Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.
статья по теме

Обобщение теоретического и практического материала по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx67.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ «ДПО Сар ИПК и ПРО»

ТЕМА: Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.

Работу выполнила:

Февралева Елена Николаевна

учитель английского языка

МОУ «СОШ №56  с УИП»

Ленинского района города Саратова

САРАТОВ 2012

Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.

 

Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования,) наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

А. В. Хуторской.

     В Концепции модернизации  российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

 Поэтому одной из целей современной школы  является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

        Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

        Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.  

             Научно-исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Научно-исследовательская  деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.  
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

     В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся российской школы  занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

       Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка.

     Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях:

  1. Прежде всего, это урочная деятельность школьников.  
  2. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся,  является логическим продолжением урочной деятельности.

К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихся. И самое главное — создавать условия для включения ученика в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.

             Творческая деятельность ученика начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.  

            Исследовательская  работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях.  

              В  средних и старших классах у учащихся обычно оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению школьников, глубине, широте, фундаментальности их исследований.  

  Алгоритм исследовательской работы:

  1. Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
  2. Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.
  3. Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
  4. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
  5. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
  6. Собственные выводы.
  7. Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
  8. Публичная защита работы. 

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет   решать задачи развивающего образования:

  1. повышает престиж знаний; а также престиж и мотивацию в  изучении предмета
  2. совершенствует навыки учебной работы;
  3. развивает личность ученика;
  4. формирует системность и глубину знаний;
  5. обогащает социальный опыт.

      Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Ученик не должен воспринимать такую деятельность, как что-то  сложное, изнурительное, бесполезное.

Цель работы учителя – сформировать исследовательскую мотивацию.

       Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знаний и достаточно высокий уровень сформированности таких умений как:

  1. уметь ставить цели, задачи;
  2. выделять предмет исследования;
  3. делать выводы, заключение;
  4. сопоставлять факты;
  5. обдуманно излагать свои мысли;
  6. получать, передавать информацию;
  1. работать с литературными источниками;
  2. выступать с докладами.

Все исследования, которые проводят учащиеся  можно разделить на три типа:

  1. I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики, структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
  2. II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.
  3. III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Метод проектов является одним из эффективных средств  подготовки учащихся  к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка.

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  1. Практико-ориентироавнный проект
  2. Исследовательский проект
  3. Информационный проект
  4. Творческий проект
  5. Ролевой проект

 По комплексности можно выделить два типа проектов:

  1. монопроекты;
  2. межпредметные проекты.

Проекты могут и различаться по характеру контактов между участниками:

  1. внутриклассные;
  2. внутришкольные;
  3. региональные;
  4. межрегиональные;
  5. международные.

Классификация проектов по продолжительности:

  1. мини-проекты;
  2. краткосрочные проекты;
  3. недельные проекты;
  4. годичные проекты.

       Следует помнить, что выбор формы продукта проектной деятельности –важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными  для решения выбранной социально значимой проблемы.

     Научно-исследовательская деятельность ведет к изменению позиции учителя, поскольку он должен быть организатором познавательной деятельности своих учеников, а не носителем готовых знаний. Ученики являются не пассивными, а активными участниками процесса познания, так как они разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы; то есть, научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

     В качестве   примера хочу рассказать, как ведётся научно-исследовательская работа в нашей школе.

         Одна из задач   работы МО учителей иностранных языков нашей школы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям,     весьма важным аспектом методической работы в школе  является   формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад и конкурсов  исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

    1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

    2.   Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

               В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

      Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Научно- исследовательская работа может быть организована:

  1.     Прежде всего во время уроков. В качестве творческих домашних заданий  на уроках ИЯ ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.).
  2. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.)и т.п.

Привлекая одаренных детей уже в 5–7-х классах к внеклассной работе по изучению иностранного языка, учителя МО вовлекают их в творческую и исследовательскую деятельность, помогают  детям преодолеть себя, формируют и развивают у них умение планировать и анализировать свою деятельность.  

