внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздников праздник, торжество из торжеств"
методическая разработка на тему

Миронова Людмила Викторовна

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздник праздников, торжество из торжеств" разработано для учащихся 3-5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_folklornogo_prazdnika.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

внеклассного мероприятия

Методическая разработка

Учитель  ОПК Миронова Л.В.

МБОУ СОШ №24

Темрюкский район, посёлок Гаркуша

                        2012-2013 учебный год

Цели: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям; формировать у учащихся представление о переходящих православных праздниках на примере главного христианского праздника  Пасха; познакомить с особенностями праздника Пасха; развивать  кругозор и творческие способности учащихся.

Тип внеклассного мероприятия: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, ОПК, кубановедение).

Метод: объяснительно-иллюстративный, игровой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон, праздничные столы, на столах обязательны куличи и пасхальные яйца, остальные угощения по усмотрению педагогов и родителей,  выставка работ по ИЗО и декоративно-прикладному искусству.

Наглядность: К. Лебедев «Воскресение Господа Иисуса Христа»; К. Кустодиев «Пасхальный обряд»; Н. Кошелев «Дети, катающие яйца»;  И. Каверзнев «Светлое Воскресенье»; Н. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии», икона «Воскресение».

Действующие лица: учитель, ведущие в русских народных костюмах – учащиеся старших классов.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Ведущие: Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий 1: Милости просим!

Ведущий 2: Светел праздник Пасхи!

Ведущий 1: Поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресением!

Учитель: Христос воскрес!

Ведущие: (хором) Воистину воскрес! (троекратно целуются).

Учитель: Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами... На это время и приходится Светлое Христово Воскресение - Пасха. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, — огромное чудо!

Учитель: Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

                                                                      2

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

                                          А. Майков

     Великий праздник Пасхи в этом году будет отмечаться 5 мая. Слово Пасха еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение».  Всегда отмечается торжественно и весело.

Ведущий 1: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам ребята исполнят задорную «Весняночку», в которой мы услышим прославление весны-красны, чтоб весна была доброй, щедрой, дружной.

Исполнение песни «Весняночка»

Ведущий 2:   (показывает ветку вербы): Верба, не давшая ещё листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро  наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Верба сталась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай - вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной.

Ведущий 1:  А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех,  кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: « Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми».

Слайд 2,3

Учитель: Обратите внимание на экран. Вы видите  иллюстрацию  картины К. Лебедева «Воскресение Господа Иисуса Христа» и икону «Воскресение». На иконе Иисус Христос протягивает руки Адаму, Еве и другим давно умершим людям. Он выводит их из мрака и холода смерти к свету и теплу райской жизни.

    Праздник Пасхи и сюжет этих работ связаны с важным для православных христиан событием: Христос воскрес из мёртвых, победил своей смертью смерть.

      Пасха была долгожданным праздником, её приход   предшествовал долгий – семинедельный – Великий Пост. В это время изменялся домашний уклад, готовилась только особая постная пища, изменялся порядок церковных служб, по-иному звонили колокола. Так люди готовились к Пасхе: очищали тело и душу, молились и каялись в грехах.

 Ведущий 1: В кубанской семье все ждали и готовились к празднику Пасхи. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях, вывозили навоз на поля, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей.

Ведущий 2: Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Спешили достать из сундуков одежду, выветрить ее, выгладить – так и мелькали в умелых руках утюги, паровой да печной!

                                                                    3

Ведущий 1: Портные и сапожники были нарасхват! Дома их уже не застанешь: с ножными швейными машинками, с сапожным инструментом кочевали они от одной улицы до другой, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.

Ведущий 2: Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям. И в один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулёвки- специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали на язык и выносили решение: «Надо только добавить простой муки, чтобы пасхи сверху не потрескались».

Ведущий 1: И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее тулупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».

Учитель: В день приготовления пасхи – Великую пятницу – детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.

