О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
статья по теме

Фролкина Ольга Николаевна

Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая  возраст обучающихся и присущие им психологические особенности, а также коммуникативную направленность современного обучения, для занятий была выбрана игровая форма обучения, которая предполагает игровую деятельность обучающихся, сопровождающуюся рефлекторными речевыми реакциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolkina-on-o-programme-dlja-malyshej.docx329.67 КБ

Предварительный просмотр:

Фролкина Ольга Николаевна,

учитель немецкого языка,

ГБОУ СОШ № 72 с углубленным изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга

О СПЕЦИФИКЕ  ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая  возраст обучающихся и присущие им психологические особенности, а также коммуникативную направленность современного обучения, для занятий была выбрана игровая форма обучения, которая предполагает игровую деятельность обучающихся, сопровождающуюся рефлекторными речевыми реакциями.

 Важное значение игры для детей и их обучения  уже давно подчёркнуто многими психологами и педагогами. Начало разработки общей теории игры связано с работами

 Ф. Шиллера и  Г. Спенсера  (конец XIX  в.),  а впервые обосновал значение игры для развития детей выдающийся немецкий  педагог Фридрих Фрёбель.

Ведущую роль игры в формировании психики ребёнка отмечали и другие крупнейшие педагоги и психологи:  К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

 В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Очень важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая его способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Многие психологи утверждают:  каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет, в работе.

Дети данного возраста учатся лучше всего мультисенсорно, именно поэтому на  занятиях мы стараемся задействовать все органы чувств, часто проводим уроки-мастерские, а также регулярно проводятся упражнения на развитие внимания. Так, например, в разделе «Песни на немецком языке» предполагается разучивание песен на слух с использованием мимики и жестов.

При выполнении упражнений для развития моторики используются различные материалы: картон, папирусная бумага, пластилин (в том числе и шариковый), различные крупы, песок, пальчиковые краски.

Каждый из разделов курса предполагает наличие теоретической части (введение лексических единиц,  речевых клише, текстов песен и т.д.), а также практическую часть, в которую включены различные виды игровых упражнений на развитие  речи обучающихся (лото, пантомима, мини-театр и др.).

Следует отметить, что основное внимание уделяется постановке произношения обучающихся, а также речи в целом (как монологической, так и диалогической). Для этого в начале обучения предполагается использовать Handzeichen  (знак рукой), что позволит обучающимся быстрее запомнить букву, звук, его артикуляцию.

Упражнения с Handzeichen также способствуют развитию мелкой моторики ребят и их ориентации в пространстве.

Работа по программе предполагает использование как разработанных педагогом электронных образовательных ресурсов, так и лицензионных программ (См. список ресурсов в Программе). С целью улучшения взаимодействия педагога с родителями учащихся, посещающих занятия по программе была создана группа в социальной сети «Вконтакте».

На сайте ГОУ СОШ № 72 также размещена информация о программе «Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких».

Родители имеют возможность посещать занятия и оставлять свои отзывы о работе кружка на сайте школы в разделе «Книга отзывов и предложений».

_____________________

Список рекомендованной литературы: 

  1. Трубицина О.И.  Читаю и пишу по-немецки сам / Учебное пособие по немецкому языку для младших школьников – Санкт-Петербург: КАРО, 2006
  2. Шмакова Е.Ю. Немецкий язык. Прописи. М.: Дрофа, 2007
  3. Юдина Е.И. Немецкий язык в детском саду. 100 уроков-сценариев и рабочая тетрадь - Санкт-Петербург: КАРО, 2007

Посещаемость кружка
«Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких»
(за последние 3 учебных года)

Указан процент учащихся, посещающих кружок от общего числа учащихся

в первых классах.

В 2009-2010 учебном году кружок посещали 42 (24%) учащихся из 58.

В 2010-2011 учебном году – 62 (52%) учащихся из 85.

В 2011-2012 учебном году кружок посещает 71 (60%) учащийся из 84.

Успешность того или иного нововведения определяется наличием или отсутствием положительного результата. Что касается работы по данной программе, то основным результатом может быть, помимо полученных детьми начальных представлений и знаний о языке, в том числе, тот огромный положительный импульс, который они несут с собой в следующий учебный год. Главная задача педагога на этом этапе – поддержать эту мотивацию и оправдать ожидания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ»

Эта программа может быть предложена в качестве предшествующего, дополняющего основной курс обучения иностранному языку с целью расширения рамок школьной программы. Учебный план первого класса не...

Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного

Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного. Выступление учителя немецкого языка СШ №11 на городском семинаре преподавателей немецкого языка (апрель 2012)....

Методика преподавания немецкого языка в рамках ТАНДЕМ-проекта

Тандем- метод при изучении иностранных языков в школе оказывает огромное влияние на процесс обучения, потому что с его помощью происходит процесс применения знаний на практике, а так же формируется со...

Современные подходы и методики преподавания немецкого языка

В современном образовательном процессе преподавание немецкого языка требует не только глубоких знаний самого языка, но и понимания эффективных методик обучения, которые учитывают индивидуальные особен...