В целях развития творческих интеллектуальных способностей учащихся, привития им интереса к научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей творчески одаренных детей в нашей  школе действует программа «Одаренные дети», которая позволяет учащимся проявить самостоятельность, развить познавательные  интересы, приобрести опыт в научной деятельности.

С 2005-2006 учебного года  в школе существуют: научное общество старшеклассников «НАУКА» (Научный Альянс Умных, Креативных, Активных   научное общество малышей «ОКНО» (открытое каждому научное общество).  Члены этих обществ ведут научно-исследовательскую работу по многим предметам школьного цикла, в том числе и по ИЯ. . Главная задача этих научных обществ – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Конечно же, такая работа требует применения таких общеучебных умений, как подбирать литературу по теме, работать с поисковыми системами Интернета, правильно оформлять цитаты, сноски, оформлять выходные данные статьи, обобщать результаты; овладеть такими методами исследования, как наблюдение,  анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос, методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия).

     Важный  этап научно-исследовательской деятельности учащихся — это выход на школьную научно-практическую конференцию, традиционно проводимую весной. Обычно многие из удачных работ учащихся выставляются на городские конференции в следующем учебном году.    

   В целях развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся, привития им интереса научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей творчески одаренных детей ежегодно на базе школы проходит  муниципальная научно-практическая конференция  «Futurum». Исследовательские работы учащихся нашей школы получают высокую оценку (победители и призёры).

В текущем учебном году в конференции были представлены работы по следующим темам:

1) Британские праздники и традиции.

2) Лингвистические особенности рекламы одежды и косметики в Интернете.

3) Социальные сети или реальное общение?

4) Жевательная резинка: вред или польза?

 Темы для своих работ выбирались самими учащимися, учителя выступали в роли  помощников  и координаторов.                                                                                            

       Несколько лет назад  в школе существовала такая форма  итоговой аттестации как  защита реферата на ИЯ. Критерии отбора учащихся для работы над рефератом включали  стремление и умение учащихся глубоко изучать материал, выходящий за пределы программы. При выборе этой формы работы для учащихся обязательными являлись умения систематизации, обобщения, навыки исследовательской работы, умение представить и обосновать собственную точку зрения, работать с большим количеством литературы и навыки поиска необходимой информации в сети Интернет. Защита реферата предполагала предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы и ее глубокое изучение. Обязательным было  составление плана и графика работы над рефератом с   указанием  этапов  работы и примерные сроки сдачи работы на проверку. Продолжительность работы над рефератом была не менее 1 полугодия. Выполненная работа рецензировалась заместителем директора по научно-методической работе, учителями высшей категории, занимающимися научными исследованиями, а также высококвалифицированными специалистами в области образования.  В рецензии  были   оценены и освещены основные позиции работы:

  1. актуальность темы исследования;
  2. полнота раскрытия содержания работы;
  3. логичность и непротиворечивость частей работы;
  4. положительные стороны работы;
  5. отрицательные стороны работы.

Затем работы защищалась  на заседаниях аттестационной комиссии.  

       Обучение на билингвальной основе способствует совершенствованию общей языковой подготовки и владения иностранным языком в специальных предметных целях, углублению предметной подготовки и расширению сферы межкультурного обучения, а также повышению мотивации в изучении ИЯ. В феврале 2011 года ученики 8 – 9 классов и учителя Наталичева И.И. (биология) и Линникова А.А. (французский язык) стали победителями конкурса билингвальных проектов, организованного Посольством Франции в Москве (химия+французский язык).

         На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя (через библиотеку). Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.  

        Анализируя результативность работы, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. А это необходимый фактор для успешной учебной деятельности.

    Мы (учителя) постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации. Работая над данным рефератом, я пришла к следующим выводам:

1.     Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь:

-глубже узнать изучаемый язык

-повысить мотивацию учащихся

-увидеть практическое применение ИЯ в современном мире

2.     Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

3.     На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы.