В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: « Прекратите! Грех ругаться на Пасху.  Хлеб поставили в печь?».

Ведущий 2: Девочки колотили в стаканах гоголь-моголь( яичный белок и сахар), чтобы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.

Учитель: Вечером, когда вся семья была в сборе, бабушка вскидывала облачко марли  ( или дижника)  - и взорам присутствующих открывалось сокровище: большие и маленькие пасхи, напоминавшие купола церквей, румяные пирожки и пироги с плетёнками посередине.

     Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем  обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.

     

 Учитель: Посмотрите на иллюстрацию картины И. Каверзнева «Светлое Воскресенье».

Слайд 4 

   Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка – эмалированный поднос, на котором  располагалась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зелёного поля – свеча и три красных яичка.

    Впереди ещё были всенощная служба в церкви, освящение куличей (пасхальных пирогов) разговенье на рассвете, праздничное гулянье, катание на тачанках, гружёные линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, окорок, яйца, сало. Пасха – праздник для всех!

                                                                   Слайд 5

4

Учитель: Перед вами иллюстрация  картины Н. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии».

Ведущий 2: В народе с Пасхой связывалось множество примет и обрядов.

Учитель: А какие вы знаете приметы и обряды, связанные с Пасхой?

(учащимся было дано домашнее задание)

  Учащийся 1: На Пасху все христосовались, обменивались словами «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», крашеными яйцами, поцелуями.

Учитель: Правильно. Вот как выглядит этот обряд на иллюстрации картины К. Кустодиева «Пасхальный обряд».

Слайд 6

Учащийся 2:  Бывало поверье, что на Пасху всегда бывает хорошая погода, а на восходе солнце «играет» так, что многие старались увидеть это мгновение.

 Учащийся 3:  Считалось, что в пасхальную ночь все черти необычайно злы, и люди после захода солнца старались из дома не выходить.

Учащийся 4: На Пасху старики расчёсывали волосы, чтоб иметь столько внуков, сколько волос, а старухи умывались с золота, чтобы разбогатеть;

Учащийся 5: Девушки во время службы просили шепотом хорошего жениха, а утром умывались с красного яйца, чтобы быть румяными, вставали на топор, чтобы быть крепкими.

Учащийся 6:  На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.

Учащийся 7: На Святой дождь – добрая рожь. На Святой гром  – к урожаю.

 Учащийся 8: Коли дождь в первый день Пасхи, так весна дождливая будет.

Ведущий 1:  А сейчас вас ожидает вот что!

(Выходят учащиеся 5-6 классов в русских народных костюмах и исполняют частушки)

Будет звонкая гармошка

Полтора часа играть,

Мы споем для вас частушки,

А вам нужно подпевать.

Так живи, частушка, всяко!

Под гармошку и струну!

 Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня хоть одну.

                   5

Станем, девицы, рядком

Да частушки пропоем!

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много —

 Может растеряться.

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошки.

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

 Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

 К небу прицепился.

Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше делается:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Как по речке, по волжанке

Соловей плывет на палке.

Сел на доску тонкую –

Развел гармошку звонкую.

                         6

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Ведущий 1: Ну-те, братцы – товарищи, собирайтесь до кучечки со Христовым днём вас, с праздником! С Христовым днём, с красным яйцом!

Слайд 7

Учитель: К вашему вниманию иллюстрация к картине Н. Кошелева «Дети, катающие яйца».

Ведущий 2: Паха, как всякий праздник, полна различными забавами. Была, например, популярна такая игра: делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке своё яичко, если оно задевало какую-либо игрушку, её получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо выдержало удар и не треснуло.

Ведущий 1: Без кулича, да  без крашеных яиц и Пасхи не бывает. Я знаю игру с пасхальными яйцами. Девчонки да мальчишки, озорные ребятишки! Выходите поиграть, яйца красные катать.  Мячом нужно сбить «яйца», выложенные в ряд по одной линии.  Сбитые «яйца» собирает победитель.

