Главные вкладки

    Сравнительная характеристика современных методик обучения английскому языку
    статья по теме

    Позднякова Людмила Юрьевна

    В данной работе дается краткое описание современных методик изучения английского языка с более полным рассмотрением коммуникативной и проектной методик. 

    Основная идеяэтих методик одинакова: лучший способ обучения – это общение. И все-таки, независимо от такого большого количества сходных черт, каждая из методик имеет свои специфические черты. Именно благодаря данным чертам эти методики становятся отдельными, самостоятельными явлениями в методологии.

    Что касается практического применения методов, автор считает, что на уроках английского языка в общеобразовательной школе вовсе не обязательно использовать один метод. Лучше всего интегрировать коммуникативную и проектную методики, объединив их наилучшие стороны, применительно к  учащимся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сравнительная характеристика коммуникативной и проектной методик обучения и их практическое применение на уроках английского языка

    Позднякова Людмила Юрьевна

    МОУ СОШ № 6

    В настоящее время, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно вернуться к рассмотрению методик преподавания иностранных языков и основных тенденций их развития. Сравнительная характеристика также важна для выбора работы преподавателем. При многообразии имеющихся методик  очень трудно сделать выбор, не зная особенностей и специфики методов.

    Основная масса материалов для данной работы была взята в номерах журнала «Иностранные языки в школе» за различные годы. Также использовались работы Д. Брауна, Т. Хатчинсона [2], Е. И. Пассова [5-8], Е.С. Полат[9] , ИА. Зимней[3] и других.

    На данном этапе развития методики обучения английскому языку наибольшее применение нашли коммуникативно–ориентированные концепции. Среди них наибольшей популярностью пользуются коммуникативная и проектная методики.

    Коммуникативная методика  возникла в Британии в 60-70 годах, когда английский начал приобретать статус языка международного.  Главная цель "коммуникативной методики" -  добиться наиболее быстрого изучения языка. Ярким примером применения проектного метода является учебник «Project English», опубликованный в 1985 году издательством Оксфордского университета. Автор курса – Т.Хатчинсон, специалист в области коммуникативного обучения грамматике.

    Коммуникативное преподавание языка предполагает обучение учащихся  не отдельно говорению и пониманию, а выражению своих мыслей с пониманием. Деятельность в коммуникативном обучении обычно включает учащихся в реалистичный процесс общения, в котором правильное использование языка менее важно, чем успешное достижение коммуникативной задачи, которую они выполняют. Д. Браун, один из известнейших представителей коммуникативного подхода, дает следующую характеристику такому обучению: «Помимо грамматических элементов коммуникации, мы изучаем природу социальных,  культурных и прагматических особенностей языка. Мы исследуем педагогические средства создания «настоящей» коммуникации в учебной аудитории. Мы стараемся научить наших студентов беглости языка, не только ее правильности, что занимало учителей иностранного языка на протяжении веков» 1. При таком подходе все виды речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение и письмо - развиваются интегрировано, а не в последовательности.

    Отличительной чертой проектной методики в большей степени является  интеллектуально-эмоциональная содержательность включаемых в обучение тем и их постепенное усложнение. Специфической  особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучающихся  в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма.        Проектную методику также отличает особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде работы над проектом. От чего, собственно, и появилось название методики.

    Особенно важным является то, что учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделиться опытом. Tom Hutchinson [2: 11] при этом утверждал: “Project work is very personal. There is nothing simulated about the project. The students are writing about their own lives: their house, their family, their own town, their dreams and fantasies, their own research into topic that intеrest them. Язык, по утверждению Т.Хатчинсона [2:13], должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования. Довольно таки «чужая» информация, например о “Janet and John’s family”, “Mr.

    Smith’s house” не способствует развитию коммуникативной компетенции в должной степени.

    Рассматривая проектную методику в контексте личностно-деятельного подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов»[3: 63]. Таким образом, в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

    Очевидным здесь является то, что специфические черты коммуникативной и проектной методик имеют много общего.  Общим является широкое использование коллективной совместной деятельности. И все-таки коллективная работа во всех методиках реализуется по-разному. В коммуникативной методике – это создание ситуаций, подобных реальным, постановка проблемных вопросов  и их обсуждение.  В проектной методике также используется групповая совместная работа над проектами.

    Таким образом, мы видим, что коммуникативная и проектная методики, несмотря на большое количество специфических черт, имеют много общих черт, лежащих в самой их основе.

    Исследуя работы Пассова Е.И. 5-8, мы выяснили, что коммуникативный метод имеет ряд положительных сторон, которые должны активно использоваться при работе с ним.

    В первую очередь, это цель обучения, которой является не просто овладение иностранным языком, а обучение иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и взаимосвязанности всех аспектов обучения.

    Еще один плюс данной концепции – взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Важным фактором является также использование межпредметных связей.

    Коммуникативная методика обучения иностранным языкам имеет еще одно преимущество: с самого первого урока общение в классе осуществляется только посредством изучаемого языка. Таким образом, это помогает учащимся  в течение небольшого периода времени преодолеть языковой барьер. Ярко выраженных отрицательных черт данная методика не имеет.

    Исследуя литературу  по вопросу проектной методики [2-3; 9, считаем, что  данная методика, подобно коммуникативной, также не имеет ярко выраженных недостатков. При этом для нее характерны положительные черты, такие как: овладение культурой проектирования, развитие способностей  творчески и самостоятельно мыслить, прогнозировать варианты решения стоящей задачи, широкое использование проблемности, что заставляет учащихся мыслить.

    Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что коммуникативная и проектная методики являются на данный момент гармоничными и актуальными с точки зрения современной методологии. Рассматриваемые методики имеют общую цель обучения - научить обучаемых общаться на английском языке, а также участвовать в становлении и развитии личности учащихся.

    Основным принципом этих методик является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся ситуации различного характера.

    Основная идея этих методик одинакова: лучший способ обучения – это общение. И все-таки, независимо от такого большого количества сходных черт, каждая из методик имеет свои специфические черты. Именно благодаря данным чертам эти методики становятся отдельными, самостоятельными явлениями в методологии.

    Что касается практического применения методов, считаем, что на уроках английского языка в общеобразовательной школе вовсе не обязательно использовать один метод. Лучше всего интегрировать коммуникативную и проектную методики, объединив их наилучшие стороны, применительно к  учащимся.

    Примечания:

    1. Brown, Douglas H. Teaching by Principles. Upper Saddle River: Premtee Hall Regents.
    2. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / –Oxford University Press, 1991. – 23 p.
    3. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. –№ 3. – С. 9-15.
    4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М., 1981г.
    5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988г.
    6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989г.
    7. Пассов Е.И. , Кузовлев В.П., Коростелёв В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. 1990 г. №6.
    8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991г.
    9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

    Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы....

    Коммуникативная методика обучения английскому языку.

             Рассмотрим теперь собственно коммуникативную методику обучения английскому языку. Обзор методики, приведенный в данном разделе, основывается на общеевропейской...

    Методические принципы современных методик обучения английскому языку

    Для того чтобы понять, на чем основываются современные методики обучения английскому языку, необходимо подробно рассмотреть методические принципы, которые лежат в основе этих методик....

    Личностно-ориентированный подход в современной методике обучения иностранным языкам

    Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Учащиеся в школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначал...

    Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

    Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...

    Современные методики обучения английскому языку

    Современные методики обучения английскому языку...

    Современные методики обучения английскому языку

    В данной статье представлены оновные методики при обучении английскому языку....