Использование современного оборудования в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО нового поколения
методическая разработка по технологии

Спивак Мария Сергеевна

Современное оборудование в проектной деятельности по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

город Тарко-Сале Пуровский район

Методическая разработка

«Использование современного оборудования в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО нового поколения»

учитель технологии Спивак М.С.

заявляемая квалификационная категория: первая

г. Тарко-Сале

2022 г.

Введение

Новые технологии в современном мире являются неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом они модернизируются и воздействуют практически на все сферы жизнедеятельности, помогают облегчить и улучшить нашу жизнь, сделать ее как можно проще.

Именно технология формирует технологическое и проектное мышление как современные способы осмысления реальности, реализации собственных стремлений, преобразования жизненного пространства [1].

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это предметная область, обеспечивающая интеграцию знаний из областей естественнонаучных дисциплин, отражающая в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты материальной культуры. Она направлена на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества. В рамках предметной области «Технология» происходит знакомство с миром технологий и способами их применения в общественном производстве [3].

Образовательная область "технология" - это часть предметной области "технология", включающая совокупность технологических знаний (как теоретических, так и практико-ориентированных), освоение которых позволяет сформировать у обучаемых школьников различные уровни компетенции от ключевых, базовых, специальных до специализированных, что обеспечивает формирование различных уровней технологической грамотности и культуры [2].

Перед всеми учителями технологической направленности стоит главная задача - развитие творчески способных учащихся, которые должны самостоятельно мыслить и креативно действовать.

Президент РФ Путин В.В. в одном из своих обращений к Федеральному Собранию подчеркнул, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.

Деятельность обучаемых в рамках предмета «Технология» должна быть направлена на овладение компетенций 21 века за счет использования проектных технологий обучения, применения исследовательских, проблемных и частично-поисковых методов.

Цель данной методической разработки – дать информацию для педагогических работников технологической направленности в части организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии с применением современного оборудования.

Конечным результатом будет возможное применение данной информации для учителей технологии в своей педагогической практике.

Аналитическая часть

Согласно ФГОС ООО нового поколения, изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда [8].

В современных образовательных учреждениях, изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.  (Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577 (пункт 11.9.))

В Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы говорится, что технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.

Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах; обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию [2].

Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебнопроизводственные бригады, агроклассы [4].

«Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности:

• компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование;

• технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой);

 • аддитивные технологии;

• нанотехнологии;

• робототехника и системы автоматического управления;

 • технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;

 • строительство;

• транспорт;

 • агро- и биотехнологии;

• обработка пищевых продуктов;

• технологии умного дома и интернета вещей,

• СМИ, реклама, маркетинг [4].

Большое значение в развитии креативности и творческих способностей школьников, имеет декоративно-прикладное искусство (вышивка, вязание, плетение и др.), которое позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от старшего поколения к младшему, формирует художественный вкус, создаёт эстетическую полноценную среду, терапевтически воздействует на эмоционально-психологическое благополучие ребёнка, определяет творческий потенциал личности, позволяет выявлять, поддерживать и развивать способности детей.

Для учащихся огромное значение имеет новизна и креативность продукта труда, изготовленного собственноручно на современном оборудовании. Например, на уроках технологии, получая навыки работы на компьютеризированной вышивальной машине, которая может создавать вышивки с помощью компьютеризированных дизайнов, учащиеся имеют возможность применить их в дальнейшей трудовой деятельности. А также выдержать конкуренцию на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ, является возможность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

В 7 классе по программе (УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) учащиеся изучают раздел «Художественные ремесла», где подробно знакомятся с разными способами и видами вышивания, разрабатывают и защищают творческие проекты по данной теме в форме презентации проектного (вышитого) продукта.

В своей педагогической практике на уроках технологии я применяю как традиционные (объяснение, демонстрация, упражнения, практическая, лабораторная работы и др.) методы, так и инновационные (игровые, мультимедийные технологии, мозговой штурм, алгоритм, кейсы и др.) методы обучения. Но в приоритете остается, конечно же, метод проектов.

Проектная деятельность - ведущая форма учебной деятельности в предметной области «Технология» в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.

Уже в этом учебном году, имея в наличии современную компьютеризированную вышивальную машину, в раздел «Художественные ремесла» я внесу элементы вышивки на этой машине (Приложение 1), а на следующий год пропишу в тематическом планировании. Темы уроков, касающиеся работы на компьютеризированной вышивальной машине, будут являться принципиально новыми. И нет сомнений в том, что учащиеся будут выполнять учебные проекты по данному разделу с большим интересом и удовольствием.

В этом учебном году материально-техническая база нашего кабинета технологии полностью обновилась. Поступило много нового оборудования: современная микроволновая печь, блендер, планетарный миксер, весы настольные электронные кухонные, санитарно-пищевая экспресс-лаборатория, утюги, парогенератор, оверлоки, компьютеризированные швейные машины, вышивальная машина с ЧПУ, распошивальная машина, текстильный принтер, раскройный плоттер.

Современные инновации технологического образования требуют от учителя особой подготовки для преподавания уроков технологии. Как учитель технологии, я ежегодно повышаю свой уровень педагогических знаний: посещаю вебинары, семинары, конференции, мастер-классы учителей технологической направленности и т.п., прохожу курсы повышения квалификации (Приложение 2). Мои ученики и я принимаем участие в олимпиадах, конкурсах, выставках творческих работ разного уровня и, конечно же, занимаем призовые места (Приложение 3).

Именно будущий учитель технологии, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и концепцией технологического образования, должен обеспечить понимание обучающимися общемировых процессов информатизации и цифровизации общества. 

