Опыт использования языкового портфеля
статья по теме

Шишлянникова Алла Владимировна

Актуальность внедрения данного проекта очевидна, так как  в  настоящее время в учебном процессе существует множество противоречий.

Учителя пытаются решать эти проблемы, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Но перечисленных путей решения противоречий бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Одной из наиболее перспективных технологий с данной точки зрения является система языкового портфеля, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет решать ряд других образовательных задач.

Использование языкового портфеля в урочной и внеклассной работе призвано изменить привычные взаимоотношения ученика и учителя, делая их равноправными партнёрами, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yap1.doc84.53 КБ

Предварительный просмотр:

Шишлянникова А.В.

учитель немецкого языка МБОУ г.Астрахани

 «СОШ № 53»

Опыт использования языкового портфеля

Работа по проекту «Языковой портфель для учащихся» начата в 2009-2010 учебном году на основании договора о сотрудничестве МОУ «СОШ №53» и кафедры культурологии и филологического образования Астраханского института повышения квалификации и переподготовки.

Актуальность внедрения данного проекта очевидна, так как  в  настоящее время в учебном процессе существует множество противоречий:

Противоречия:

Пути решения

1 .Между необходимостью качественного улучшения знания иностранного языка и малом количеством часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета учебным планом

Использование новых подходов и технологий, нацеленных на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности школьников, когда роль учителя непосредственно на уроке носит в большей степени консультативный и корректирующий характер.

2.Между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным планом общеобразовательной школы.

Конструирование содержания иноязычного образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся.

3.Между необходимостью овладевать большим объемом информации и неспособностью ряда учащихся овладевать этой информацией.

1.Создание комфортной атмосферы на
уроках, позволяющей выявить
творческие способности личности и
отслеживать личный результат в
процессе обучения.
2.Сочетание урочной и внеклассной
исследовательской деятельности,
направленной на развитие
индивидуальных способностей
учащихся.

4.Между велением времени развивать у обучающихся способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу и существующими формами обучения.

Обучение в сотрудничестве. Применение интерактивных, информационно-коммуникативных, проектных технологий

Учителя пытаются решать эти проблемы, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Но перечисленных путей решения противоречий бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Одной из наиболее перспективных технологий с данной точки зрения является система языкового портфеля, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет решать ряд других образовательных задач.

Использование языкового портфеля в урочной и внеклассной работе призвано изменить привычные взаимоотношения ученика и учителя, делая их равноправными партнёрами, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

Возможность решения этих задач позволяет сделать языковой портфель не только инструментом для оценки результатов учебной деятельности, сколько системой всего учебного процесса. Такая система должна предусматривать не одну только демонстрацию конечных результатов, но, главным образом, быть помощником в изучении немецкого языка.

Она позволяет обеспечивать учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты, делать работу над ошибками, демонстрирует не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволяет учителю корректировать планирование работы на уроках и во внеурочной работе.

Языковой портфель - это личный документ, который позволяет учащемуся оценить свою собственную  языковую  компетенцию  в  различных  языках  и  его  контакты  с  другими культурами. Кроме этого, учащиеся получают возможность создавать свою справочную копилку,   а   также   копилку   своих   творческих   работ,   лексического,   страноведческого материала

Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранными языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии.

Сущность опыта заключается в создании условий для творческой реализации потенциальных возможностей обучающихся через использование технологии языкового портфеля, в развитии навыков самооценки языкового уровня обучающихся с целью совершенствования специфических умений и навыков.

Ведущие педагогические идеи опыта - идея коллективного и индивидуального самоанализа деятельности школьников и учителя, идея учения без принуждения, которая основана на достижении успеха, на переживании радости познания через создание языковой среды и потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Поддержанию интереса к изучению немецкого языка, повышению эффективности урока и активизации учащихся помогает развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы.

Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных творческих возможностей учащихся.

Каким образом велась работа по внедрению языкового портфеля в 2009 - 2010 учебном году в учебный процесс?

В проекте принимали участие обучающиеся 8 класса, изучающие немецкий язык как второй иностранный факультативно.

Работа над языковым портфелем началась с рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками, анкетирования обучающихся на уровень мотивации к изучению немецкого языка, наличие интереса к предмету.

Результаты анкетирования показали, что на начало учебного года 38% обучающихся имели высокую мотивацию к изучению предмета, 38% — среднюю, 24% — низкую.

Среди мотивов изучения предмета преобладал ситуативный интерес у 50% учащихся, у 30% -        высокий познавательный интерес и у 20% - учение по необходимости.

