Возможности предмета в адаптации выпускника.
статья по теме

Дармаева Ольга Борисовна

Формирование и развитие ключевых компетенций в различных сферах ученической деятельности, через приёмы технологии РКМЧП и интерактивного обучения, при продуктивном сотрудничестве и координационной роли учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_predmeta_v_adaptacii_vypusknika.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности предмета в адаптации выпускника.

(из опыта работы учителя английского языка Дармаевой Ольги Борисовны)

Глобальные тенденции развития современного, мирового сообщества ставят перед школой новые цели и задачи. Целью обучения иностранного языка в школе является не только практическое владение иностранным языком, но и повышение образованности учащихся, а именно создание благоприятных условий для подготовки выпускников к последующей социализации в обществе. Таким образом, актуальным для меня стал вопрос формирования и развития ключевых компетенций в различных сферах ученической деятельности. Начиная с 2001 года, методической темой нашей школы стала «Развитие ключевых компетенций учителя и ученика – основа повышения качества УВП», что явилось дополнительным стимулом в поиске эффективных приёмов и форм обучения для развития компетентности школьников.

Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала, а значит и характера процесса обучения в целом.

Я строю свою работу, основываясь на личностно-деятельностном, коммуникативном подходе. Находясь в постоянном поиске оптимизации процесса обучения, я пришла к выводу, что приёмы интерактивного обучения являются наиболее эффективными для развития речи учащихся. Работа в парах и малых группах, основываясь на продуктивном сотрудничестве и координационной роли учителя, увеличивает время говорения каждого ученика на уроке, создаёт условия для формирования у учащихся умений ставить цели и задачи по отношению к  изучению языка, использовать различные ресурсы, методы и средства обучения.

В своей работе наиболее эффективными я считаю приёмы технологии РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо), которые способствуют раскрытию творческого потенциала ученика, развивают интеллектуальную инициативу, формирует установку на самостоятельное  мышление, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

 «Технология РКМЧП состоит из трёх фаз: 1 фаза – «Вызов», 2 фаза – «Реализация смысла», 3 фаза – «Рефлексия». На фазе «Вызова» осуществляется пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Во время второй фазы учащиеся получают новую информацию. Во время рефлексии ученики осмысливают информацию и превращают её в собственное мнение».  На фазах «Вызова» и «Рефлексии» я использую приёмы, направленные на развитие умений задавать вопросы, анализировать и синтезировать полученную информацию («толстый, тонкий вопрос», «ключевые слова», «художественные ассоциации» - в 5-6 классах; «художественные ассоциации», «синквейн», «эссе»  - 7-8 классы; «художественные ассоциации», «синквейн», «пирамидальная история», «эссе» - 9-11 классы). На фазе «Реализации смысла» я опираюсь на приёмы, развивающие умения работать с большими информационными потоками («сканирование», «инсерт», «прогнозирование содержания текста по заголовку, отдельным абзацам…», «чтение с остановками»).  

Совокупность описанных выше приёмов на протяжении нескольких лет даёт положительные результаты: наши ученики участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее», занимают призовые места в городских и районных олимпиадах, успешно сдают выпускные и вступительные экзамены по языку. Результаты закрытого анкетирования учащихся также подтверждают эффективность выбранных нами приёмов и технологий:

31% опрошенных учащихся считают, что эти приёмы облегчают процесс речепорождения, активизируют мышление, помогают наиболее эффективно организовать процесс обучения;

26% опрошенных учащихся полагают, что эти приёмы мобилизуют их творческие способности и личностный потенциал;

43% опрошенных учащихся отметили, что эти приёмы позволяют им выразить своё мнение о происходящих событиях, справляться с разнообразием мнений и конфликтами, сотрудничать и работать в команде, проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами, быть подготовленными  к самообразованию и самоорганизации.

Таким образом, применяемые мной приёмы и технологии, способствуют развитию не только языковых способностей, но и ключевых компетенций, что ведёт к повышению уровня образованности выпускников в целом, и готовности к адаптации в быстро меняющихся условиях современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)

Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. ...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

Твёрдым шагом во взрослую жизнь: адаптация выпускников

Данная брошюра подготовлена в рамках проекта «Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни», реализованного в феврале – декабре 2011 года РОО «Стеллит» при финансовой по...

Проблемы социально-речевой адаптации выпускников школы Vида

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования показало, что не все стороны речевой деятельности одинаково успешно поддаются коррекции и, что не мало важно,...

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА  для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта п...

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Доклад на педсовете «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования»

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка....