Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
статья

Карташова Наталья Александровна

Выступление на августовской конференции 2015 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avg.konferentsii_2015g.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Научно - исследовательская  деятельности учащихся,     как  условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.

Карташова Н.А.

МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности;  возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным  к организации собственной деятельности; быть  готовым  действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир.

Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. Моя основная задача как педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы.

Исследовательская деятельность.

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации учебной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Структура исследовательской работы

  • Введение
  • Обзор литературы
  • Материал и методика исследования
  • Характеристика района исследования
  • Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы
  • Библиографический список
  • Приложение

Этапы исследовательской деятельности

  • 1 этап - организационный 
    - выбор темы
    - постановка проблемы
    - планирование
  • 2 этап – реализации (основной) 
    - работа с различными источниками информации
    - проведение собственных исследований
    - обработка текстового, научно-графического материала
    - коррекция промежуточных результатов
    - оформление работы в соответствии с требованиями
  • 3 этап – презентация (завершения работы) 
    - защита работы
    - сопоставление целей и результатов
  •  4 этап – рефлексивно – оценочный

Обучение учащихся началам научно - исследовательской деятельности осуществляется, прежде всего, через урок, дополнительное занятие, защиту проектов и рефератов, научно-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей,  целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  1. Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия;
  2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  4. Специальных, исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Уникальность данного метода  состоит в том, что он ориентирован на  детей,  имеющих различные уровни развития познавательных интересов. Исследовательский  метод  позволяет увидеть и одаренного ребенка, т. е. повернуться к нему лицом, обеспечить необходимые условия для раскрытия и развития его одаренности, и слабого ученика, которого нужно направить и помочь в достижении целей. 

Исследовательский метод это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование.  Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

- не иметь единственного и очевидного правильного ответа;
- вызывать интерес у учеников;
- предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому  материалу;

- иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь  между различными областями знаний и объектами изучения

Исследовательскую деятельность я начинаю  организовывать с 5-6  класса. Можно выделить   три уровня: учебный, учебно-исследовательский и научно-исследовательский. 

Первый уровень     позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках. Обоснованным здесь является  использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, эссе, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике, проблемы-задания, уроки с медиапрезентацией, деловые игры, практикумы. Использую  на уроках возможности  Интернета.  

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы.    

                 Творчество учащегося не может ограничиваться рамками одного урока – оно выходит на уровень внеурочного дополнительного образования,  а это третий уровень исследовательской деятельности.

                       Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и т.п.                                                                  

Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

                     Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения, способствует формированию научного мировоззрения учащихся; дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

                

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.

Технология   исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся

  •  самостоятельно анализировать ситуации,
  • принимать оптимальные решения,
  • решать проблемы,
  • объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь,
  • учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, следующие:

  • слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
  • большая загруженность учащихся, отсутствие времени;
  • преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами.

Среди причин, препятствующих научному творчеству в образовательном процессе, являются:

  • боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;
  • наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни, схоластическое знание.

Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

Исследовательская деятельность ведется на основе индивидуальных программ, дополняющих и углубляющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы. Учащиеся школы охотно участвую на различных Интернет-проектах, конкурсах и в проектных неделях по предметам со своими исследовательскими работами.

Психологи  утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Мастер-класс "Активизация познавательного интереса на уроках обществознания"

Использование нестандартных источников информации позволяет повысить познаваиельную активность обучающихся. В данном случае - это популярные мультфильмы....

Активизация познавательного интереса на уроках обществознания

Цель данной презентации заключается в попытке рассмотреть основные причины кризиса современной системы образования....

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....

Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....