Обобщение педагогического опита
методическая разработка (10 класс) на тему

Малина Ольга Викторовна

Применение проектной методики на уроках английского языка в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnoy_metodiki_v_starshih_klassah.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Обобщение педагогического опыта работы

 учителя иностранного языка 

МОУ средней общеобразовательной школы №4

 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Навашино, Нижегородской области

Малины Ольги Викторовны

                         ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

                            ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

                                         В СТАРШИХ КЛАССАХ

                             НА ОСНОВЕ УМК В. П. КУЗОВЛЕВА.

2007 год

Содержание.

I. Характеристика ………………………………………………………………. 3стр.

II. Использование новых педагогических технологий в обучении иностранному

     языку ...………………………………………………………………………   6стр.

III. Этапы работы над проектом на примере создания проекта. «Идеальное

      государство благосостояния» …………………………………………….. 13стр.

Литература…… .………………………………………………………………. 19стр.

Приложения …………………………………………………………………… 21стр.

  1. Характеристика

В 1998 году Малина Ольга Викторовна окончила Нижегородский Государственный Лингвистический университет, получив профессию преподавателя французского и английского языков по специальности филология. Свою педагогическую деятельность начала в основной школе №1 г. Навашино учителем английского языка. В 2001 году основная школа №1 была преобразована в гимназию с филологическим уклоном. Так как в гимназии был введен второй иностранный язык – французский, в 2001 – 2003 годах Ольга Викторовна преподавала оба иностранных языка. В 2001 году окончила курсы повышения  квалификации  при  НГЛУ,  и  в  2002 году ей  была  присвоена        I квалификационная категория.

        Ольгу Викторовну всегда характеризовало стремление к саморазвитию, повышению профессиональной компетенции. В январе 2002 года Ольга Викторовна стала участником региональной конференции «Вопросы модернизации языкового образования в средней школе» в Нижнем Новгороде, где решались проблемы учебно-методических комплектов, где можно было познакомиться с авторами наиболее известных учебников нашей страны и зарубежных издательств.

        В 2002 году Ольга Викторовна принимает участие в областном конкурсе «Учитель года иностранного языка - 2002» и занимает 8 место в номинации «Восходящая звезда».

        В 2003 году Ольга Викторовна переводится в среднюю общеобразовательную школу №4 с углубленным изучением отдельных предметов, так как всегда хотела работать в своей родной школе. За время работы в средней общеобразовательной школе №4 Ольга Викторовна работала во всех параллелях с 5 по 11 классы.

        Ольга Викторовна принимает активное участие в жизни школы, педагогического и ученического школьного сообщества, сотрудничает с коллегами на школьном и районном методических объединениях. Среди ее выступлений на ШМО и РМО – «К вопросу о дисциплине», «Самостоятельная работа», «Обучение фонетике», «Речевые способности. Как их формировать», «Компетентность в области преподавания иностранных языков и ее отражение в личной методической библиотеке педагога», «Развитие культуры речи на уроках английского языка» и т.д. – можно заметить разнообразие и актуальность выбранных вопросов. На педсоветах Ольга Викторовна выступала с описанием своих методов и форм работы, участвовала в районном смотре методической работы в 2005 году. Материал, который накоплен в ее кабинете, был признан одним из лучших в районе. В 2005 году Ольга Викторовна участвовала в районном конкурсе творческих работ «Учителями славится Россия» и была отмечена памятным подарком. В ноябре 2006 года стала участником научно-практической конференции Навашинского района «Использование новых педагогических технологий в процессе обучения». Темой ее электронной презентации было «Использование проектной методики при обучении английскому языку в старших классах» на основе УМК В.П. Кузовлева «English 10-11», так как на своих уроках Ольга Викторовна активно применяет метод проектов и является ярой поклонницей творчества В.П. Кузовлева и Е.И. Пассова; считает УМК Кузовлева одним из лучших учебно-методических комплектов отечественной учебной литературы. В 2005 году Ольга Викторовна прошла курсы повышения квалификации при выездной сессии НИРО в Навашинском районе.

        В 2006-2007 учебном году Совет школы принял решение выдвинуть Ольгу Викторовну для участия в приоритетном национальном проекте образования. А Управление образования администрации Навашинского района во главе с Родионовой Н.Н. представляет Малину О.В. для участия в областном этапе конкурса «Учитель года - 2007».