 

4.     Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя

 

5.     Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

               Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

                   Можно смело утверждать, что научно-исследовательская деятельность позволяет нашим ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навык работы с научно-познавательной литературой, проявить индивидуальность,инициативу.
Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции:

     
1.Ценностно-смысловая

2.Общекультурная  
3.Учебно-познавательная
4.Информационная
5.Коммуникативная
6.Социально-трудовая
7. Личностная компетенция – самосовершенствование

Литература:

1.    Брыкова О.В., Громова Т.В.

Проектная деятельность в учебном процессе

Москва, Чистые пруды, 2006

 

2.    Гоман Ирина Германовна, учитель английского языка школы № 72, г. Новокузнецк Кемеровской области «Исследовательская работа на уроках английского языка»

 

3.    Стрельникова Т.Д.

Обучение с помощью кейс-технологий

              Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009

 

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.  

 

 

 

Мы только что закончили исследование по теме " Влияние глобализации на процесс заимствования английских слов в русском языке".Ученики искали английские слова в молодежных фильмах, журналах, газетах, на вывесках организаций и магазинов, на личных вещах учеников( оказалось, что 100% опрошенных имеют надписи на английском языке- перевод некоторых неприятно " поразил" и исследователей и владельцев). Работу послали на конкурс в Обнинск- сейчас ждем результатов.
На мой взгляд, цель исследовательской работы была достигнута. Во- первых, дети задумались о языковой моде и необходимости слепо ей следовать. Во- вторых, осознали значимость изучения английского языка- то есть повысилась мотивация.

Научно-исследовательская деятельность необходимо развивать на школьном уровне, так как это один из эффективных способов развития личности, она повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.

1.Образовательные проекты и зарубежное сотрудничество.

Приоритетным направлением работы школы остаётся изучение 3-х европейских языков и изучение второго иностранного языка в рамках углублённого изучения иностранных языков с выходом в профильное обучение.

   Учителя иностранных языков школы строят свою работу, опираясь на богатый опыт зарубежных педагогов, и широко используют различные направления международного сотрудничества.

 

     Основные направления сотрудничества:

  1. Стажировки, обмен учащихся и учителей;
  2. Участие и проведение методических семинаров, мастер – классов, круглых столов, конференций по вопросам преподавания иностранного языка, изучение передового зарубежного опыта;
  3. Работа по подготовке к сдаче международных экзаменов по немецкому, французскому и английскому  языкам на получение языкового диплома;
  4. Участие и проведение международных конкурсов, олимпиад.
  5. Организация билингвального обучения;
  6. Проведение совместных международных проектов;
  7. Организация международной школьной переписки.

В истекшем году успешно продолжалась работа инновационного курса по программе «Немецкий языковой диплом», разработанной немецкой стороной и реализуемая учителями нашей школы (Решетняк Т.Б., Кузнецовой Н.А., Кипчатовой О.В.) в сотрудничестве с учителем из Германии .

       В истекшем учебном году «Немецкие языковые дипломы» разных уровней получили 9 учащихся 11 –х классов школы.


Всего  дипломами  удостоены   93  учащихся нашей школы.

Год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество учащихся, получивших НЯД дипломы

11

12

12

     13

      9

На трёхмесячную стажировку в Германию по Всероссийской программе г-на доктора Гёбеля с 29 апреля  по 05 июля 2011г. ездили 4 школьника из 9б класса.

Всего языковую стажировку прошли 79 учащихся нашей школы.

Год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество учащихся, прошедших стажировку в Германии

10

11

14

       4

        4

Учитель французского языка Линникова А.А. в рамках сотрудничества с региональной организацией «Альянс Франсез Саратов» продолжает готовить школьников к сдаче экзамена на получение «Французского языкового диплома» DELF. В 2011 г. 3 учащихся успешно сдали экзамен  DELF А1 и А2.

Всего имеют «Французский языковой диплом» DELF – 51 обучающийся 5 – 11 классов.

