Главные вкладки

    Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку
    статья по теме

    Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

    В последние годы в образовании актуальной является задача формирования целостного мировосприятия у учащихся. Концепция модернизации российского образования предполагает гуманизацию общественно- экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности. "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны". А отвечать таким запросам общества может только здоровый во всех отношениях человек. Сейчас уже нет такого устойчивого мнения о том, что здоровье детей является обектом заботы только медицинских работников. В настоящее время многие специалисты указывают на необходимость пропаганды гигиенического воспитания всеми учителями предметниками. При рассмотрении учебного процесса по иностранному языку можно выделить целый ряд педагогических приемов, позволяющих осуществлять гигиеническое воспитание учащихся, пропаганду здорового образа жизнибез ущерба для решения основных практических задач. Уместно отметить, что в наше время происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности, а предмет английский язык играет в решении поставленных задач одну из первостепенных ролей.

    Всегда имели большую значимость психологические проблемы обучения иностранным языкам. Этого требует жизнь, ибо овладение навыками и умениями обучения иностранным языкам на коммуникативной основе предполагает глубокое изучение и обобщение материала по психологическим аспектам обучения основным видам речевой деятельности на иностранных языках в условиях многоязычия.

    В первые годы своей деятельности, усвоив в достаточной мере технологию преподавания иностранного языка, продолжая совершенствовать приемы обучения, столкнулась с не менее важной стороной урока - его психологическим компонентом. В дальнейшем я поняла, что именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока во многом определяет результат обучения. Убеждена, что без учета  психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимальный результат не достигается, если не учтены взаимоотношения между учащимися в классе, между учащимися  и учителем, а также объективные условия, в которых проходит урок. В этом легко убедиться, если провести тщательно разработанный урок точно по намеченным пунктам, не отклоняясь от предусмотренных форм работы. Результаты урока могут оказаться хуже ожидаемых только потому, что каждый класс и каждый ученик привносят в урок что-то свое, новое, часто неожиданное. Механическое выполнение плана без учета складывающейся в данный момент и постоянно меняющейся учебной ситуации не обеспечивает полноценного обучения иностранному языку. Он и тот же урок не может быть совершенно одинаковым в разных группах.

    Особенностью организации учебного процесса в нашей школе, является обучение учащихся в классах различного вида: гимназия, норма, компенсирующее обучение. Я обучаю  детей английскому языку разного возраста и в разных видах классов. Цели и задачи определяю в зависимости от этапов обучения, исходя из психологических особенностей школьников и опираясь на современные образовательные технологии ("Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре" Е.И. Пассова, "Личностно- ориентированное обучение" И. С. Якиманской)

    В книге "Педагогическая психология" великий психолог Л.С. Выготский  доказывает, что ничего нельзя делать без интереса. Главное - не легкость, а заинтересованность, видение смысла. Искусство педагога сделать так, чтобы ребенку было интересно.

    Большая роль в изучении иностранного языка принадлежит мотивации, которая определяете продуктивность учебной деятельности. Из своих наблюдений могу сказать, что в самом начале изучения английского языка у учащихся высокая мотивация. Нов от начинается процесс овладения иностранным языком и отношение у учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость. Поэтому первый год обучения (в нашей школе со 2 класса) английскому языку очень важный этап. Сделать как можно прочнее этот фундамент- моя главная задача на начальном этапе и поддерживать интерес в дальнейшем.

    Для того чтобы изначальный интерес учащихся сменился глубоким устойчивым интересом к общению на иностранном языке, к творчеству, использую различные организационные формы проведения уроков. Также имеют место и нетрадиционные формы проведения уроков, особенно на начальном этапе обучения, с использованием ситуативно-игровых приемов. При организации диалогической речи, ролевых игр я учитываю не только уровень знаний, особенности характера и темперамента, но и такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников. В кабинете иностранного языка учащиеся рассаживаются за партами по своему желанию, я не ограничиваю в выборе соседа по парте. Так в естественной форме определяются пары учащихся с лучшей психологической совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений.

    При подготовке к уроку, когда определяются этапы урока и выбираются формы деятельности, я всегда прогнозирую несколько возможных вариантов их реализации, которые будут зависеть от множества причин, например, от места урока в расписании, от дня недели или степени обученности учащихся данной группы и т. п..  Соглашусь с большинством педагогов с тем, что, входя в класс, учитель должен оставить за дверью свое плохое настроение, раздражительность и т.д. Приветливая улыбка, бодрый вид, в меру модный костюм - вот далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки, которые мы стремимся использовать, чтобы создать благоприятный фондля речевого общения.

    Занятия по иностранному языку в нашей школе проходят в больших группах  до 15 учеников. Группы ребят, конечно же сформированы неоднородно. В группе есть сильные и слабые ребята. В.А. Сухомлинский писал о слабоуспевающих детях, что при обучении и воспитании таких детей необходим тонкий, деликатный, индивидуальный подход. Дифференцированный подход осуществляемый мной в процессе обучения как раз является частью этого. При работе с такими детьми необходима тактичность, доброжелательность, гуманное отношение. Стараюсь создать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, чтобы учеба приносила ребенку радость, стараюсь исключить принуждение, понять и принять причины детского неправильного поведения и незнания. Ими может являться: семейный фактор, психологический интеллектуальный. В создании оптимального психологического климата и сотрудничества с детьми большую помощь оказывает наша школьная психологическая служба.

    Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка и непременно ведет к повышению обучения. Замечено, что, даже не используя изощренных методиеских приемов, учителя добиваются хороших результатов, если они умеют создать обстановку, при которой учащиеся трудятся с полной отдачей.

    Иногда на отдельных этапах урока роль учителя играют отдельные учащиеся.

    Таким образом, я прихожу к выводу, что замена авторитарных форм преподавания методикой сотрудничества еще более повышает роль психологического аспекта урока и считаю, что урок удался, если учащийся не только усвоил определенный языковой материал, но и в конце урока воскликнул: "Уже звонок?! Так быстро!" 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

    В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

    Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку

    В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие успешность усвоения иностранного языка школьниками....

    Обучение иностранному языку на основе принципа метапредметности

    тема урока английского языка "здоровый образ жизни", проводимого в 9 классе...

    Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

    Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

    Обучение иностранному языку на основе интеллектуального тренинга

    Данная статья предлагается в помощь, как преподавателям, так и родителям, всем кто заинтересован в том чтобы, изучая иностранный язык, развить у детей память и культуру речи, помочь им обрести навык л...

    Принципы обучения иностранному языку.Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка.

    Практические образовательные и воспитательные принципы обучения иностранному языку....

    Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

    В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...