        В январе 2007 года Ольга Викторовна прошла I сессию курсов повышения квалификации «Инновационные педагогические технологии» в НИРО.

        25 января 2007 года Ольга Викторовна выступила на заседании заместителей директоров по учебной работе Навашинского района с обобщением своего педагогического опыта, провела открытый урок в 11 классе по теме «Cinematography» с использованием новых технических средств обучения (DVD, телевизор, аудиосистема).

        В 2006-2007 учебном году Ольга Викторовна вышла на подтверждение I квалификационной категории, была освобождена от прохождения теоретического этапа по ходатайству администрации школы, провела два открытых урока в 11 и 9 классах.

        Ольга Викторовна обладает креативными способностями, способностью к преодолению традиционности в процессе обучения, рефлексивным мышлением, грамотным уровнем владения языка, владеет способами решения проблем.

Отражением успешной педагогической деятельности О.В. Малины можно считать участие и победу ее учащихся в районных и областных олимпиадах. Так, например, за последние 3 года участниками областной олимпиады в НГЛУ были следующие 11-классники, которые заняли I место в районной олимпиаде:

2004 – 2005 учебный год – Погорелова С.

2005 – 2006 учебный год – Гарюткина М. (18 место)

2006 – 2007 учебный год – Шустова Д. (победила в районной олимпиаде по филологии, но не участвовала в областной олимпиаде по состоянию здоровья).

  1. Использование новых педагогических технологий

                                       в обучении иностранному языку.

                             АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ.

          В современной педагогике большое внимание уделяется способности применения полученных знаний на практике, то есть в жизни. Актуальность метода проектов неоспорима. Учащиеся имеют возможность реально использовать свои знания в различных видах жизнедеятельности. Они приобретают навыки профессии журналиста, работника архива, сотрудника научно – исследовательского института, секретаря, редактора. Список можно продолжать и продолжать. Проектные формы работы еще перспективны и потому, что они помогают учащимся по-новому взглянуть на процесс обучения.                

                                            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.

Изучив большое количество методической литературы по теме «Метод проектов», Ольга Викторовна решила на практике применить полученные знания. Е.С. Полат в своей статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (ИЯШ 2/00) сообщает, что этот метод возник еще в начале XX столетия, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного, самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые им дает школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик и др. обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал, что все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни.

В нашей стране метод проектов долгое время не был технологически обработан, хотя при обучении иностранному языку польза его применения очевидна. Целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д. Гальскова). Используя проектные формы работы у учащихся формируется лингвистическая, коммуникативная компетенция, они получают возможность использовать иностранный язык как средство общения. В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемов разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, ведь учащимся необходимо владеть определенными умениями для данной деятельности.

В своей статье Е.С. Полат представляет типологию проектов. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Учителю следует четко определить учебные задачи, подобрать необходимый материал. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Также следует проводить постоянный мониторинг, но не навязчиво, а тактично.

Малина Ольга Викторовна на уроках английского языка старается «воспитывая – обучать детей и обучая – воспитывать». Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогает учащимся по-новому взглянуть на изучение иностранного языка, позволяет школьникам видеть практическую пользу от его освоения, следствием чего является повышение интереса к предмету. В данный момент из всех новых педагогических технологий ближе и доступнее является метод проектов, считает Малина О.В. Метод проектов стяжал себе славу доступностью, отсутствием больших материальных затрат (а это немаловажно в контексте средней школы маленького городка) и возможностью на практике применить полученные знания, генерируя при этом новые идеи.

        Ольга Викторовна работает по УМК В.П. Кузовлева шестой год и каждый раз убеждается все больше и больше в логичности построения учебного материала, актуальности затронутых тем, разнообразии упражнений для активизации лексики в речи. Но неоспоримую привлекательность данному УМК прибавляет возможность применять проектные формы работы на заключительном этапе изучения материала главы. Перед тем, как провести тестовый контроль по всем видам речевой деятельности, В.П. Кузовлев предлагает разработать и защитить проект по предложенным темам.