Год

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Всего

DELFA1 (количество учащихся)

16

9

0

3

3

31

DELFA2 (количество учащихся)

2

8

1

2

1

14

DELFВ1 (количество учащихся)

0

0

6

-

Первый год подготовки к сдаче (5)

6

Всего

18

17

7

5

4

51

 В  этом учебном году в течение месяца в школе работал учитель из Франции Мари – Терез Лаказ. Ее уроки смогли повысить мотивацию обучающихся к изучению французского языка и качество знаний. А в рамках работы фестиваля педагогического  мастерства  учителей иностранного языка зарубежные преподаватели показали открытые уроки с нашими детьми для педагогов города.

С 15 по 20 апреля  к нам в школу в рамках школьного обмена приезжали 10 школьников и 5  педагогов из Франции (лицей г.Салон де Прованс. Совместно с нашими учениками и педагогами были на экскурсиях, участвовали в совместных мероприятиях, самыми яркими из которых были Весенний карнавал Жака Превера и конкурс «Мисс Вселенная». А в ноябре 2011 года 10 обучающихся нашей школы поедут с ответным визитом во Францию в Салон де Прованс.

Торжественное открытие клуба «Francomania 56» состоялось  в декабре 2010 года. Клуб «Francomania 56» -  общественная организация, объединяющая школьников, родителей, преподавателей и общественность района, города и области, заинтересованных в изучении и распространении французского языка и французской культуры. Социальная направленность работы клуба посвящена работе с различными слоями населения (пенсионеры, члены социально – незащищенных семей, инвалиды и т.д.). Это организация видеолекций, показ  фильмов, проведение вечеров отдыха во французском стиле. На торжественной части  открытия в состоялось:

      - подписание договора о сотрудничестве между клубом «Франкомания-56» и  «Альянс Франсез Саратов»;

      - видеопоздравления представителей посольства Франции в России  Т. Безори (г. Москва) и Л.Ле Флок (г. Саратов);

           - вручение международных дипломов по французскому языку ученикам  школы №56;

- награждение победителей и призеров конкурса детских рисунков «Моя Франция» и кулинарного конкурса;

- выступление почетных гостей, поздравления. 

В феврале 2011 года ученики 8 – 9 классов и учителя Наталичева И.И. и Линникова А.А.(стали победителями конкурса Билингвальных проектов, организованного Посольством Франции в Москве (химия+французский язык).

Обучение на билингвальной основе способствует совершенствованию общей языковой подготовки и владения иностранным языком в специальных предметных целях, углублению предметной подготовки и расширению сферы межкультурного обучения, а также повышению мотивации в изучении ИЯ. Мы рады отметить, что благодаря этой победе школа получила предложение от Посольства Франции открыть на базе школы российско – французское отделение.

31 обучающийся школы имеет языковые дипломы по английскому языку (5 – за 2010-2011 учебный год, благодаря активному сотрудничеству с Трайтеком в направлении сдачи международных кембриджских экзаменов). Нам предоставляется уникальная возможность стать Preparation Centre Cambridge ESOL. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в программе обмена для старшеклассников   "FLEX"(АСПРЯЛ/АКСЕЛС). В этом году в 1 и 2 турах приняли участие:15 учащихся (1 тур) и 7 учащихся (2 тур). К сожалению, второй год  мы не имеем победителей этого конкурса и, следовательно, стажировок в Америке. Всего в Америке стажировалось 8 учеников школы.

В текущем учебном году педагогический коллектив  продолжал работать в условиях эксперимента (школьная экспериментальная площадка на тему «Развитие творческих способностей учащихся в условиях проектно – исследовательской деятельности». Цель эксперимента заключалась в теоретическом обосновании, разработке и опытно – экспериментальной проверке технологии, направленной на повышение уровня сформированности творческих способностей учащихся в условиях современной школы.

2010-2011 учебный год был третьим (завершающим) этапом  экспериментальной работы (консультативно – обобщающим).

