударственные “женитьбы, император повелел заключить нарушителя в тюрьму и потом казнить. В тюрьме Валентин, лишенный священных книг, разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремщика. Видимо, и записки были хороши, и дочка. Молодые люди полюбили друг друга. Перед казнью 14 февраля 270 года он послал девушке прощальную записку с краткой фразой “от Валентина” , которая в последствии стала означать вечную привязанность и верность. А дата смерти священника, обручавшего влюблённых, несмотря на суровые препятствия, и не увидевшего собственного счастья, навеки осталась в памяти людей.

              В Англии и Шотландии день Святого Валентина -день влюблённых стал сопровождаться тайным вручением подарков и открыток со “значением”

             Вечером 13 февраля богатые и бедные воздыхатели клали свои дары на ступеньки заветной двери, звонили и убегали. Поздравительная открытка, как таковая, вообще появилась впервые в связи с днём Валентина. Говорят, первым её отправил Чарльз, Герцог Орлеанский.          Постепенно обычай дарения распространился и на супругов, которые выражают друг другу таким способом свою верность и любовь. А подарки стали всё чаще заменяться букетами.

           Цветовой эмблемой Дня Святого Валентина считается красная роза. Полагают, что начало этой традиции положил Людовик XМШ, подаривший в этот день Марии-Антуанетте красные розы. Ведь согласно античной легенде, они появились благодаря Афродите, богине любви и красоты. Спеша к Адонису, своему возлюбленному, она наступила на куст белых роз, уколола ногу о шипы и её божественная кровь окрасила их в алый цвет.

          Говоря о цветах, нельзя не вспомнить и такой обычай в Шотландии, как “Сражение Цветов” (Battle of the flowers) . Это празднество проводится в Сант Хеллере (St. Heller)  и называется Augusta Carnival. Проводиться большой парад цветов: ими украшают машины, и вся эта процессия движется по городу. За лучшую демонстрацию цветов даются призы. Зрители и участники шоу бросают друг в друга цветами и, таким образом, карнавал всегда заканчивается “боем цветов” .

          Изучая материалы об обычаях и традициях Шотландии, я ясно увидела, что в своей первооснове все они - языческие. Культ солнца и растительности преобладает в большинстве из шотландских обычаев. С введением христианской религии изменялась не только идеология народа Шотландии, но и его быт. Таким образом, получилось как бы две стороны у каждого из описываемых обычаев: первая христианская, а под нею - языческая. Христианизация послужила причиной нового истолкования многих традиций. Например,  День св. Иоанна - День летнего равноденствия,  День св. Михаила - День осеннего равноденствия,  Рождество - Yule и т.д. Растения и огни, сопровождая эти народные праздники и являясь их непременными атрибутами и украшением, по своей природе символизировали солнце и духов растительности, имели очистительное, лечебное и охранительное значение, то есть были прямо связаны с язычеством. Так из поколения в поколение происходило напластование, взаимодействие и трансформация народных обычаев. Как мы видим, в наши дни они получили новое осмысление и играют важную роль в поведенческой культуре шотландцев.

Список использованной литературы:  

 

Кузнецова Н. День Святого Валентина, Цветоводство, 1993, №1, с. 40  

Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев., Наука, М.. 1983,218 с.

Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники., Наука, М., 1978,292 с.

Томакин Г. Д. Scotland (Part I) . Иностранные языки в школе., Просвещение, М., 1990, №5, с. 94-100

Томакин Г. Д. Scotland (Part II) . Иностранные языке в школе., Просвещение, М., 1990, №6, с. 87-95

Химунина Т., Конон Н., Вэлш Л., Customs, Traditions and Festivals of Great Britain, Просвещение, М., 1984,239 с.

 

Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев в кн: Календарь в культуре народов мира-М.: 1993,145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздников праздник, торжество из торжеств"

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздник праздников, торжество из торжеств" разработано для учащихся 3-5 классов....

Презентация к межшкольному проекту "Возьмемся за руки, друзья!" Диалог культур. Шотландия

В 2011 году в КСОШ № 1 проходил конкурс по английскому языку "Возьмемся за руки, друзья!" Учащиеся нашей школы представляли культуру Шотландии. Учащиеся рассказывали о традициях и обычаях шотландского...

Праздники Шотландии

Ресурс содержит презентацию по теме "Шотландия". Презентация составлена для УМК Афанасьевой / Михеевой, для 7 класса, но может использоваться самостоятельно....

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в 6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный).

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в  6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный)....

Мое сердце в Шотландии. Сценарий для праздника в начальной школе.

В празднике могут принять участие все классы начальной школы, уже изучающие язык. В сценарий входят стихотворения знаменитых шотландских поэтоы, песни и танец. Весь праздник длится 40-45 минут. К сцен...

Занятие внеурочной деятельности по православной культуре: «Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы» 3 класс

Занятие внеурочной деятельности по православной культуре: «Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы» для 3 класса. ...