        В самом начале своей педагогической деятельности Ольга Викторовна поставила перед собой определенные цели, среди которых – создание творческой личности, создание мыслителя, создание практика, гражданина своей страны (патриота). По ее мнению метод проектов, как нельзя лучше помогает ей добиваться поставленных целей. В основном Ольга Викторовна применяет метод проектов в старших классах. Ее учащиеся разработали, защитили и обсудили много проектов, среди которых:

10 класс Unit 1. How Different the World Is!

        “The Best of All Possible Worlds”

        “Welcome to Russia”

Unit 2. Western Democracies. Are They Democratic?

“An Ideal State, as I Understand It”

Unit 3. What Is Hot with the Young Generation?

        “Evolution of Youth Groups in Russia”

        “A Subculture I’d Like to Create”

11 класс Unit 4. Is It Easy to Be Young?

“A Guide to Escape Problems”

Unit 5. Is the System of Social Welfare Fair?

“An Ideal Welfare State”

Unit 6. What Helps You to Enjoy Yourselves?

        “Rating System in Russia”

        “A Theatre Critic”

        “Making a Remake”

Unit 7. Inventions That Shook the World.

        “What Would You Like to Invent?”

                                   

                                   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

        Так, например, изучив тему: «Как многообразен мир» в 10 классе о географическом положении стран изучаемого языка и нашей страны, Ольга Викторовна предложила учащимся выяснить, какая страна имеет наиболее благоприятные условия для жизни, и как они сказываются на чертах личности ее граждан. Также в 10 классе учащиеся знакомятся с различными формальными и неформальными молодежными группировками, их ценностями, общими интересами, внешним обликом, и в качестве обобщения  изученного материала учитель предоставляет десятиклассникам проследить эволюцию молодежных движений в России и даже придумать свое собственное неформальное объединение. В 11 классе в разделе «Государство благосостояния» учащиеся после изучения социальной сферы государств Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации решили, что необходимо выяснить, в какой стране граждане наиболее защищены социально.

        Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

  1. занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, из-за чего усиливается мотивация;
  2. учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из разных источников;
  3. в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется. Теперь он не контролер, а консультант и даже равноправный партнер;
  4. усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
  5. совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда.

Учащиеся Ольги Викторовны создавали постеры, макеты, альбомы и справочники. Формы презентаций также бывают разные: ролевые игры (например, в 11 классе при работе над проектом по изобретению электроприбора учащиеся участвовали в игре «Магазин электроники»), репортажи, викторины, инсценировки (защищая проект «Welcome to Russia» учащиеся устроили шоу с караваем, русскими народными костюмами и песнями).

        После работы над главой 4 о проблемах молодежи учащиеся разработали настоящее руководство, как избежать психологических проблем (работа велась с психологом школы Базылевой И.Ю.). Это руководство имеет большую практическую значимость, теперь его можно использовать в качестве психологического пособия.

        Ведь работая над проектом, учащиеся создают всегда что-то новое, необычное. Например, при создании своего идеального государства, одна из групп решила придумать такой политический строй, который являлся бы наилучшим для граждан страны. А сколько пришлось им добыть информации!

        Проектные формы работы открывают учащимся дорогу к работе в больших зарубежных и отечественных корпорациях, где умение работать в команде – является залогом успешной деятельности.

                    ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Каждый год Ольга Викторовна проводит анкетирование, целью которого является опрос учащихся о положительных и отрицательных на их взгляд моментах их проектной деятельности, что понравилось, а что нет при работе над отдельным проектом. Вот образец анкеты:

  1. Тебе нравится работать над созданием проекта? Да. Нет.
  2. Работа над каким проектом тебе понравилась в этом году больше всего?
  3. Что для тебя было особенно интересно?
  4. В чем ты испытывал какие-нибудь затруднения?
  5. Как тебе интереснее всего защищать проект?
  6. Внеси, пожалуйста, свои предложения по работе над проектом! Так нам будет еще интереснее работать.

Спасибо, партнер!

Причем статистические данные были следующие:

2004-2005 учебный год – на первый вопрос отвечали положительно 60% всех опрошенных.

