Формирование технологической культуры учащихся, через активизацию познавательной деятельности.
статья по технологии на тему

Болотова Светлана Владимировна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование технологической культуры учащихся, через активизацию познавательной деятельности.

 «Хороших методов существует ровно столько,                                                     сколько существует хороших учителей».       Д.Пойа

Бедой школы в наше время является тот факт. Что многие учащиеся не испытывают интереса к учёбе. Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того. Как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится намного лучше. Поэтому я выбрала тему для самообразования «Формирование технологической культуры учащихся, через активизацию познавательной деятельности».

Специфика образовательной области «Технология» позволяет мне успешно активизировать познавательную деятельность школьников на своих уроках. Для этого я создаю условия, и первое это заинтересовываю учащихся изучаемой темой, чтобы они осознали полезность, значимость, необходимость изучаемого и глубоко поняли материал. Второе это когда учащиеся, получив знания, сознательно (не формально) выполняли заложенные действия в заданиях довольно высокой, но доступной трудности, и могли проявить высокий уровень познавательной самостоятельности. Добиваюсь этого я через способы повышения уровня познавательной активности учащихся на различных этапах учебной работы.

 Подача и восприятие учебного материала идёт через:

-постановку познавательных проблем перед изучением нового материала, проблемное изложение учебного материала. Например, на уроке мы будем рассчитывать количество ткани на определённое изделие, а как рассчитать? Учащиеся предлагают варианты и во время беседы приходим к тому, что необходимы мерки фигуры, на которую будем шить изделие, дальше даётся задание рассчитать количество ткани, необходимое для пошива данного изделия. Это проблемное задание, поскольку данные включают в себя определённый набор мерок, а неизвестное - размеры куска ткани. Процесс перехода от объёмов фигуры к площади выкройки требует пространственного представления.

-самостоятельное изучение учащимися учебного материала по учебникам и другим источникам. Например, 1)учащиеся хорошо воспринимают такой

приём работы с книгой: поставьте значки: «V»-если то что вы читаете , соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете; «+»- если то, что вы читаете, для вас является новым; «-»- если то что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете; «?»- если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы  получить более подробные сведения по данному вопросу. По такой организации работы с книгой идёт не просто скучное чтение, а интересная, увлекательная, целенаправленная работа. 2) При подготовке сообщений по какой либо теме учащимся необходимо подготовить и ряд вопросов для слушателей, то есть нужно проанализировать для себя то, что было прочитано самому, а это учит мыслить творчески, формирует навыки исследовательской деятельности.

-эвристические беседы с учащимися, применение в ходе изложения «попутных» вопросов учащимся, увязка изучаемого материала с жизнью, опытом учащихся, материалом других предметов.

       Закрепление и совершенствование знаний и умений осуществляю через:

Приучение учащихся активно мыслить - анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять знания в новых условиях - на каждом этапе учебного прочеса.

Применение разнообразных упражнений продуктивного, творческого, поискового характера. Например, в 5кл. при изучении получения ткани предлагаю оформить схему этого процесс «волокно – нити - ткань» не просто словам, а в виде творческой работы, придумав форму изображения данных понятий (волокно - в виде ватного снеговика или котёнка, нити - в виде лучей солнца и т.п.).

Выполнение заданий на систематизацию полученных знаний. Например, записать последовательность работы по изготовлению определённого узла обработки программного изделия на данном уроке, соблюдая технологическую грамотность. Проводя эту работу из урока в урок, у детей складывается устойчивое представление о технологии изготовлении изделия.

Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся, выполнение межпредметных заданий и применение при повторении вопросов продуктивного характера.

Выдача домашних заданий, требующих для выполнения творческого применения полученных на уроке знаний. Пример, при изучении оформления интерьера дома даю задание сделать макет комнаты или кухни, используя материалы, изученные в разделе материаловедение и обосновать их выбор.

Применение знаний, формирование умений и навыков на занятиях идёт при:

Выполнении лабораторно-практических работ исследовательского характера. Например:1) При изучении признаков тканей учащиеся исследуют их на конкретных образцах и делают соответствующие выводы, по которым можно определить вид ткани. 2)При изучении кулинарии прошу девочек узнать от своих близких традиционные семейные рецепты, по какой либо теме и рассказать об их истории. Некоторые рецепты мы затем используем на  занятиях.

Побуждение учащихся применять полученные знания в процессе технологического обучения. Выполнение заданий по разработке творческих работ. Наилучшим образом это можно реализовать в проектной деятельности. Здесь учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения идеи до её реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач. Выбирая тему проекта и выполняя его, они находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности и проявляют инициативу. Метод проектов позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие зачатки личности, но и создать условия для их развития. 2)На занятиях по декоративно-прикладному творчеству учащиеся создают работы не просто как сувенир, а подарок к празднику для своих родных и близких. А также делают подарки для детей из детского дома. Это воспитывает в ученицах любовь к ближним и сострадание к обездоленным людям. Здесь же затрагивается и экономическая сторона семейного бюджета.

Привлечение учащихся к участию в конкурсах и выставках. Ежегодно в нашей школе в конце года проходит общешкольное внеклассное мероприятие «Мой школьный подиум», где учащиеся представляют итоги своей работы за год. Они демонстрируют свои сшитые на уроках программные изделия и организуют выставку творческих работ. Прежде чем выйти на подиум, учащиеся создают себе имидж, соответствующий своей изготовленной модели. Работы старших девочек являются стимулом для младших. Данное мероприятие стало у нас традицией.

Повышение уровня познавательной активности учащихся осуществляется и на этапе контроля и оценки компетентности.

Учащиеся готовы активно мыслить - анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять свои знания в новых условиях. Это всё доказывает применение различных форм «беглого опроса» и «мозгового штурма». Привлекаю учащихся к комментированию ответов товарищей. Организую различные формы взаимоконтроля знаний и умений учащихся. Применяю различные формы текущего и итогового контроля, тестовые задания, кроссворды. А также сочетаю контроль компетенции учащихся с другими элементами учебного процесса.

Опираясь на свой опыт, я могу сделать вывод, что формирование технологической культуры учащихся через активизацию познавательной деятельности должно быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться на основе личностно ориентированном подходе. Несмотря на актуальность системы развивающего обучения, я вижу необходимость дальнейшего совершенствования педагогического процесса. Планирую глубже познакомиться с принципами личностно-ориентированного обучения в современной школе с целью постепенного включения её элементов в свою педагогическую деятельность.

Изучаемая литература по теме:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: педагогика, 1989.
  2. Молева Г.А. Дифференцированные задания как средства активизации учебной деятельности. – Владимир,  ВГПИ, 1989.
  3. Столяров А.М. Эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления. – М.: 1988.
  4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения/под ред. Т.С. Паниной.-М.,2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к  обучению через активизацию познавательной деятельности. Статья....

Статья "Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности"

Особенности использования индивидуально-ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности...

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.

Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач....

«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....