Статья "Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся"
материал (10 класс) по теме

Верешкина Татьяна Георгиевна

В статье автор представляет опыт работы по многочисленным международным проектам. Описывается метод проектной деятельности и различные виды проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся гимназии

Верешкина Татьяна Георгиевна

Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых эффективных технологий. Одним из основных направлений работы гимназии является внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс уроках иностранного языка и в ходе реализации международных программ и проектов.

За последнее десятилетие обучение на основе проектного подхода нашло в школах более широкое применение.

Как показывает практика, проектная деятельность с использованием удаленных ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, самостоятельную деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Цели и задачи проектной деятельности

Как куратор проектной деятельности я ставлю следующие цели,  

обусловленные общими принципами развивающего образования:

  1. Создать условия для инновационного  режима  развития учащихся на основе проектной деятельности.
  2. Обеспечить условия развития творческой личности и ее самореализации.
  3. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.
  4. Способствовать развитию умения мыслить творчески и самостоятельно.
  5. Формировать интерес учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.

Проекты могут разделяться как по методу, доминирующему в проекте,  так и по характеру координирования, по продолжительности, по количеству участников:

  1. Исследовательские,
  2. Творческие,
  3. Игровые,
  4. Информационные,
  5. Практико-ориентированные.

По характеру координирования проекта:

  1. С явной координацией,
  2. Со скрытой координацией.

По характеру контактов:

  1. Внутренние (региональные),
  2. Международные.

По количеству участников:

  1. Личностные (индивидуальные),
  2. Парные,
  3. Групповые,

По продолжительности проведения:

  1. Краткосрочные,
  2. Средней продолжительности,
  3. Долгосрочные.

Основные виды проектов для обучения иностранному языку:

Наша гимназия имеет определенный опыт использования метода проектов в образовательном процессе. Проектная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

  1. общегимназические проекты (Предметные олимпиады, конференции)
  2. проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия)
  3. проектная деятельность в учебном процессе
  4. международные проекты и программы образовательного туризма.

В гимназии №105 одновременно проводится работа над несколькими проектами для учащихся 8-11 классов: “Mondialogo”, “Water for Life”, “Young Masters Programme for Sustaintable Development”, “European Weeks”. Все они предполагают совместную исследовательскую деятельность на иностранном языке в области экологии, культуры, архитектуры, развития транспорта и т.д. Тесные контакты налажены с партнерами в США, Бельгии, Великобритании и Швеции. Важным шагом в развитии проектного обучения стало участие гимназии в программе дистанционного обучения старшеклассников по курсу экологии и устойчивого развития общества в шведском Институте Промышленной Экономики и Экологии г. Лунд.

Результатом этой работы стали проекты по дистанционному обучению, выполненные в  форме Power-Point презентаций, которые были представлены на Всемирных Конвенциях Молодежи в Академии Наук Египта (Александрия 2004 г.), ОАЭ (Дубай 2006г.). В этом году подготовлено 10 проектов для преставления в Китае в 2009 году.

Ряд проектов, выполненных совместно с  предприятием «Водоканал»,   партнерами из Германии и Великобритании, удостоены первой премии. Например, проект «Мегаполис: взгляд в будущее», «Чистая вода для большого города».

Этапы работы над проектом

В ходе работы над проектом я придерживаюсь следующих этапов:

1. Подготовка

                         Определение проблемы и цели проекта.

Определение темы проекта и возможности его реализации имеющимися ИТ средствами гимназии.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Обсуждение проблемы с учителем и получение дополнительной информации.

Устанавливается цель проекта и форма его реализации.

Объясняет суть проектного метода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

2. Планирование

Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа; Определение способа преставления результатов и процесса разработки проектов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вырабатывают план действий и формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

3. Исследование

Сбор информации: обращение к имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выполняют исследование на промежуточном этапе, работа в группах,  обсуждение промежуточных результатов.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью.

4. Анализ и обобщение

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Анализирует информацию и обобщают результат

Наблюдает, советует,  проверяет

5 Представление проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

Отчет о работе в форме презентации,  устного сообщения, выставки, фильма, игра, представление.

Слушает, задает вопросы

6.Оценка Результатов проекта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Коллективное обсуждение и самооценка.

Оценивает усилия учащихся.

Трудности при включении метода проекта в образовательный процесс

Использование метода проектной работы и информационных технологий  может вызвать ряд трудностей. Не все учителя приветствуют новшества и владеют компьютерными технологиями в нужной мере. Не каждый учитель может стать научным руководителем групп школьников,  работающих над проектами. Нужна высокая квалификация педагога, совершенное знание предмет, знание компьютерных технологий и готовность к дополнительным временным затратам.

Администрация школы  должна оказывать всевозможную поддержку учителям, развивающим этот метод обучения. К тому же должны быть найдены дополнительные часы для осуществления этого вида деятельности.

Заключение

Анализируя работу учащихся и педагогов в проектах, можно отметить высокую активность и заинтересованность в проектной деятельности, большое разнообразие тем и типов проектных работ. Проектная деятельность способствует углублению знаний по предмету, выявляет склонности и способности учащихся, развивает интерес к предмету или сразу к нескольким предметам,  учит работать с литературой, проводить исследования и наблюдения,  а так же овладеть компьютерными технологиями в ходе работы над проектом. Происходит рациональное сочетание теоретических знаний и практическое применение для решения конкретных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ".

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определи...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...