ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
статья по немецкому языку на тему

Осипова Людмила Николаевна

Процессы глобализации и интеграции в современном мире, открытие границ социокультурного пространства России делают востребованным изучение иностранных языков (ИЯ) как средств межкультурного,  делового и личностного общения. Хорошее знание иностранного языка в современном обществе становится залогом успеха. Иностранные языки  дают современному человеку широкие возможности для карьерного роста и общения без границ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yap_doklad.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

_________________________________________________________________

Осипова Л.Н.,

преподаватель немецкого языка МсСВУ

Процессы глобализации и интеграции в современном мире, открытие границ социокультурного пространства России делают востребованным изучение иностранных языков (ИЯ) как средств межкультурного,  делового и личностного общения. Хорошее знание иностранного языка в современном обществе становится залогом успеха. Иностранные языки  дают современному человеку широкие возможности для карьерного роста и общения без границ.

Расширение сферы социальной мобильности предъявляют новые требования к иноязычной подготовке учащихся.  В соответствии с новой образовательной политикой, основной целью обучения ИЯ  является формирование коммуникативной компетенции учащихся, способности использовать изучаемые языки как средство общения.

Согласно образовательным  стандартам нового поколения, задачей каждого учебного заведения  является создание для учащихся таких условий, которые бы обеспечивали развитие их интеллектуальных и творческих способностей .

Успешность достижения цели языкового образования прямо зависит от того, насколько учащийся самостоятельно  способен проанализировать и объективно оценить результаты своего учения. Для формирования способности к объективной самооценке необходим  стандартизированный инструмент. Таким универсальным измерителем языковой способности, позволяющим кратко и информативно оценивать языковой уровень на каждом этапе обучения, является европейский языковой портфель.

Языковой портфель - это пакет рабочих материалов, которые представляют результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком, который был задуман как инструмент  самооценки, познавательного, творческого труда учащегося.

Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах для развития мотивации учащегося в самостоятельном изучении языков на протяжении жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках единой Европы. Сегодня этот стандарт широко востребован в Европе и является необходимым для поступления в вуз и при найме на работу.

        Позитивный потенциал данного подхода был отмечен и Министерством образования Российской Федерации, вследствие чего в 2003 году Министром образования В. М. Филипповом было принято решение провести эксперимент с целью апробации ЕЯП  в учебных заведениях нашей страны.  На базе  Московского Государственного Лингвистического университета под руководством академика РАН И.И.

Халеевой были разработаны несколько вариантов ЯП для различных возрастных групп и этапов обучения:

- для начальной школы;

-для средней школы;

-для студентов-филологов.

        Таким образом,  языковой портфель на русском языке, прошедший аккредитацию в Совете Европы в Страсбурге и согласованный с Минобразования РФ был апробирован в пилотном проекте в 12 регионах России, (в нём принимали участие 41 учебное заведение)

«Языковой портфель» представляет собой  комплект документов, состоящий из трех частей: «Языкового паспорта», «Языковой биографии» и «Досье»

«Языковой паспорт» («Языки, которые я знаю» - по Гальсковой) является отдельным документом, где учащийся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции, описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения.

Благодаря недавнему визиту учащихся военного лицея Сен-Сир у наших суворовцев появилась прекрасная возможность применить полученные языковые знания на практике.

Раздел  «Языковая биография» («Мои успехи» - по Гальсковой) предназначен для формирования  самостоятельной оценки учащимися своих успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения.

Здесь  представлены контрольные листы  для самооценки по всем видам речевой деятельности. Система определения уровней владения ИЯ включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня:

- уровень А (базовый) предполагает элементарное владение языком;

- уровень В (средний) —  самостоятельное;

- уровень С (продвинутый) — свободное владение языком.

Каждый из этих уровней предусматривает низкий и высокий подуровень:

- уровень А разделяется на А1 (уровень выживания) и А2 (предпороговый уровень); 

- уровень В разделяется на В1 (пороговый уровень), и В2 (пороговый продвинутый уровень);

- уровень С разделяется на С1 (уровень профессионального владения) и С2 (уровень владения в совершенстве).

Достижение порогового уровня владения ИЯ согласно методическим указаниям ВУ МО РФ является основной целью обучения ИЯ в учебных учреждениях МО РФ. Это тот уровень «Общеевропейской компетенции», достижение которого позволит нашим выпускникам общаться с носителями изучаемого языка, как в  устной так и в письменной формах.

Раздел  «Языковая биография» позволяет учащимся визуально просмотреть динамику улучшений языковой компетенции по всем направлениям речевой деятельности, определить будущие цели и перспективы.

