Главные вкладки

    КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
    методическая разработка

    Медведева Наталья Александровна

    Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития задатков и способностей ребенка, а также давала наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon karta_odarennogo_rebenka_.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ТИХВИНА

    КАРТА РАЗВИТИЯ

    ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

    (рекомендована в работе с одаренными детьми)

    Составитель:

    педагог-психолог

    МОУ «СОШ № 6»

    г. Тихвина

    Медведева Н.А.

    Тихвин

    2018 год

    Оглавление

    Пояснительная записка        3

    Карта развития одаренного ребенка        8

    Рекомендации к заполнению карты        10

    Список литературы        15

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ...Жизнь убеждает нас опять:

    Талантам надо помогать...

    Лев Озеров

    Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. В настоящее время вопрос осуществления поддержки одаренных детей и молодежи решается не только усилиями частных лиц, но и на различных уровнях власти от государственной до муниципальной. Внедрение ФГОС позволяет педагогам более четко сформулировать запрос, а также спланировать направления деятельности.

    Организация и проведение совместной интеллектуальной и творческой деятельности со школьниками позволила нам раскрыть у учащихся их потенциал. На начальном этапе работа осуществлялась скорее интуитивно и чаще приходилось следовать за желаниями детей, в то же время предлагая им свои направления творческой и интеллектуальной самореализации. Параллельно активно изучалась специальная литература о способностях личности, об одаренности и особенностях выявления и сопровождения одаренных детей в условиях реализации ФГОС.  

    Термин «способность» употребляется в житейском обиходе очень широко, но не всегда оправданно. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются. В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Существует теснейшая взаимосвязь между всесторонним развитием способностей и интересов: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

    Существуют определенные условия развития способностей: необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; важно наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); в каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность может привести к снижению интересов; излишне сложная деятельность способствует снижению темпа и мотивации).

    Согласно Б.М. Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом способностей. Автор указывает: «В характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество» [2].

    Если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д. [3]

    Одаренность проявляется в том, как человек овладевает деятельностью и далее ее развивает, так как развитие деятельности по инициативе самой личности, по мнению В.Д. Шадрикова [4], является операциональным раскрытием одаренности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что в конечном счете определяет ценность одаренности как таковой.  

    Диагностическая сложность выявления детской одаренности многоаспектна. Она касается вопроса частоты проявления детской одаренности, так как существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко. Целесообразно придерживаться следующей точки зрения: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [5].  

    Кроме того, педагогу во взаимодействии с психологом следует определиться с перечнем методов и методик психолого-педагогического мониторинга, уточнить, когда привлекать родителей к сотрудничеству, изучить требования, предъявляемые к организации и проведению исследования.

    Для отбора одаренных школьников рекомендуется использовать такую стратегию диагностики, в соответствии с которой будут учтены и комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, и длительность процесса выявления одаренности, и многократность обследования с использованием множества психодиагностических процедур.  

    Наблюдение за учащимися в процессе совместной деятельности и при их самостоятельной занятости позволило выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные школьники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности. В процессе освоения дети не только овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, у них развиваются и закрепляются психические процессы, которые становятся доступными переносу с одного материала на другой и закрепляются в индивиде.  

    Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности школьников нами активно используются опросники для педагогов и родителей, в том числе «Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой», диагностические материалы для определения уровня интеллекта, уровня творческого мышления, уровня развития воображения. В работе используются такие методики, как: прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, тест Тулуз-Пьерона, Карта одаренности, диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник).

    Применение перечисленных диагностических инструментов началось с начала 2016-2017 учебного года, большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития задатков и способностей ребенка, а также давала наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком [Приложение].  

    Карта заполняется в течение всего периода обучения, на первом этапе обучения в средней школе, в середине обучения и на выходе (в 9 классе), таким образом, отслеживается динамика развития или угасания способностей ребенка. Все показатели записываются в Карту, в соответствующие блоки и разделы.