Результатами работы ШЭП в прошедшем учебном году  можно назвать увеличение процента качества знаний по сравнению с предыдущим годом. Мониторинговые исследования, проведенные в 4-х и 11-х классах школы, показали высокий уровень  качества знаний обучающихся, возросло количество побед учеников школы на конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня.

Анализируя работу школьной экспериментальной площадки можно сделать вывод, что цели достигнуты и задачи выполнены.

  1. Завершен формирующий эксперимент.
  2. Выявлена динамика процесса развития учащихся.
  3. Осуществлена теоретическая интерпретация выводов и результатов исследования.
  4. Уточнены экспериментальные выводы.
  5. Осуществлено оформление результатов, полученных в ходе исследований.

По итогам экспериментальной и инновационной деятельности в апреле в школе прошел педагогический совет, на котором были подведены итоги работы школьной экспериментальной площадки и предложена тема новой:  «Индивидуальная образовательная траектория в условиях социального партнерства». Это обусловлено изменениями, происходящими в обществе и в школе и широкой сетью социальных партнеров, среди которых общественные и др. организации:

  1. Посольство Франции в России;
  2. Центральное бюро зарубежных школ Германии;
  3. Международная федерация движений «Современная школа»;
  4. Международный союз немецкой культуры;
  5. СРКПОО «Альянс Франсез Саратов»;
  6. Немецкий центр г. Саратова;
  7. Американский центр;
  8. Региональная общественная организация франкофонов;
  9. Учебный центр «Трайтек»;
  10. Молодежная общественная организация «Синегория»;
  11. Культурно – выставочный центр «Радуга»;
  12. Саратовская общественная организация «Саратовский отдельный казачий округ»

Вузы г.Саратова:

  1. ПАГС им. Столыпина;
  2. СГУ им. Чернышевского;
  3. СГТУ;
  4. РГТЭУ;
  5. СГСЭУ;
  6. СГМУ им. Разумовского;
  7. СГАУ им. Вавилова;
  8. ИРБИС СГТУ, с которым составлена совместная программа сотрудничества,

а также:

  1. Университет г.Эссена;
  2. Филиал института им. Гете (Москва)
  3. профессиональные лицеи, колледжи, техникумы г.Саратова.

    2. Реализация программы «Одаренные дети»

В целях развития творческих интеллектуальных способностей учащихся, привития им интереса к научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей творчески одаренных детей в школе действует программа «Одаренные дети», которая позволяет учащимся проявить самостоятельность, развить познавательные  интересы, приобрести опыт в научной деятельности.

С 2005-2006 учебного года наряду с научным обществом старшеклассников «НАУКА» (Научный Альянс Умных, Креативных, Активных), руководителем которого является Кипчатова О.В., в школе  работают:  научное общество малышей «ОКНО» (открытое каждому научное общество) под руководством Прытковой М.Ю. и с 2007-2008 учебного года «Клуб Знатоков»  под руководством Антипиной С.В. и Паниной Е.П. С каждым годом количество членов научных обществ увеличивается:

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

НАУКА

110

210

240

290

ОКНО

        27

        41

       53

       85

Клуб Знатоков

        30

        45

       57

       108

Всего ( обуч-ся):

      167

       306

       350

       483

В состав НОУ «Клуб знатоков» в 2010-2011 уч.г. входили обучающиеся 3 «А», 2 «А», 2 «В» и 5 «В» классов. Основным видом деятельности общества является исследовательская работа, которая тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление имеющихся у них знаний. Главная задача – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Работа ведется по трем направлениям: математическое, искусствоведческое и опытно-экспериментальное.

Огромный интерес вызывает у ребят работа в опытно-экспериментальной секции. На занятиях они проводят практические опыты. Ребята учатся выдвигать гипотезы, прогнозируют результат опыта, учатся доказывать свою точку зрения, пользуясь своим личным опытом и знаниями, а также используя научную литературу.