2005-2006 учебный год – 75%

2006-2007 учебный год – 65%

И в графе «затруднения» учащиеся писали, что им требуется много времени для поиска, обработки информации, что, в основном, вся работа ложится на плечи учащихся с хорошим уровнем владения иностранным языком. Как видно, интерес учащихся пошел на спад. Тогда Ольга Викторовна решила пересмотреть всю стратегию проектной деятельности. Ей пришла в голову идея начать работу над проектом-партнерством, где учитель будет выступать не в роли консультанта-эксперта, а партнера, настоящего партнера. Если педагог наряду с учащимися работает над созданием проекта, если он вносит свой вклад (не очень значительный, конечно) в общее дело, то, оказывается, это в корне все меняет.

                                              НОВИЗНА ОПЫТА.

Когда Ольга Викторовна предложила старшеклассникам идею совместных проектов, учащиеся ее с интересом восприняли. Учитель теперь не советует, не консультирует в открытую «своих коллег» по работе, зачастую они теперь сами доказывают ему что-то, вносят свои предложения по оформлению, разработке, защите проекта и дальнейшем его тиражировании. Оказавшись в новой роли, учитель ведет себя по-новому. Из выступления Ольги Викторовны на РМО: «Я учу их – они учат меня. Это так естественно, если вы партнеры. И когда я слышу: «Ольга Викторовна! С вас материал на тему взрыва торгового центра в США 11 сентября. Давайте обсудим, как нам лучше скомпоновать эту информацию!», я невольно улыбаюсь, опять им интересно, опять они хотят учить, творить, работать. И пока я работаю над своей статьей, я могу что-то подправить, изменить в их работе. Как будто я просто сильный ученик в данной группе. Основная сложность в том, чтобы удержаться в качестве партнера при работе над проектом. Конечно, такая совместная деятельность отнимает время, но если им интересно, интересно и мне. Значит, время найдется». (2006г.).

                         

                             РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

В результате опять значительно возрос интерес к предмету. После защиты проекта Ольга Викторовна совместно с учащимися решает, как можно использовать результат их деятельности. Если это постер или стенгазета, такие материалы обязательно будут участвовать в конкурсе-выставке плакатов «Недели английского языка», когда все учащиеся школы могут познакомиться с интересной информацией. Особенно большое влияние такие работы оказывают на учащихся младших и средних классов. Это хороший пример для подражания. Альбомы, книги становятся дидактическими пособиями. Они представляют собой  большую ценность, так как многие учащиеся кроме учебника не имеют никаких других источников информации об англоязычных странах. Материалы районной библиотеки в разделе «Иностранные языки» более чем скудные. В кабинете Ольги Викторовны организована библиотечка проектов, которой учащиеся могут пользоваться в любое время как справочной литературой. Руководство «Как избежать проблем» используется Ольгой Викторовной совместно с психологом школы для общих занятий.

Среди показателей и критериев эффективности педагогической деятельности Ольги Викторовны – высокий уровень обученности, уровень развития личности, развитие адекватной самооценки, формирование позитивной Я – концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), развитие коммуникативной и информационной компетентности. Все это было выявлено в результате проведения тестов школьным психологом Базылевой И.Ю. Ирина Юрьевна проводила тесты в самом начале проектной деятельности (I полугодие 10 класса) и в конце  (II полугодие 11 класса). Динамика положительных результатов очевидна.

 

III. Этапы работы над проектом на примере создания проекта

 «Идеальное государство благосостояния».

                                              ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. 

Перед тем, как начать работу над проектом, Ольга Викторовна проводит урок-дискуссию, посвященную диагностике ситуации.

На уроке совместно с учащимися решается, что именно не устраивает их в окружающем мире? (Например, перед началом работы над проектом «Идеальное государство благосостояния» учащиеся установили, что нет такого в существующем мире. Они решили создать свое виртуальное государство, граждане которого получали бы большое количество льгот и пособий). Определяются логические рамки проекта (система социальной защиты стран изучаемого языка и Российской Федерации). Решается, какие ресурсы и возможности имеются в наличии для внесения желаемых изменений (определяются источники для поиска необходимой информации, намечается маршрут (школьная, районная библиотеки, Internet в школе и т.д.) Подтверждается социальная необходимость проекта (создание проекта о социальной защите населения поможет учащимся ощутить себя настоящими гражданами своей страны, понять нужды различных слоев населения). Выясняется, каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей (последствия могут быть следующие: когда данные учащиеся обретут право голоса на выборах, они будут хорошо социально «подкованы». Они обязательно пойдут голосовать и отдадут свой голос за того депутата, программа которого будет нацелена на социальную защиту населения). Также на данном уроке дается количественная и качественная оценка, выделяются «болевые» точки и точки роста, и ведется построение системы аргументов для привлечения партнеров проекта.