    Выявление одаренных школьников не является самоцелью, более важной задачей является их воспитание и развитие, оказание им психолого-педагогической помощи и поддержки с созданием благоприятных условий для совершенствования индивидуальности каждого ребенка. В соответствии с этим и организуется работа, опираясь на присущую таким детям ярко выраженную познавательную потребность, составляющую основу познавательной мотивации.  

    Цель: формирование благоприятных условий для обучения, развития и воспитания одаренного ребенка.

    Задачи:

    1. Создавать комфортную обстановку для развития творческих способностей ребенка через систему индивидуальных занятий.
    2. Формировать умение учиться – ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность.
    3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности воспитанника; коммуникативные навыки.
    4. Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения, развития и саморазвития.
    5. Воспитывать уверенность в себе, умение жить и трудиться в коллективе.

    Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на наш взгляд, является удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей: доля участников районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов и доля победителей районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, что отражается в персональных портфолио учащихся.  

    КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

    I блок. Общие сведения

    Ф.И.О. _________________________________________________________________

    Возраст ____________Школа ____________ Класс _______Тел _________________

    Взаимоотношения в семье: ________________________________________________

    Культурный уровень семьи: _______________________________________________

    Воспитательный потенциал семьи__________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Направление деятельности (творческое объединение) _________________________

    _______________________________________________________________________

    Увлечения ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________

    Любимые школьные предметы ____________________________________________ _______________________________________________________________________

    Характеристика деятельности _____________________________________________

    Характер ребенка: _______________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Качества личности:

    Положительные ________________________________________________________

    Отрицательные _________________________________________________________

    Особенности эмоционально - волевой сферы ребенка: ________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Положение ребенка в коллективе:__________________________________________

    Медицинские сведения ___________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    II блок. Психофизиологические особенности

    Исследуемые характеристики

    Методы, методики

    Входящая диагностика

    Промежуточная диагностика

    Итоговая диагностика

    Психофизиологические

    - внимание

    Тест Тулуз-Пьерона

    -координация (ориентировка) в образовательном  пространстве

    Наблюдение

    -скорость восприятия и переработки информации

    Тест Тулуз-Пьерона

    Когнитивные

    -интеллект (уровень)

    матрицы Равена

    -мышление (ведущий вид)

    ШТУР

    Личностная сфера

    -темперамент

    Методика Г. Айзенка

    Мотивационная сфера

    -уровень мотивации

    наблюдение

    -мотивация достижения

    Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. РЕАНА)

    Коммуникативная сфера

    -личностная

    Тест коммуникативных умений Михельсона

    -межличностная

    социометрия

    Специфика одаренности

    Художественная одаренность

    Карта одаренности

    Е. Торренс

    Оценка Уровень вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд

    Музыкальная одаренность

    Литературная одаренность

    Артистическая одаренность

    Лидерская

    одаренность

    Спортивная одаренность

    Интеллектуальная одаренность

    Способность к творчеству

    РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КАРТЫ

    I блок заполняется педагогом совместно с родителями.

    Указывается школа ____________ класс _____________ тел _______________

    В направлении «Взаимоотношения в семье» - указывается, какой стиль воспитания в семье (демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями).

    В направлении «Культурный уровень семьи» - оценивается степень освоения культуры членами семьи: высокая (проповедует специальное культурное развитие), хобби, нет потребности и руководство культурным развитием детей: активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие детей.

    Воспитательный потенциал семьи – рассматривается семья как воспитательная среда: наличие условий для физического и духовного развития детей, семья как организатор жизни и деятельности детей, семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); участие семьи в формировании мировоззрения детей: влияние самой семьи, использование вне семейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, культурно-просветительских учреждений, средства массовой коммуникации, других людей);  семья как организатор разнообразных видов деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно – творческой, физкультурной);

    В направление деятельности (творческое объединение) - указывается деятельность, которой занимается ребенок в творческом объединении

    Указать увлечения – чем любит заниматься в свободное время, хобби

    Любимые школьные предметы - перечисляются предметы, которые нравятся ученику и по этим предметам высокие результаты

    Характеристика  деятельности – указывается умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности; умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы; умение осуществлять самоконтроль в обучении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать  сосредоточенно; уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учёбе, в личном поведении, умение проявлять собранность и организованность.