На итоговом заседании «Клуба знатоков» были выявлены и награждены явные лидеры по результатам работы за год. Главного приза – символа знатоков- хрустальной совы были удостоены 10 членов клуба. Анализируя результативность работы, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. А это необходимый фактор для успешной учебной деятельности.

За прошедший учебный год в НОУ «ОКНО» было проведено 4 литературных и  научно-практических конференций.

В работе научного общества принимали участие все  обучающихся 1 «А» и  ученики 5 «А» классов. Лучшие работы были отмечены грамотами и дипломами. Все у частники научных конференций и победители литературных конференций и интеллектуальных игр получили специальные знаки – «звездочки».

За прошедший год велось психолого-педагогическое сопровождение работы научного общества.

Анализируя проделанную работу, можно отметить рост интереса обучающихся к различным видам деятельности. В работе научного общества принимает участие весь класс. У каждого ребенка есть возможность выбора своей деятельности. Развиваются навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности, презентационные навыки. Школьники учатся самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает, планировать свою деятельность, распределять свое время. Развивается познавательная самостоятельность детей, формируется их информационная культура. В процессе работы для каждого обучающегося создается ситуация успеха, что очень важно для дальнейшего развития детей.

Участие школьников в конкурсах.

Высокая подготовка учащихся по иностранным языкам позволила им участвовать в различных конкурсах и успешно выступать на фестивалях иноязычной культуры:

Немецкий язык

В районном конкурсе на лучший перевод Иванова Полина, 6б класс, заняла 1 место (учитель Кипчатова О.В.), Угорец Мария, 8б класс – 1 место (учитель Решетняк Т.Б.), Тимошенко Ангелина, 9б класс – 2 место (учитель Решетняк Т.Б.). Международный союз немецкой культуры проводил конкурс «Друзья немецкого языка». Шипов Михаил, 4 «б» вместе со своими родителями  участвовали в номинации  «Связываем поколения – укрепляем семьи». Семья  Шипова М. уже во второй раз участвовала в семинаре немецких семей в городе Кисловодске. Ученики 4 класса (учитель Кузнецова Н.Н.)  приняли участие в празднике  католического Рождества в немецком центре  Саратовской областной научной библиотеке, где работы Некезова Игоря и Шипова Михаила заняли 1 место в  конкурсе фонариков. В июне 2011 года обучающиеся 11-х классов приняли участие в лингвистическом марафоне для школьников в рамках форума «Российское государство, общество и этнические немцы», где Забелло Диана, 11а, Говоренко Екатерина, 11б (учителя Кузнецова Н.А. и Кипчатова О.В.) заняли 1 место, Носова Дарья, Черникова Юлия, 11а класс   заняли 3 место (учитель Кузнецова Н.А.).

 Французский язык

В рамках Всемирного дня Франкофонии, проводимого 20 марта каждого года учащиеся нашей школы, изучающие французский язык, принимали успешно участие во всех конкурсах, предложенных «Альянс Франсез Саратов». 14 учеников, изучающих французский язык, участвовали в

областном лингвистическом турнире и получили сертификаты об уровне знания французского языка.

Английский язык

        Учителя английского языка  сотрудничают с Американским информационным центром Саратовской областной универсальной научной

библиотеки, и вместе с учащимися принимают участия в различных мероприятиях проводимых им:

  1. Конкурс сочинений

Конкурс на лучшее сочинение объявляется среди учащихся 9-11х классов. Тема: «How will the world remember YOU when you have been dead 100 years? ».   Скулова Дарья, 11 класс - III место (учитель Сорокина Н.Н,).

  1.  Конкурс перевода

Конкурс на лучший литературный перевод произведений Марка Твена .

Шафеева Эльвира 5 а  - 3 место.

 Работа Фролкиной Ксении (7 а) была признана лучшей и заняла I место;

 2 место - Фадейкина Анастасия (7а ) , 3 место поделили - Шевченко Ирина (7а)  (учитель Устинова Л.А.)

Тетюник Мария  (11а) стала победителем конкурса переводов для уч-ся 10-11 классов. ( Гладкова Л.В.) 