«Досье» («Копилки» - по Гальсковой) представляет собой коллекцию материальных свидетельств языковых умений каждого отдельного учащегося. В данный раздел ЯП учащиеся включают творческие работы по изучаемым темам, межкультурные проекты, интересные работы, переводы художественных текстов, справки и дипломы об окончании языковых курсов и др.)

В примерной программе учебного предмета «ИЯ» оформление языкового портфеля учащегося рекомендовано методистами  ВУ МО РФ как  одна их эффективных форм организации индивидуальной работы.

Для выяснения степени готовности  суворовцами МСВУ к процессу создания собственного языкового портфеля была проведена следующая анкета:

  • Что такое языковой портфель?
  • Как Вы думаете, в чём цель создания ЯП?
  • Хотели бы Вы реализовать идею создания ЯП?

Анкетирование проводилось среди суворовцев  5-ых, 7-х классов, 9-ых и  10-х классов. Мы получили следующие результаты. Согласно  графику можно увидеть, что суворовцы имеют представление о том, что такое ЯП, понимают цель его создания.

Включиться в процесс создания языкового портфолио в большей степени готовы суворовцы  средних классов. Это можно объяснить высоким интересом обучающихся этой возрастной группы  к различным новым формам работы. 10-е классы в целом приветствуют идею введения ЯП и хотят участвовать в работе по его созданию. Однако у суворовцев старших классов недостаточно времени на оформление ЯП,  поскольку они уже ориентированы на поступление в ВУЗы, у каждого выделены предметы первостепенной важности.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод, что работу по созданию языкового портфеля нужно начинать на ранней ступени изучения ИЯ.

Учитывая отзывы преподавателей ИЯ пилотных учебных заведений, на базе которых проводилась апробация российской версии европейского ЯП, следует отметить, что в целом  преподаватели  единодушно признают важность  работы с Портфелем и её пользу как для них, так и для учеников

ЯП позволяет обучающемуся:

- повысить свою мотивацию в изучении неродного языка;

- правильно организовать самостоятельную работу по овладению ИЯ;

- оценить свой уровень владения неродными языками;

- определить наиболее рациональные способы совершенствования  своих знаний и умений.

ЯП помогает преподавателю:

- планировать свою деятельность, ориентируясь на коммуникативные умения, отраженные в ЯП как цели обучения;

- помочь каждому учащемуся осознать свой путь овладения ИЯ;

- вносить  коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;

- повысить своё профессионально-методическое мастерство.

        В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием» (А. Дистервег).

Педагогическое кредо преподавательского состава ОД «Иностранные языки» Мс СВУ:   «Учиться всегда, учиться везде».

Наши преподаватели уделяют большое внимание самосовершенствованию, повышая уровень, как предметных знаний, так и педагогических навыков. На сегодняшний день у нас много молодых творческих преподавателей, которые активно участвуют в мероприятиях, разного уровня.

Обучение иностранным языкам сегодня - одно из приоритетных направлений в образовательной политике РФ. Поэтому перспектива ЯП совершенно очевидна.

Европейский Языковой Портфель, поддерживает современную программу обучения иностранным языкам, нацелен на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции суворовцев, на совершенствование языкового образования, что является инструментом успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Европейского языкового портфнля на уроках немецеого в старших классах

Три года назад я стала использовать на своих уроках Европейский языковой портфель. Об этом не пожалела, так  как он существенно облегил мою работу....

Европейский языковой портфель в российских учебных заведениях как средство оценки и самооценки, сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

При разработке современных образовательных стандартов по иностранным языкам обращается особое внимание на - понимание статуса учащегося в образовательном процессе, - создание им личнос...

Европейский Языковой портфель для России как инновационный компонент УМК по иностранным языкам

Презентация по теме "Европейский Языковой портфель для России как инновационный компонент УМК по иностранным языкам" отражает современные тенденции в системе образования. При этом Европейский Языковой...

Европейский Языковой Портфель

Работа с Европейским Языковым Портфелем...

Европейский языковой портфель

Европейский языковой портфель...

Европейский языковой портфель

Цель работы: организация пароцесса обучения, повышающего познавательную активность и мотивацию обучающихся, вооружение учащихся инструментарием , позволяющим самостоятельно добывать знания по предмету...

Европейский языковой портфель (Списки для самооценки)

Контрольные листы (КЛ) являются частью Европейского языкового портфеля (ЕЯП). Они (КЛ) являются вспомогательными инструментами ученика изучающего иностранный язык. С их помощью ученик может самостояте...