Проведение проектного исследования – это начало стартового этапа проектной деятельности. Также в структуру стартового этапа входят проблематизация, целеполагание, концептуациализация, ценностно-смысловое самоопределение, программирование и предварительная социализация проекта (процедура публичного представления  проекта и экспертная оценка предпосылок его успешности), планирование хода проекта.

Итак, проблематизация. Необходимо ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. Проблематизация включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации. Правильная формулировка проблемы означает четкое обозначение разрыва желаемого и действительного как неизвестного,  пока скрытого, требующего совместного поиска. Например, для начала работы над проектом «Идеальное государство социальной защиты», можно определить следующие действия – сопоставить ранее изученные схемы социальной защиты Великобритании и Российской Федерации, в результате чего выясняется, что данные государства не надлежащим образом заботятся о своих гражданах (особенно Российская Федерация). Назревает проблема – создать такое государство, социальная система которого была бы идеальной.

Далее следует целеполагание. Цели данного проекта – создание программы социальной защиты, а также развитие творческих способностей, креативного мышления, самостоятельности, умения вести исследовательскую работу, развитие речевых умений.

Затем необходима концептуализация. Это прогнозирование возможных рисков, т.е. тех внешних воздействий и противодействий, которые неизбежно могут возникнуть по ходу осуществления проекта; категориальный анализ – выработка единого языка общения, согласование ценностей, определение границ содержания категориального опыта, актуального (доступного) для участников проекта; конкретизация цели; разработка стратегии проектной деятельности, определяющей общую направленность и характер достижения целей: восходящая и нисходящая стратегии.

Среди возможных рисков могут быть – нарушение целостности структуры проектной деятельности, утопичность проекта, психологическая неподготовленность субъектов проектной деятельности (т.е. участников проекта) к каким-либо кардинальным изменениям.

Необходимо выработать программу, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманных целей.

В данном случае программа предлагает разработать следующее:

1. Основные принципы;

2. Основные сферы общественной жизни, где должна работать социальная служба;

3. Источники дохода, обеспечение;

4. Налоги;

5. Категории граждан, имеющие право на различные пособия;

6. Различные типы пособий (основные и дополнительные);

7. Условия, при которых пособия могут быть получены;

8. Органы, ответственные на государственном и местном уровне за социальную помощь населению.

После создания программы деятельности следует преступить к разработке плана достижения поставленных целей. План носит стратегический характер, состоящий в выделении этапов достижения цели через определение промежуточных продуктов на пути к конечному результату.

При разработке плана происходит распределение ролей, выясняются возможности участников проекта, определяется совокупный субъект проектирования – общность людей, объединенных общей целью и общей системой ценностей, для осуществления коллективной деятельности на основе проявления собственной инициативы каждого участника, что означает необходимость его личного вклада во все этапы работы. Так, например, одни учащиеся занимаются поиском необходимой информации в Интернете; другие работают с пособиями библиотек, учителя; еще определяется, кто будет редактором, кто возьмет на себя компьютерную обработку данных и т.д. Также устанавливаются сроки, временные границы. Как правило, не больше двух недель учащиеся работают над проектом. В конце концов, на одном из уроков учащиеся публично представляют предварительные данные, дается экспертная оценка предпосылок его успешности.

Начинается этап реализации проекта, в ходе которого происходит пошаговое выполнение запланированных проектных действий. Учащиеся на основе схемы, приведенной ниже, разрабатывают свою собственную более детальную схему и дают необходимые комментарии.