    Характер ребенка - определить тип темперамента: по характеру спокойный, уравновешенный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, но несколько скрытен и малообщителен (Флегматик);   или:  подвижный, неуравновешенный, порывистый, склонен к бурным   эмоциональным  вспышкам и перепадам настроения (Холерик);    или:  уравновешенный, живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события и сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, спокойный и доверчивый (Сангвиник);   или:   доброжелательный, неуверенный в себе, малоподвижный, не общительный и робкий,  глубоко переживает, порой незначительные неудачи и неприятности, обладает низкой работоспособностью (Меланхолик).

    Качества личности – перечислить положительные и отрицательные качества

    Особенности эмоционально - волевой сферы ребенка – указать какое настроение преобладает (жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д.); степень эмоциональной возбудимости (вспыльчивость, сдержанность); как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию (например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе). Как проявляются волевые качества (решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость, внушаемость и др.), проявление позитивного настроя в отношении тех или иных ситуаций или, напротив, негативизма.

    Положение ребенка в коллективе – указать отношение к нему одноклассников, какое положение занимает школьник среди сверстников (лидер, принятый или отверженный, изолированный); степень общительности, есть ли близкие друзья у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству. Взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми. Какие проблемы существуют. Как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно.

    Медицинские сведения – заполняется совместно с родителями

    II блок заполняется педагогом совместно с педагогом-психологом.

    Психофизиологические характеристики:

    1. Внимание – используется корректурная проба (проводит психолог)
    2. Скорость восприятия и переработки информации – используется тест Тулуз-Пьерона (проводит психолог)
    3. Координация (ориентировка) в образовательном пространстве – как ориентируется в помещении и учебном материале – определяется педагогом визуально

    Когнитивные характеристики:

    1. Измерения уровня интеллектуального развития, изучения логичности мышления – используются Прогрессивные матрицы Равена (проводит психолог)
    2. Диагностики умственного развития подростков (мышление (ведущий вид) – используется - Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся 6-9 классов и Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) для учащихся 2-5 классов (проводит психолог)

    Личностная сфера:

    1. Диагностика типа темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости – используется Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) или Тест «Определение типа темперамента» (проводит психолог)

    Мотивационная сфера:

    1. Уровень мотивации – определяется педагогом визуально (высокая, средняя, низкая)
    2. Выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи – используется тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) (проводит психолог)

    Коммуникативная сфера:

    1. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений используется тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) (проводит психолог).
    2. Оценка межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы – используется социометрия Дж. Морено (проводит психолог)

    Специфика одаренности:

    1. Художественная одаренность – подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, актерские способности и т.д.
    2. Лидерская одаренность – интеллект выше среднего, уверенность в себе, умение ясно выражать свои мысли, энтузиазм, ощущение цели, направления движения, планирование будущего, способность иметь дело с временными ограничениями.
    3. Спортивная одаренность – предполагает наличие хорошей зрительно-двигательной координации, владения своим телом.
    4. Интеллектуальная одаренность – быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию, высоко развиты способности переработки информации.
    5. Способность к творчеству – отсутствие внимания условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.

    - Используется Карта одаренности Е. Торренс и методика по оценке уровня вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд (проводит психолог)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000.
    2. Теплов, Б.М. «Способности и одаренность» Ученые записки ГНИИ психологии, т. II, Москва, 1941.
    3. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: 1961.
    4. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М.: Логос, 2006.
    5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

    Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

    Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

           Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

    «Дорожная карта» как механизм реализации творческого проекта при работе с одаренными детьми на занятиях объединения «Юный дизайнер»

    Из опыта работы педагога дополнительного образования МАУ ДО "ЦРТДЮ" ПГТ. ЧЕРНОМОРСКИЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН, первой квалификационной категории, Якимовой Валентины Александровны....

    Дорожная карта работы с одаренными детьми

    Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...

    Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

    АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...