Внеклассное мероприятие по литературе «Православная притча»
материал (9 класс) по теме

 Черняк Елена Гениевна

На внеклассном мероприятии знакомим детей с православной притчей (евангельской ,притчей в литературной обработке, с песнями, в основу которых положена притча, предлагаем просмотр художественного фильма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе «Православная притча»

Цель: Познакомить ребят с жанром притчи,  с  православной притчей как неотъемлемой частью  человеческой культуры.

Задача :Формировать представление о православной притче, ее особенностях, воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: Фильм –притча « Как Спаситель в гости ходил», видео ролик «Окно» по песням  С .Копыловой, тексты притч  из сборника « Притчи Православия» авт.Тростникова.  ЭКСМО М   М.2011-(Православная библиотека) ,«Жил человек…» Сборник христианских притч и сказаний\О.Клюкина-М.:Никея,2010

                                  Содержание  занятия.

-Ребята, тема нашего занятия « Православная притча». С жанром притчи мы с вами знакомы, сейчас я прочитаю одну притчу, а вы  попробуйте  дать определение притчи.

 «Один парикмахер, подстригая клиента , разговорился с ним о Боге:

-Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому я лично не верю в го существование.

 Тогда клиент сказал парикмахеру :

 -Знаете, что я скажу ? Парикмахеров не существует.

 -Как это так? –удивился парикмахер. Один из них сейчас перед вами.

 -Нет !- воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

-В том –то и дело! Подтвердил клиент.- И я о том же : Бог есть. Просто люди  Его не ищут и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.»

-А как можно прийти к Богу мы попробуем сделать вывод в конце занятия, познакомясь с православными притчами, а теперь ответьте, что такое притча? (Ответы детей.)

- Ребята, православная притча- короткий иносказательный рассказ, в которой заложен какой -либо  урок, побуждающий к размышлению ,который поможет вдумчивому читателю задуматься о смысле и цели жизни, помогающий встать на путь благочестия и спасения. В притче нет назидательных нравоучений. Они хорошо запоминаются, благодаря необычному сюжету, неожиданным вопросам, а также еще более неожиданным ответам. Люди любят христианские притчи за содержание в них глубоко религиозного смысла и житейской морали.

 В Евангелие притчи рассказывает сам Господь. Он пришел на нашу Землю, учил Слову Божьему, иногда учит  притчами ,смысл которых иногда растолковывает . Сам, если же Спаситель не дает нам ключ к прочтению их, тогда  толкования нам дают великие умы Церкви.

Предлагаем вашему вниманию притчу «О заблудшей овце».

«Приблизились к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им  следующую притчу:

-  Кто из вас имел сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее ? А найдя, возьмет домой , созовет друзей и соседей и скажет им : « Порадуйтесь со мною: я нашел пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся ,нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.»  ( Лк.15 1-7)

 Эта притча говорит нам о том, как радуется Господь кающемуся грешнику, тому, кто хочет исправиться .Обращение к покаянию и возвращение ко Господу должно быть свободным, без повеления и без распоряжения Господа. Господь ждет ,предлагает каждому стать на путь добродетели, но не все приходят к покаянию. Человек думает «завтра стану на путь исправления»,но приходит завтра, и человек не раскаивается, равнодушие к своему спасению растет и растет, а затем переходит в ожесточение в грехе. Эта притча призывает нас возвратиться к Господу ,покаяться. Почему же Господь говорит притчами? Святитель Иоанн Златоуст объяснил так: « Рече легкая до разумения доводит многих до невнимательности, то Он говорит притчею. Притча отличает достойного от недостойного, достойный старается узнать смысл сказанного ,а недостойный оставляет без внимания».

В 4 веке, когда распространилось монашество, чтобы прикоснуться к их мудрости, люди совершали порой очень дальние путешествия ,случаи, которые происходили в пути, истории  из жизни монахов часто превращались в поучительные притчи. Да и сам умудренный опытом монах, часто прибегал к притчевому высказыванию. В русском старчестве духовное руководство распространялось не только на монахов , но и на мирян. К старцам обращались за наставлением, помощью, потому что старец призывается на служение самим Богом, он преданно служит Господу, исполняет Его волю. Старцу открывается воля Божья. Он  получает особый дар направлять людей к спасению. Старец Амвросий Оптинский, когда к нему приходили на исповедь и жаловались на скупость, поучал притчею:

«Один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал : той, которая много подавала много отдал , а скупой сказал : «На тебе твой платок».»