CATEGORIES OF CITIZENS ENTILED TO THE BENEFITS,

CONDITIONS

Eligibility                                Compensation                Duration of benefits

NATIONAL INSURANCE                                             SOCIAL SECURITY

            BENEFITS                                                           BENEFITS                                

 

EXPENDITURE BY PERCENTAGE

SOURCES OF PROVISION

TAXATION         DONATIONS

ORGANS OF RESPONSIBILITY

        Government                                                 Local Authorities

Каждый из аспектов их программы необходимо тщательно проработать, сопоставить, сравнить имеющуюся информацию о системе социальной защиты Великобритании и России. Недостатка в информации, как правило, нет. Учащиеся активно включаются в работу, если правильно сформулировать проблему, мотивировать их действия. Учитель также снабжает участников проекта большим количеством литературы страноведческого характера. В этот раз учащиеся решают создать альбом – настольную книгу социального работника, где будет дана схема работы социальной службы идеального государства. Во время работы необходима скрытая коррекция хода проекта и действий их участников. Как ранее уже было сказано, Ольга Викторовна участвует в создании проекта вместе с учащимися и берет, например, область здравоохранения для сравнения в изученных странах и определяет льготы и пособия, связанные с системой медицинского обслуживания.

Далее происходит защита проекта, т.е. презентация окончательных результатов работы. Как правило, Ольга Викторовна этот урок объявляет открытым. На нем могут присутствовать представители администрации, классный руководитель, учащиеся параллельного класса, родители.

На защите проекта «Идеальное государство социальной защиты» участники проекта рассказали о пособиях и льготах, выступили с основными преимуществами жизни в их государстве, аргументировано отстаивали свою точку зрения и в конце урока разыграли сценку «В доме престарелых» (In a Home for Elderly People). Ольга Викторовна заранее подготовила вопросы для обсуждения. Например, “How many and what kinds of people do you think “slip through the nest” of care in your country? Would you like to be a social worker? и т.д. Участники проекта с энтузиазмом отвечали на поставленные вопросы.

Рефлексивный этап. После защиты проекта Ольга Викторовна следующий урок посвящает внешней экспертизе проекта, рефлексии по поводу замысла проекта, его результатов. Проектный замысел был полностью реализован (учащиеся добились своей цели), обладал степенью новизны (такой деятельностью, как создание одной из сфер государственного устройства, учащиеся еще не занимались), участники проекта были удовлетворены результатом своего труда, социальная и практическая значимость проекта налицо (учащиеся других классов могут пользоваться им как дидактическим пособием по теме “Welfare”), в достаточной мере освоены процедуры проектирования, учащиеся научились работать в коллективе. Может быть не полностью достигнут синергийный эффект – не было достаточной соорганизованности во время выполнения проекта.

И, наконец, наступает послепроектный этап. Происходит апробация проекта. Ольга Викторовна приглашает учащихся других старших классов в свою библиотеку проектов, учащиеся знакомятся с новым проектом. Также данный проект можно использовать в следующем учебном году в 11 классе по данной теме. Во время «Недели английского языка» Ольга Викторовна устраивает выставку проектов, тем самым приглашая учащихся средних классов принять участие в проектной деятельности.

        

Литература.

  1. Белогрудова В.П. «Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода» ИЯШ 8/05.
  2. Борисова Е.М. «Проект на уроках немецкого языка» ИЯШ 2/98.
  3. Брейгина М.Е. «Проектная  методика на уроках испанского языка» ИЯШ 2/04.
  4. Бухаркина М.Ю. «Метод проектов в обучении английскому языку» ИЯШ 3/05.
  5. Душенка Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка» ИЯШ 5/03
  6. Зимняя И.А., Сахорова Т.Е. «Проектная методика обучения английскому языку» ИЯШ 91/3
  7. Иванова Н.Н., Чудилова А.И., Вилкова Н.Д. «Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. (Метод проектов) ИЯШ 4/06.
  8. Корнева Л.П. «Применение метода проектов на уроках английского языка» ИЯШ 5/06.
  9. Круглова О.С. Технология  проектного обучения. Завуч 99/6
  10.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Совсем необычный урок» Воронеж. Педагогика нового времени.
  11.  Маркова Е.С. «Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне (X – XI классы) ИЯШ 2/06.
  12. Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка» ИЯШ 4/99.
  13. Павленко И.Н. «Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста» ИЯШ 5/03.
  14. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка» 2,3/00.
  15. Полат Е.С. «Новые педагогические информационные технологии» М. 99.
  16. Полат Е.С. «Технология телекоммуникационных проектов» Наука и школа. №4 97.
  17. Презентация «Педагогический опыт – как фактор профессиональной успешности педагога» кафедра педагогики и андрогогики ГОУ ДПО НИРО
  18. Презентация «Педагогическое проектирование» кафедра педагогики и андрогогики ГОУ ДПО НИРО.
  19. Приходько Е.А. «Работа методического объединения (метод проектов) ИЯШ 7/06.
  20. Рачева С.С. Метод проектов как эвристический прием формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Тезисы международной конференции. Формирование коммуникативного иноязычного компонента в свете социального заказа. Тюмень 2001.
  21. Родионов В., Ступницкая М. «Проектная деятельность в школе» Школьный психолог 46/04.
  22. Слободчиков В.И. «Концепция инновационной деятельности».
  23. Соловьева И.Ю. «Общие рекомендации по организации и проведению проекта по теме «Государственное и политическое устройство Великобритании» ИЯШ 4/06.
  24. Ступницкая М.А. «Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся» Материалы городской научно-практической конференции М. 2004.
  25. Шамшурина Т.М. «Создание проекта «Идеальное государство» ИЯШ 7/06.
  26. James O’DRISCOLL “Britain” Oxford University Press.

