«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».
статья по теме

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете в августе 2011 г. Грязновой М.Ф

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Переход образования в режим развития предполагает переосмысление целей и результатов школьного образования, создание определенных условий для развития индивидуальности и личности каждого ребенка. Предусматривается, что выпускник школы должен не только осознанно выбирать жизненный путь, но и иметь плодотворно-ориентированную Я-концепцию, основанную на признании приоритетов общечеловеческих нравственных ценностей, личной ответственности за решения и поступки.

Человек только тогда становится полноценным членом общества, если выступает не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Поэтому процесс социализации включает в себя не только социальное познание и освоение университета культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориентации, где ребенок проявляет себя как личность, как субъект деятельности, как индивидуальность.

Предметом процесса социального воспитания, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и пути преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении образе жизни.

Исходя из этого, можно утверждать, что ориентация на компетентностный подход в настоящее время стала насущной необходимостью при организации педагогического процесса. Следует подчеркнуть, что все компетентности социальны, ибо они вырабатываются, формируются в социуме, они социальны по своему содержанию, функционируют в социуме.

Социальные (в узком смысле слова) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми, с самим собой.

Для достижения указанных выше результатов необходимо создание определенных условий, обеспечивающих социальную ориентацию школьных процессов образования и воспитания. Одним из таких условий является социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в воспитательном процессе. Социально-педагогическое сопровождение следует рассматривать с нескольких сторон:

  1. В контексте создания оптимальных условий для всестороннего развития личности и успешного усвоения учебного материала, обучения навыкам и умениям, адаптации в образовательное учреждение, школьный коллектив, предполагающее взаимодействие различных специалистов учебного заведения: классного руководителя, учителей, соц. педагога, психолога.
  2. Как защиту прав молодых людей на развитие и образование, сохранения «позитивного здоровья», которое постоянно нарушается в виде перегрузок образовательных программ, эмоциональных перегрузок, не учитыванию потенциальных возможностей учащихся.

Цель здоровьесберегающей деятельности в школе:

  1. создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей,
  2. удовлетворение потребностей и возможностей ученика,
  3. повышение качества образования и здоровья обучающихся,
  1. оказание помощи и поддержки учащимся в решении социальных проблем, проблем свободы выбора и социального творчества,
  2. формирование законопослушного поведения и позитивной правовой культуры несовершеннолетних.

В связи с этим социально-педагогическое сопровождение предполагает следование за естественным развитием учащегося на данном возрастном и социокультурном этапе и способствует формированию личностно значимых качеств.  

Перед образовательным учреждением стоит конкретная задача: школа должна открывать дорогу в будущее, воспитывать и обучать детей так, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно учиться и переучиваться, создавать новое и быть конкурентоспособными на рынке труда.      

В федеральных документах Министерства образования РФ понятие «компетенция» трактуется следующим образом: «Ключевые (базовые, универсальные) компетенции — это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».

Следовательно, «компетентности», или «ключевые умения», ни в коей мере не противоречат стремлению нашего образования дать учащимся фундаментальные знания по базовым предметам. Они лишь определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях.

Как оценить ключевые компетенции? Используются следующие критерии:

  1. умение защищать свои интересы и права, проявлять ответственность, самостоятельно приобретать знания, планировать и реализовывать свои планы;
  2. способность работать с разными формами представления информации: текстами, диаграммами, символами, графиками, таблицами и т.д.;
  3. умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты.

Как видим, все перечисленные качества присущи человеку, способному проявлять конкурентоспособность на рынке труда. Конечная цель общего среднего образования — обеспечить выпускников необходимыми жизненными компетенциями. А для этого и требуется новое качество образования.

Целью современного образования является не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формированию гуманистических ценностей  - все это будет залогом качества жизни выпускника школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Программа социализации школьников

Слайд 11

Цель здоровьесберегающей деятельности в школе: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей ученика, повышение качества образования и здоровья обучающихся.

Слайд 14

Оказание помощи и поддержки учащимся в решении социальных проблем, проблем свободы выбора и социального творчества. Формирование законопослушного поведения и позитивной правовой культуры несовершеннолетних.

Слайд 16

« Компетенция » - « Ключевые (базовые, универсальные) компетенции — это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач » .

Слайд 17

Как оценить ключевые компетенции? умение защищать свои интересы и права, проявлять ответственность, самостоятельно приобретать знания, планировать и реализовывать свои планы; способность работать с разными формами представления информации: текстами, диаграммами, символами, графиками, таблицами и т.д.; умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты.

Слайд 18

Душою красивы и очень добры, Талантом сильны вы и сердцем щедры. Все ваши идеи, мечты о прекрасном, Уроки, затеи не будут напрасны! Вы к детям дорогу сумели найти, Пусть ждут вас успехи на этом пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А.....

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся

Выступление на  семинаре по теме «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»...

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...

Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.

Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....