Обучающиеся самостоятельно определили свой уровень владения видами речевой деятельности из предложенных 6 уровней: А1 - «Выживания», А2 - «Допороговый», В1 -«Пороговый», В2 - «Пороговый продвинутый», С1 - Высокий», С2 - «Владение в совершенстве». На начало учебного года

  1. в аудировании уровень А1 имели 62% обучающихся, уровень А2 - 38%;
  2. в чтении - уровень А1 имели 50% обучающихся, уровень А2 - 50%;
  3. в говорении - уровень А1 имели 62% обучающихся, уровень А2 - 38%;
  4. в письме - уровень А1 имели 62% обучающихся, уровень А2 - 38%.
  1. В ходе работы над созданием языкового портфеля по немецкому языку определилась концепция, основные положения которой заключаются в следующем:
  1. создание языкового портфеля требует совместной работы трех заинтересованных сторон -ученика, учителя и родителей;
  2. посредством языкового портфеля осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся;
  3. языковой портфель усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок;

-        языковой портфель создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного
изучения немецкого языка.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся основная часть занятий проводилась в форме нетрадиционных уроков (урок-путешествие, урок - дискуссия, урок-ролевая игра, урок-суд) с использованием элементов автономного обучения, интерактивных методов и коммуникативных приемов работы с текстовым материалом, парной и групповой работы, обеспечивающих постоянное речевое взаимодействие учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования дескрипторов, оценочных листов, шкалы уровней владения немецким языком, памяток и т.д.

Изучение темы заканчивалось выполнением и защитой проектов. Учащимися успешно выполнены проекты: «Moderne Probleme des Umweltschutzes", "Schule: Spass oder Stress?" "Man muss nicht jeden hassen, der eine andere Nase hat". Такая форма оценивания была выбрана для поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка, повышению мотивации и снятия психологического барьера перед отметкой по предмету. Кроме того, невозможно переоценить тот банк учебных материалов, который создаётся самими учащимися в результате самостоятельной и коллективной работы в печатном, электронном виде и видео.

Через определённый промежуток времени (полугодие, год) мы проводили повторные замеры умений и навыков, чтобы увидеть динамику обучающихся.

Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. Стабильность этих достижений подтверждается на примере конечного результата учебного года, свидетельствуя о том, что ученики успешно осваивают государственный образовательный стандарт.

Рефлексия учащихся по итогам своей работы по ведению языкового портфеля свидетельствует о повышении мотивации к изучению немецкого языка. Самооценка у учащихся стала более объективной на основе опыта с языковым портфелем.

Проведённое повторное анкетирование показало повышение мотивации у 10% обучающихся. Снижения интереса и мотивации не выявлено.

Повысился уровень

  1. аудирования с А1 до А2 у 12%,
  2. уровень чтения с А1 до А2 и с А2 доВ1 у 12% обучающихся,
  3. уровень говорения с А1 до А2 у 25% и с А2 доВ1 у 12% обучающихся,
  4. уровень письма с А1 до А2 у 25% и с А2 доВ1 у 25% обучающихся.

На индивидуальном примере ученицы Балхамишвили Татьяны (8 «Б» класс) можно проследить динамику её успеха в изучении немецкого языка, выполнения творческих заданий и проектов. Отмечается рост развития письменных навыков и качества оформления творческих работ.

Реальная значимость и личная вовлеченность учащегося в процесс управления учебной деятельностью и ее оценки (позиция «я — учитель») обеспечивают повышение мотивации учащегося не только на практический результат использования изучаемого языка, но и на процесс овладения им. Это, как известно, является наиболее высоким и наиболее эффективным уровнем мотивации учебной деятельности и свидетельствует о ее продуктивном творческом характере.

Как учитель отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.

Анализируя   проделанную   работу,   можно   с   уверенностью   сказать,   что   данная, достаточно трудоёмкая, технология, несомненно, перспективна для использования её как средства формирования учебной компетенции и развития продуктивной учебной деятельности учащегося, развития методологических и креативных качеств личности и создания условий для реализации личностного потенциала учащегося, самореализации и саморазвития.

Большое значение имеет то, что последовательная работа над созданием языкового портфеля ученика дает возможность развить у учащихся способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции и автономии учащегося в учебной деятельности, направленной на овладение языком и культурой.

Модель рефлексивного овладения ИЯ основана на том, как оценивают сами учащиеся степень сформированности коммуникативных умений и уровень коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности, как они анализируют свои проблемы в данной области, отслеживают свой прогресс посредством серии промежуточных и итоговых контрольных срезов, и как они используют предлагаемые рекомендации по самостоятельной работе.

Их учебная деятельность и ответственность за свой труд становятся все более осознанными. Немаловажным фактором является то, что родители принимают активное участие в этом процессе. Это дает возможность создания целостной картины объективного продвижения ученика в той или иной области.

Таким образом, анализ педагогических возможностей языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранным языком показывает, что его использование в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить:

  1. личностно ориентированный характер обучения ИЯ, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации, реальных личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры;
  2. направленность на создание личностного образовательного продукта и включение процесса овладения ИЯ непосредственно в создание учащимся личностного образовательного продукта в формате ЯП, что обеспечивает ситуацию развития и условия для продуктивной учебной деятельности учащегося в области изучения языка и культуры;
  3. аутентичность в обучении ИЯ, включая аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, аутентичность учебной деятельности учащегося с учетом его реальных мотивов и потребностей, аутентичность взаимодействия в системе учащийся — преподаватель — учебная группа;
  4. формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
  5. условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде;
  6. непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Таким образом, языковой портфель реализует инновационный подход к учебному процессу для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности. ЯП повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Процессы глобализации и интеграции в современном мире, открытие границ социокультурного пространства России делают востребованным изучение иностранных языков (ИЯ) как средств межкультурного,  дел...