Приложение 1

Приложение 2.

 

Победители районной олимпиады в 11 классе и

участники областной олимпиады в НГЛУ

2004-2005 учебный год – Погорелова С.

2005-2006 учебный год – Гарюткина М. 18 место в НГЛУ

2006-2007 учебный год – Шустова Д. филология, (в областной олимпиаде не  

             участвовала по состоянию здоровья).

Приложение 3.

        

Приложение 4.

Психологическая диагностика

Цель: Изучить влияние метода проектного обучения на развитие личности учащихся.

Объект исследования: учащиеся старших классов (50 человек).

Период исследования 2004-2006 учебные годы.

Этапы проведения исследования:

1 этап – констатирующая диагностика «на входе»

2 этап – контрольная диагностика «на выходе»

3 этап – диагностика старшеклассников, в обучении которых проектный метод используется несистематически.

Гипотеза: использование в процессе обучения проектного метода может

оказать влияние на развитие самооценки, коммуникативных способностей, эмоциональное состояние личности, положение в коллективе сверстников.

Исследуемые параметры:

  1. Самооценка (образ «Я»).
  2. Коммуникативные, организаторские склонности.
  3. Эмоциональное состояние (тревожность).
  4. Социометрический статус.

Методики диагностического исследования:

  1. Самооценка (метод сканирования);
  2. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1), авторы Синявский В.В., Федоркин Б.А.
  3. Социометрия;
  4. Шкала тревожности.(модифицированная шкала социально-ситуативной тревожности Конфана)

Сравнительный анализ результатов изучения самооценки учащихся.

Экспериментальная группа

2004-2005 учебный год

2005-2006 учебный год

1

Адекватная

50%

62%

2

Высокая

18%

24%

3

Завышенная

24%

14%

4

Низкая

6%

-

5

Заниженная

2%

-

        Сравнительный анализ полученных данных показывает положительную динамику в изменении самооценки итогового обследования.

По результатам учащихся, показавших адекватный и высокий уровень самооценки соответственно адекватный – 50% на констатирующем этапе динамики, 62% на контрольной диагностике, высокий уровень на констатирующем этапе – 15%, на контрольной диагностике – 24%.

        Учащиеся, показавшие низкий и заниженный уровень самооценки при первичном обследовании, вошли в группу учащихся с адекватным уровнем самооценки по результатам контрольной диагностики.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

2004-2005 учебный год

2005-2006 учебный год

1

Адекватная

48%

46%

2

Высокая

8%

10%

3

Завышенная

28%

30%

4

Низкая

12%

10%

5

Заниженная

4%

4%

Сравнительный анализ результатов изучения самооценки контрольной группы, незначительность изменения в уровне самооценки в сравнении с показаниями экспериментальной группы позволяет предположить влияние на изменение самооценки использования проектного метода в обучении, который в контрольной группе использовался эпизодически.

Сравнительный анализ результатов изучения коммуникативных, организаторских склонностей.

2004 – 2005 учебный год

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

1

Низкие

0%

0%

2

Ниже средних

8%

10%

3

Средние

80%

78%

4

Высокие

10%

10%

5

Очень высокие

2%

2%

2005 – 2006 учебный год

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

1

Низкие

0%

0%

2

Ниже средних

0%

0%

3

Средние

68%

66%

4

Высокие

28%

30%

5

Очень высокие

4%

4%

Сравнительный анализ результатов диагностики показывает положительную динамику в развитии коммуникативных и организаторских способностей.

