Дорожная карта работы с одаренными детьми
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рахматуллина Эльмира Рашитовна

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетных направлений современного образования.

            Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-то способностей человека.  Этих детей не надо заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnaya_karta_s_odarennymi_detmi1.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  УЧРЕЖДЕНИЕ

           «БЕРЛИБАШСКАЯ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Приказ №46

от «29»  августа 2018г.

 Директор МБОУ «Берлибашская ООШ»

________ / С.В.Лазарев/        

Дорожная карта  работы с одаренными детьми по биологии

5-9 классы

Составитель: Рахматуллина Э.Р.

учитель биологии и химии

(высшая квалификационная категория)

С.Берлибаш

Дорожная карта   работы  с одаренными детьми по биологии

Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1.        развитие творческой, исследовательской активности детей;

2.        развитие творческого мышления;

3.        развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.                                    

4.        Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.                                                                            

5.        Создать условия для самореализации одарённых детей.                      

6.        Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность;
            Условно выделяют
три категории одаренных детей: 

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

-выявление одаренных детей;

-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный -момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

-развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

-адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития

        Приоритетные направления:

диагностика познавательной деятельности учащихся;

исследования эмоционально-личностной сферы;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;                

     2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов:

Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).

  2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

  3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

   4. Выводы

Этап 2 -  Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

 Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;

 Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

 Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Этап 3 -  Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.

Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:

- выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;

- осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;

- составление программы здоровьесбережения;

- консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» - привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов.

Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» -

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа.

План подготовки обучающихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии

№п/п

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

1

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии, психолог

2

Теоретическая подготовка.

Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

1нед.октября

2 нед.октября

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

3-4 нед.ноября

1-2нед.декабря

3-4 нед.декабря

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

3

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию  навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

4

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие  логического и интеллектуального мышления  через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

  • Достижения учащихся  (за три года):

Год

Наименование конкурса, НПК, предметных олимпиад  и т.д

Результат

2015

VI Республиканский конкурс научно-исследовательских ,проектно-творческих работ сель- ских учащихся 9-11 классов «Я выбираю село» МО и Н РТ,МСХиП РТ,ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной  медицины им.Н.Э.Баумана»,МУ «ООИК Высокогорского района РТ,МБОУ «Мемдельская СОШ имени Хай Вахита»,27 ноября,2015 года.

3 место

2016

I Республиканский турнир юных географов Татарстана

3 место

2017

VII Республиканский турнир юных биологов.

3 место

2017

II Республиканский турнир юных географов Татарстана

1 место

2017

 II Открытого Республиканского заочного конкурса экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана-2017»

Диплом победителя

2016

Участник Общероссийской акции «Памятники природы.От поколения к поколению»,Рахматуллин Салават , 8 класс

сертификат

2016

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ – 2016», Рахматуллин Салават, 8 класс

сертификат

2016

I Республиканский Турнир юных географов Татарстана,Мусина Фируза,9 класс участник команды «Меридиан»

Диплом III степени

2017

Муниципальный этап Республиканского конкурса-акции «Экологический марафон»(младшая группа:8-10 лет),Рахматуллина Зиля Альбертовна,4 класс

Диплом I степени

2017

Республиканский этап Республиканского конкурса-акции «Экологический марафон»(младшая группа:8-10 лет),Рахматуллина Зиля Альбертовна,4 класс

Диплом III степени

2017

Муниципальный этап Республиканского конкурса реализованных социальных проектов «Моя инициатива»,Гибадуллина Адиля Ирековна,9 класс,I место

Грамота

2017

Муниципальный этап Республиканского конкурса «Сохраним природу Татарстана!» в номинации природоохранная акция среди учащихся 5-11 классов ,Лазарева Анастасия ,8 класс,I место

Грамота

2017

Муниципальный конкурс «В мире естествознания» в конкурсе «Капитанов»,Писарев Андрей,6 класс,I место

грамота

2017

Муниципальный конкурс «В мире естествознания» команда «Знатоки»,учащиеся кружка «Юные экологи»,II место

грамота

2017

II Межрегиональная  научно-практическая конференция «Моя малая родина»,Рахматуллин Салават 9 класс

Диплом III степени

2017

I Региональная научно-практическая конференция школьников на тему: «ЭКОЛОГ иЯ-2017» посвященной году экологии в РФ,Бикеева Ильмира,8 класс,I место

Диплом I степени

2017

I Региональная научно-практическая конференция школьников на тему: «ЭКОЛОГ иЯ-2017» посвященной году экологии в РФ,Гарифуллина Адиля,8 класс,II место

Диплом II степени

2017

Всероссийский творческий конкурс «Природа родного края!» в номинации :Поделка в категории школьники(12-15 лет),Рахматуллин Салават,9 класс

II Открытого Республиканского заочного конкурса

Сертификат,диплом победителя

Диплом I степени

2017

 экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана-2017»,Лазарева Анастасия ,8 класс,I место

2017

VII Республиканский турнир юных биологов Татарстана,

9 класс,участник команды «Кайбичане» Бикеева Ильмира призер III степени

Диплом III степени

2017

VII Республиканский турнир юных биологов Татарстана,

9 класс,участник команды «Кайбичане» Лазарева Анастасия, призер III степени

Диплом III степени

2017

II Республиканский Турнир юных географов Татарстана,Лазарева Анастасия ,9 класс участник команды «Горизонт»

Диплом I степени

2017

II Республиканский Турнир юных географов Татарстана,Бикеева Ильмира ,9 класс участник команды «Горизонт»

Диплом III степени

2017

Республиканский конкурс «Экология родного края»

Лазарева Анастасия,Бикеева Ильмира,Гарифуллина Адиля ,учащиеся 9 класса

Сертификаты участников

2017

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»,участники всероссийского конкурса «Эколидер» Мусина Фируза,Гибадуллина Адиля,Рахматуллин Салават ,9 класс

Диплом участника

2017

Проект молодежного экологического движения «Будет чисто» и мероприятий в рамках Года экологии и общественных пространств в Республике Татарстан,Гарифуллина Адиля,9 класс

Благодарственное письмо

2018

Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана»,номинация «Природоохранная акция»,Рахматуллина Зиля,5 класс

Грамота,III место

2018

II Региональная научно-практическая конференция школьников на тему: «ЭКОЛОГ иЯ» в номинации «Экотуризм»,Гарифуллина Адиля,9 класс

Грамота,II место

2018

Республиканский конкурс «Экология родного края»

Писарев Андрей,Сафиуллин Николай ,8 класс

Сертификат участника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

«Дорожная карта» как механизм реализации творческого проекта при работе с одаренными детьми на занятиях объединения «Юный дизайнер»

Из опыта работы педагога дополнительного образования МАУ ДО "ЦРТДЮ" ПГТ. ЧЕРНОМОРСКИЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН, первой квалификационной категории, Якимовой Валентины Александровны....

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....

Дорожная карта работы с одаренными детьми по математике в 6 классе

Дорожная карта работы с одаренными детьми  по математике в 6 классе...

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми + дорожная карта...