  1. Конкурс детского рисунка

Тема конкурса - «Illustrating Tom Sawyer and Huckleberry Finn».  

 Канышева Лилия, 8г класс, заняла III место.  
В  VI Областном фестивале английской песни организованном Американским информационным центром Саратовской областной универсальной научной библиотеки, студенческим туристическим агентством «STARTRAVEL», учебным центром «Tritec» при поддержке Министерства культуры Саратовской области и Посольства США в Российской Федерации приняли участие Кужель Анастасия, Кукушкина Кристина,   11а  класс (Учитель – Гладкова Л.В) и Брагина Мария,  8г (вышла в полуфинал) (Учитель Февралева Е.Н.).

Самойленко Виктория (7 класс) и Андреева Ксения (9класс) принимали участие в конкурсе литературного перевода ( на базе ИРБИС) - учитель Устинова Л.А.,

Бурданова Ольга и  Андреева Ксения  (сертификаты) участвовали в   олимпиаде по английскому языку (ЭКОНОМ. ИНСТИТУТ).

        Команда обучающихся 9-11 классов заняла 2 место в викторине по английскому языку, проводимой СГАП.

Мачунина Софья и Кукушкина Кристина получили призовое место в номинации «Высокий уровень английского языка» на международном Интернет Фестивале «Молодые ученые за инновации: Создавая будущее!»

178 учащихся школы принимали участие во  всероссийском  конкурсе British Bulldog IV”. Все учащиеся получили      сертификаты участников с указанием рейтинга в школе, районе, регионе и России. По сравнению с прошлым учебным годом количество участников увеличилось вдвое, в конкурсе стали учувствовать ученики начальной школы (3 и 4 классы).

       

Во втором  фестивале языков и культур «Искры дружбы», организованном кафедрой иностранных языков Саратовского института РГТЭУ в  программу,  представленную нашей школой, вошли номера на английском немецком и французском языках. Все они получили высокую оценку жюри и были отмечены дипломами.

Программа МОУ СОШ 56:   английский язык:

1) песня из к/ф «Титаник». Исполнители: Кужель Анастасия, Кукушкина Кристина, Попов Андрей,  11а, б классы (Учителя – Гладкова Л.В., Симонова Н.В.)

2) песня «Цвет ночи». Исполнитель: Брагина Мария 8г, (Учитель Февралева Е.Н.)

немецкий язык:

1) Детская песня « Ein bisschen Frieden». Исполнители: Кужель Анастасия, Черникова Юлия, 11а, Угорец Мария, 8 б

2) танец «Немецкая полька». Исполнители: Шипов Михаил, Некрезов Илья,  4 б класс, Минеева Наталья, 2 б класс, Гаркуша Алина,  1 б класс.

французский язык:

1) песня “Je t’aime”.Исполнитель: Цыганова Надежда, 9 г класс.

2) песня “Les rois du monde”, «Dans ma fuse”. Исполнители: группа учащихся 8в класса.

Впервые ученики нашей шолы приняли участие в  международной Олимпиаде по страноведению “Go West”.

ФИО участника

Предмет

Класс

Место

Учитель

Терпигорьева Анастасия

англоговорящие страны

6

Февралева Е.Н.

Назаренко Анастасия

англоговорящие страны

7

Устинова Л.А.

Бурданова Ольга

англоговорящие страны

9

Устинова Л.А.

Малык Екатерина

немецкоговорящие страны

11

1

Кипчатова О.В.

Говоренко Екатерина

немецкоговорящие страны

11

1

Кипчатова О.В.

Бирюкова Юлия

немецкоговорящие страны

8

Витнина Анастасия

немецкоговорящие страны

8

Сидоренко Анна

немецкоговорящие страны

9

Колотырина А.Г.

Мануковская Ольга

франкоговорящие страны

7

Герасимова А.Н.

Косолапова Марьям

франкоговорящие страны

8

3

Некрасова Л.С.