Количество учащихся, показавших средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, выросло соответственно на 2% - очень высокий уровень, на 18% коммуникативные способности и на 20% организаторские способности – высокий уровень.

Количество учащихся, показавших средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, уменьшилось на 12%. В данную группу вошли учащиеся, показавшие при первичном обследовании ниже среднего уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.

Контрольная группа.

Сравнительный анализ данных контрольной группы показал незначительные изменения в уровне развития коммуникативных склонностей.

2004 – 2005 учебный год

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

1

Низкие

0%

0%

2

Ниже средних

12%

14%

3

Средние

72%

64%

4

Высокие

16%

20%

5

Очень высокие

0%

2%

2005 – 2006 учебный год

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

1

Низкие

0%

0%

2

Ниже средних

12%

12%

3

Средние

72%

66%

4

Высокие

14%

22%

5

Очень высокие

0%

0%

        Результаты диагностики в экспериментальной группе позволяют нам констатировать положительное влияние  проектного метода обучения на развитие коммуникативных способностей.

       

Результаты сравнительного анализа эмоционального состояния учащихся (тревожность).

2004 – 2005 учебный год

Уровень

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1

нормальный

32%

34%

30%

29%

2

н. повышенный

56%

52%

54%

53%

3

высокий

10%

10%

14%

12%

4

оч. высокий

2%

4%

2%

6%

5

чрезмерное спокойствие

-

-

-

-

2005 – 2006 учебный год

Уровень

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1

нормальный

42%

56%

5%

48%

2

н. повышенный

58%

44%

49%

52%

3

высокий

-

-

-

-

4

оч. высокий

-

-

-

-

5

чрезмерное спокойствие

-

-

-

-

Анализ данных исследований показывает положительную динамику в эмоциональном состоянии (уровень тревожности), отмечается снижение уровня тревожности у учащихся.

Результаты диагностики эмоционального состояния соотносятся с результатами диагностики самооценки учащихся.

Контрольная группа

2004 – 2005 учебный год

Уровень

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1

нормальный

28%

26%

30%

28%

2

н. повышенный

46%

48%

44%

46%

3

высокий

20%

20%

20%

22%

4

оч. высокий

6%

6%

6%

4%

5

чрезмерное спокойствие

-

-

-

-

2005 – 2006 учебный год

Уровень

Показатели тревожности

общая

школьная

самооценочная

межличностная

1

нормальный

28%

26%

32%

26%

2

н. повышенный

48%

46%

50%

44%

3

высокий

18%

24%

16%

24%

4

оч. высокий

6%

4%

2%

6%

5

чрезмерное спокойствие

-

-

-

-

           Результаты динамики изменения эмоционального состояния (тревожности) контрольной группы показывают изменения сравнения данных экспериментальной и контрольной группы (положительную динамику по данному показателю), позволяют предположить влияние проектного метода обучения на эмоциональное развитие учащихся.

Результаты изучения эмоционально-психологической атмосферы

 в коллективе и положения в нем каждого члена.

Констатирующая диагностика показала следующее распределение ролей в группе:

«звезды» - 0%

«предпочитаемые» - 44%

«пренебрегаемые» - 54%

«изолированные» - 2%

«отвергаемые» - 0%

Коэффициент взаимности – 90%

Коэффициент сплоченности – 95%

Результаты контрольной диагностики показали значимые изменения в распределении ролей в группе:

«звезды» - 4%

«предпочитаемые» - 58%

«пренебрегаемые» - 38%

«изолированные» - 2%

«отвергаемые» - 0%

Коэффициент взаимности –  95%

Коэффициент сплоченности – 98%

        Таким образом, сравнительный анализ полученных данных может говорить о положительных изменениях на уровне межличностного взаимодействия, что соотносится с результатами исследований самооценки, коммуникативных и организаторских способностей, эмоционального  состояния.

Вывод: использование проектного метода в обучении влияет на развитие личности учащихся, их самооценку, развитие коммуникативных способностей, на эмоциональное развитие, на характер межличностного взаимодействия.

        Результаты исследования параметров показывают положительную динамику развития, что подтверждает соответствие результатов поставленным целям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...