Теоретическая значимость: определение важного значения методики технологии машинной вышивки, выполняемой на современной вышивальной машине, с использованием специального программного обеспечения, которые могут быть применены во время обучения, выполнения проектных работ и развития творческих способностей обучающихся.

Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в работе учителей технологии, а также руководителей кружков дополнительного образования.

Практическая часть

Внесение в тематическое планирование уроков технологии новых тем, касающихся вышивки на швейной машине с ЧПУ.

Новые темы:

  1. Устройство вышивальной машины с программным управлением и правила безопасной работы на ней.
  2. Машинная вышивка: инструменты, приспособления и материалы.
  3. Выбор рисунков вышивания и рисунков букв алфавита с цветочным орнаментом. Выбор рисунков обрамления.
  4. Редактирование рисунков: перемещение, изменение размера, поворот, изменение цвета и удаление.
  5. Комбинирование рисунков: редактирование и вышивание.
  6. Вышивание аппликаций. Выполнение разделенных рисунков вышивания.
  7. Профессия дизайнер машинной вышивки.

Практические работы учащихся:

  1. Упражнения по подготовке машины к работе. Изучение работы основных компонентов и экранов.
  2. Упражнения по выбору рисунков (выбор рисунков из коллекции машины, букв, символов, выбор рисунков обрамления, выбор рисунков, хранящихся на USB носителе).
  3. Подготовка ткани (крепление стабилизирующего материала). Запяливание ткани в пяльцы, установка пялец. Подтверждение позиции рисунка.
  4. Упражнения по выполнению и редактированию рисунков вышивания.
  5. Упражнения по выполнению комбинированных рисунков.
  6. Упражнения по выполнению вышивки аппликацией.

Темы для творческих проектов учащихся:

  1. Мое хобби – вышивка.
  2. Вышивка в современном мире.
  3. Волшебный мир вышивки.
  4. Гардероб с элементами вышивки.
  5. Оформление одежды вышивкой.
  6. Сумка-шоппер с вышитым орнаментом.
  7. Вышивка в подарок.
  8. Изготовление диванной подушки в технике вышивка.
  9. Вышивка в декоративном оформлении интерьера.
  10. Вышивка на салфетке по запрограммированному в вышивальной машине рисунку.
  11. Современное оборудование для хобби: швейно-вышивальные и вышивальные машины.
  12. Вышивка гладью на современной вышивальной машине.
  13. Вышивка на современной швейной машине.
  14. Вышивка на фетре.
  15. Русская народная вышивка.
  16. Профессия художник по кодировке машинной вышивки.

Согласно руководства пользователя компьютеризированной вышивальной машиной, дети допускаются к работе на ней, поэтому я внесу несколько часов по данному разделу во все классы с 5 по 8.

Наша школа (кабинет технологии) сотрудничает с ателье «Велюр» г. Тарко-Сале (индивидуальный предприниматель – родитель учащейся нашей школы), где получаем информацию о современных тканях и их составе, фурнитуре, разных отделочных материалов, а также спонсорскую помощь в виде остатков и обрезков тканей, отделочных материалов.

На сегодняшний день рассматривается вопрос о преемственности школа-детский сад: участие школьников в декоративном оформлении спортивной формы и атрибутов команды детского сада для участия в спортивных соревнованиях (аппликация и вышивка символики).

Учитывая обновленную материально-техническую базу нашего кабинета технологии уже на следующий учебный год планируется разработка программы внеурочной деятельности, в которую будут привлечены учащиеся с 5 по 9 классы, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. В программу будут включены такие разделы как проектирование, конструирование, программирование, моделирование.

Заключение

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что учащиеся смогут овладеть техникой машинной вышивки, после того как изучат компьютеризированную вышивальную машину и порядок работы на ней.

Показательным результатом будет является выбор учащимися тем по данному разделу для выполнения творческих проектов, которые будут ежегодно представляться на конкурсах различного уровня и без сомнения занимать призовые места.

Литература

  1. Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана) [Электронный ресурс]: Разрабатываем рабочую программу по технологии на 2020/2021 уч. год Гилева Елена Анатольевна, к.п.н., методист по технологии. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/9ed/9ed789e9c8ca8ecae28b23c56e9d946d.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
  2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего

образования в части предметной области «Технология», принятая протоколом федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 февраля 2020 г. №1/20.

  1. Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана) [Электронный ресурс]: Технологическое образование школьников в современных условиях. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/990/990ce89892f56ee6534f191c27c3594f.pdf (дата обращения: 25.01.2022).
  2. Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
  3. Шарипова Э.Ф. Проект как средство оценивания метапредметных результатов обучения. Современное технологическое образование: материалы XXIII Международной научно-практический конференции по проблемам технологического образования / под ред. Ю.Л. Хотунцева [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2017. - 297 с.
  4. Банк документов [Электронный ресурс]: Министерство просвещения Российской Федерации.  Дата обновления: 30.12.2018. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 24.01.2022).
  5. ФГОС [Электронный ресурс]: Основное общее образование.  Дата обновления: 11.12.2022. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 24.01.2022).
  6. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Дата обновления:  05.07.2021. URL:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=125&rangeSize=1 (дата обращения 24.01.2022).
  7.  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Шуваловская школа № 1448" [Электронный ресурс]: Современное технологическое образование: сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г. Москва МПГУ – МГТУ им. Н.Э. Баумана. URL: https://sch1448.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5fc74fe340657.pdf (дата обращения 25.01.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии.

Обобщение опыта работы по теме " Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"....

Применение проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5-9 классах.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Таким образом, важнейшей педагогической проблемой ст...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Учащийся должен научиться мыслить нестандартно, нестереотипно. Как известно, творчество - это деятельность...