Проводится игра.

Ведущий 2: Я знаю игру «Не урони яйца».

  Чтобы нам потом не мыть полы, вместо яиц возьмём маленькие шарики. Ребята делятся на три команды.  Каждый участник берёт в зубы обычную ложку, руки за спиной, и по команде первые номера бегут до стола, достают ложкой «яйцо» из тарелки, не помогая руками, и бегут обратно к команде, если на обратном пути «яйцо» падает, то участник снова возвращается к столу. Добежав до команды, передаёт эстафету следующему. Побеждает та команда, которая первой принесёт последнее «яйцо».

Проводится игра.

Ведущий 1: А моя игра называется «Дружное рукопожатие». Давайте поиграем. Сейчас ко мне выйдут двое желающих. Им завяжем глаза и поставим  рядом, лицом друг к другу. Вам надо сделать три шага вперёд, повернуться  друг к другу спиной.  Молодцы! Ещё три шага вперёд, повернитесь вокруг себя и сделайте три шага вперёд. А теперь пожмите друг другу руки.

Проводится игра.

7

Учитель: А я для вас приготовила четвёртую забаву – «Яичные  гонки».

   Ребята, вам опять надо разделиться по командам. У каждой команды свой стол и своё яйцо. Рассчитайтесь по номерам, чётные номера встают с одной стороны стола, нечётные с другой. Первый участник начинает дуть на яйцо, докатывает его таким способом до второго, второй участник катит его обратно и передаёт эстафету третьему и т д.

Проводится игра.

Ведущий 1: А какой праздник без старинной русской забавы – загадок!

Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота.

                                           (Печь)

Как расколется – желто,

А пока цело – бело

                                           (Яйцо)

Пока в печку не сел,

Всё толстел и толстел.

Вышел оттуда

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей.

                                            (Хлеб)

Широко, а не море,

Золото, а не деньги.

Сегодня - на земле,

А завтра - на столе.

                     (Зерно.)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…

                                            (Солнце) 

Учитель: А какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и крашеные яйца. Всё самое лучшее выставлялось на стол.

Ребята нашей школы приготовили на выставку свои поделки. Пойдёмте полюбуемся их творчеством.

Слайды 8-15

8

Ведущий 1: Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. Но, как говорится, соловья баснями не кормят. Приглашаем всех присутствующих разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхальном столе!                            

                       

Ведущий 2:  Проходите! Проходите! Угощение берите! Чаем

запивайте!

Ведущие (вместе): Нас добрым словом вспоминайте!

Учитель: Наш праздник подходит к концу.  Надеемся, что он останется в вашем сердце. Любви, здоровья и доброты вам!

 Ведущие (вместе): До свиданья!

Звучит праздничная музыка.

Слайд 16

 

         

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

Презентация внеклассного мероприятия по немецкому языку "Зимние праздники Германии"

Целью этого внеклассного мероприятия является формирование языковой компетенции учащихся и повышение мотивации к изучению немецкого языка. Входе этого мероприятия решались следующие задачи: расшир...

Внеклассное мероприятие по литературе «Православная притча»

На внеклассном мероприятии знакомим детей с православной притчей (евангельской ,притчей в литературной обработке, с песнями, в основу которых положена притча, предлагаем просмотр художественного фильм...

Конспект мероприятия по Основам Православной культуры "За всё тебя, Господь, благодарю".

Тема: «За всё тебя, Господь, благодарю»Ключевые понятия: Спасибо, Господь.  Любовь. Добро.Цель: Осмысление понятий, на которых основана православная культура....

Внеклассное мероприятие по «Основам православной культуры» 8-9 класс

Сформировать представление о материнском подвиге....

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры  «Святитель  Николай  Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню православной книги и Дню славянской письменности и культуры, "От глиняной таблички до печатной странички"

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...