Одаренный ребенок и работа с ним
методическая разработка по теме

Покорская Любовь Анатольевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_pedsovetu_odarennyy_rebenok_i_rabota_s_nim.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете от 14 октября 2010 года

Одаренный ребенок и работа с ним»

В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми.
              Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

              Кроме того, ею выделены три главных вида одаренности:
– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
             Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:

• легкость обучения и усвоения учебного материала;
• длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
• склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
• любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
• повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.
               Работа педагогов и психологов с одаренными детьми осложняется многими факторами. Согласно данным разных исследований в этой области, отмечаются следующие основные недостатки в педагогической деятельности:

• учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
• учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.
               Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

• эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
• опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;
• школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
• нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
• стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
• иногда — заниженная самооценка, стремление "не выделяться" среди сверстников;
• несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
• повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
              Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную "группу риска" и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях.
                 Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.

                В отношении нашего предмета (иностранный язык) выделяется такой вид одаренности как лингвистическая.
Лингвистическая одаренность -  Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать. Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется) и методики изучения, адекватной для ситуации изучения.

Детки с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами (не путать со стихоплетами), писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать - лекторами, публичными людьми.

Лингвичтическая одаренность включает в себя и языковые способности.

Согласно теории автора первого теста языковых способностей Дж. Кэрролла, способность к изучению иностранного языка складывается из четырех компонентов:

1. фонематическое кодирование — способность устанавливать связь между звуками и символами, выделять и идентифицировать отдельные звуки, устанавливать связи между звуками и теми символами, которые их представляют, а также сохранять в памяти эти связи;
2. чувствительность к восприятию грамматических структур, которая проявляется в способности распознавать грамматическую функцию слов и отдельных структур в предложении;
3. механическая память;
4. способность к индуктивному мышлению, которая выражается в умении самостоятельно выводить правила взаимосвязи между лексическими и грамматическими структурами языка.
              К сожалению, до сих пор в нашей стране отсутствуют стандартизированные диагностические методики для определения языковых способностей. Единственным действенным методом диагностики в настоящий момент является метод экспертных оценок, сущность которого заключается в том, что уровень лингвистических способностей оценивается специалистами, в нашем случае — учителями немецкого языка. Таким образом, проблема разработки надежных методов оценки языковых способностей остается весьма актуальной. Разработка такой методики позволит решить задачу повышения качества обучения иностранным языкам, а также поможет в раннем выявлении детей, имеющих повышенные лингвистические способности — признак возможной языковой одаренности.
              Какой же вид вид работ с одаренными (способными) детьми ведется на уроках иностранного языка?  Это прежде всего работа с лексико - грамматическим аспектом языка – подготовка к олимпиадам.
 Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже я вляется очень важным, если не самым важным: учитель учит  детей   пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.
               Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые «правополушарные» дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило, имеют хорошее произношение и слух. Поэтому мы широко привлекаем их к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах, викторинах, в выполнении всевозможных творческих заданий. Чаще это реализуется в проведении недели иностранного языка.

С прошлого года появилась еще одна возможность у способных детей проявить себя в области немецкого языка – это фестиваль немецкого языка, который организовывался гимназией №1527 (с углубленным изучением нем яз). Там прекрасно понимают, что нашим детям трудно соревноваться в олимпиадах  с детьми из школ с углубленным изучением немецкого языка, а проявить себя, посмотреть на других интересно многим, поэтому и возникла идея ( при поддержке ОМЦ) провести Фестиваль немецкого языка. Там предлагалось много номинаций, но мы пока попробовали себя в творческих переводах. Привлекли к участию Чудакову Ирину (7В) и                                                    . Ученицы сами выбрали себе стихотворение немецких поэтов и сами сделали поэтический перевод, оформили а на Фестивале выступили. Приятно было то, что мы выглядели не хуже других, а по сравнению с некоторыми и лучше (что кстати  отметили и дети). За участие в фестивале дети получили сертификаты и остались довольны. В текущем учебном году мы планируем опять участвовать уже во II Фестивале немецкого языка.

В заключении хотелось бы процитировать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: "Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности". Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми - не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренным ребенком.

В докладе рассказывается о возможных формах работы с одаренными учащимися; материал взят из опыта работы с данными школьниками....

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

Роль исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребенка

В работе говорится о роли исследовательской работы во внеурочное время в развитии одаренности ребёнка....

Программа работы с одаренным ребенком

План работы с одаренным учеником на 2015-2016 учебный год.Особенности обучающегося: феноменальная память, хорошие базовые знания английского языка.Цель: укрепить желание обучающегося изучать английски...

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...