Господь видит каждое доброе дело и каждому воздаст по заслугам.  

Духовный опыт старца передавался не книжным ,письменным путем, а примером жития, устными наставлениями, всегда « лицом  к лицу» , от сердца к сердцу. Притча –один из путей передачи такого опыта. Многие русские писатели пытались притчу  литературно  обработать. Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, С.А.Есенин превратили притчи в рассказы.

Сейчас мы познакомим вас с сказкой-притчей русского писателя Л.Пантелеева « Две лягушки».

   «Жили-были две  лягушки.  Были они  подруги и  жили в  одной канаве.  Но только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая,а  другая была ни  то  ни се:  трусиха была,  лентяйка,  соня.  Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

     Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

     И вот однажды ночью пошли они погулять.

     Идут себе по  лесной дороге и  вдруг видят -  стоит дом.  А  около дома

погреб.  И из этого погреба очень вкусно пахнет:  плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

     Вот  забрались они  поскорей в  погреб,  стали  там  бегать и  прыгать.

Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

     И стали тонуть.

     А тонуть им, конечно, не хочется.

     Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка

были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

     Та  лягушка,  что была лентяйкой,  поплавала немножко,  побултыхалась и

думает: "Все равно мне отсюда не вылезти.  Что ж  я  буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".

     Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.

     А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:

     "Нет,  братцы,  утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я

еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет".

     Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь.

Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.

     Но все-таки она не сдается, не унывает.

     "Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая

- значит, надо жить. А там - что будет".

     И  вот  -  из  последних сил  борется  наша  храбрая  лягушка со  своей

лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась.

Уж вот ее ко дну тянет.  А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает.

Дрыгает лапками и думает:

     "Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."

     И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее

уже не сметана,  а  что-то твердое,  что-то такое крепкое,  надежное,  вроде

земли.  Удивилась лягушка,  посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

     "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"

     Удивилась она,  а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из

жидкой сметаны твердое масло сбила.

     "Ну вот,  -  думает лягушка,  -  значит, я хорошо сделала, что сразу не

утонула".

     Подумала она так,  выпрыгнула из горшка,  отдохнула и  поскакала к себе

домой - в лес.

     А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

     И никогда уж она,  голубушка,  больше не видела белого света, и никогда

не прыгала, и никогда не квакала.

     Ну что ж.  Если говорить правду,  так сама ты,  лягушка, и виновата. Не

падай духом! Не умирай раньше смерти...»

-Каждая притча-это урок, какой урок извлекли вы для себя?

(Ответы детей).

Притчи действуют не на один ум, но и на сердце, на воображение слушателя, потому что истина, как картина, удерживается в памяти. Мы предлагаем вам сейчас прослушать притчу в песенном исполнении Светланы Копыловой и просмотреть видео ролик притчи «Окно».(просмотр  видео-ролика).

Действительно, слова здесь излишне, можно лишь повторить мудрое высказывание, что притча-это искусство слова попадать прямо в сердце.

Притча заставляет взглянуть на себя со стороны, задуматься о вечных ценностях, мы предлагаем вам посмотреть художественный фильм «Как Спаситель в гости ходил» Павла Груздева. ( Просмотр фильма).

В христианские, притчи ценны тем, что воспитывают в нас самые главные качества: доброту, терпение, смирение и мудрость.

А теперь назовите добродетели, которые помогают найти путь к Богу.

(доброта, милосердие, терпение, смирение, послушание и т.д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздников праздник, торжество из торжеств"

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Праздник праздников, торжество из торжеств" разработано для учащихся 3-5 классов....

Внеклассное мероприятие по «Основам православной культуры» 8-9 класс

Сформировать представление о материнском подвиге....

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Дню православной книги.

Мероприятие содержит сценарий в форме устного журнала "Книга и книжность на Руси" и презентацию к нему, рассказывает об истории возникновения азбуки, книги, книгопечатания. Интересный и познавательный...

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры  «Святитель  Николай  Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню православной книги и Дню славянской письменности и культуры, "От глиняной таблички до печатной странички"

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...