Шилова Анастасия

франкоговорящие страны

8

3

Некрасова Л.С.

        Ежегодно в школе проходят педагогическую практику студенты IV и V курсов факультета иностранных языков ПИ СГУ. Учителя МО курируют педпрактику и оказывают студентам методическую помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий.

 

Начальная школа

Весь 2009-2010 учебный год велась целенаправленная воспитательная работа. Были проведены школьные олимпиады по русскому языку и математике. Победители школьных олимпиад были направлены на районные олимпиады.

Обучающиеся 3б класса в октябре принимали участие в городской выставке «Зверье мое» в детском областном экологическом центре. Призерами в секции «Мелкие животные» стали: Кривошеев Сергей («Черепаха»), Апанасова Софья («Карликовый кролик»), Тонаканян Стелла («Волнистый попугайчик»).

        Учащиеся 1А класса (учитель Прыткова М.Ю.)  в октябре участвовали в областном конкурсе детского творчества «Его величество человек» в Саратовском филиале виртуального Русского музея. Дети получили грамоты за участие.

Команда 4-ых классов участвовала в интеллектуальном марафоне в гимназии № 87 «Игры разума».

Обучающиеся  начальных классов принимали участие во всероссийских конкурсах:

  1. по русскому языку «Русский Медвежонок»;
  2. по математике « Кенгуру»;
  3. «ЭМУ. Специалистов» (электронный) по основным учебным предметам;

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» прописано: «Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования… Здесь также предстоит вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций…». С этой целью ученики начальной школы приняли участие в дистанционном «Эрудит-марафоне учащихся», проводимом АНО «Центр Развития Молодёжи»  при содействии «Дома Учителя Уральского федерального округа».  Задания конкурсов были направлены на проверку ключевых компетентностей учащихся. По результатам выполнения заданий осуществляется анализ степени сформированности ключевых компетентностей по классам и отдельно по учащимся. Результаты анализа предоставляются школе вместе с методическими рекомендациями по созданию индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка.

 

Муниципальная научно-практическая конференция «Futurum»

 В целях развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся, привития им интереса научно-исследовательской деятельности, более полного раскрытия возможностей творчески одаренных детей 19 ноября 2011 года на базе школы прошла муниципальная научно-практическая конференция  «Futurum», которая позволила  учащимся проявить самостоятельность, развить познавательные интересы, приобрести опыт в научной деятельности.

В этот день в школе работало 12 секций. В секциях выступили 128 учащихся, среди которых -   члены НОУ «НАУКА» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 56» и  учащиеся из гимназий: 1, 2, 87, РКГ; лицеев: 2, 4, 37, 62, ГЭЛ, ВЭЛ, ЛГН, ЛПН, школ г.Саратова. Выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, плакатами и схемами. При подведении итогов было отмечено хорошее качество исследовательских работ учащихся, их глубокая практическая направленность.

Анализируя анкеты участников конференции, можно сделать вывод, что благодаря  организационному комитету, учителям-руководителям проектов, руководителям экспертных групп, конференция прошла организованно и на высоком уровне.

В апреле школа стала опорной площадкой (единственной в области) для проведения 09.04.10 заключительного (третьего) этапа 7-ой Международной олимпиады по основам наук.

Очень важно, что успехи ребят не остаются незамеченными. С 2003 года в нашей школе получили  именные стипендии депутата Саратовской областной Думы В.П.Синичкина 176 учеников.

В этом учебном году - стипендиатов Губернатора Саратовской области – 6. В декабре 7 учеников получили стипендию администрации города Саратова.

   Но, наравне с успехами, недостатками в работе педагогического коллектива с одаренными обучающимися являются:

- недостаточная работа МО учителей русского языка, истории, математики, физики по   качественной подготовке участников городских, областных и всероссийских олимпиад. Необходима  разработка  индивидуальных программ работы с одарёнными детьми с целью качественной подготовки к муниципальным, областным и всероссийским  турам предметных олимпиад,  конкурсов и научно – практических конференций.