Статья на тему: «Использование современных цифровых и электронных образовательных ресурсов на уроках музыки в соответствии с ФГОС»
статья по музыке (6 класс)

Кокшарова Маргарита Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsor.docx57.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Использование современных цифровых и электронных  образовательных ресурсов на уроках музыки в соответствии с ФГОС»

Представлена соискателем на 1 категорию

Учителем музыки ГБОУ СОШ № 535

Калининского района г.Санкт-Петербург

Кокшаровой М.Н.

2019-2020 г.

Требования, предъявляемые к личности и знаниям учащихся в соответствии с ФГОС, показывают, что педагогу необходимо использовать новые методы, ресурсы и возможности для достижения высоких результатов при овладении предметом и формировании универсальных учебных действий.

Достижение данных целей сложно представить без использования современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Использование ЦОР позволяет эффективно усвоить изучаемый материал, повышает мотивацию обучающихся к дальнейшему изучению не только предмета, но и к обучению в целом, оптимизирует образовательный процесс и расширяет знания и возможности обучающихся в сфере метапредметных связей и формирования УУД.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это совокупность средств программного, информационного, технического  организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях  или в сети, а именно учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, нацеленный на эффективную организацию учебного процесса.

В ЦОР выделяют информационные источники- это оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и др.), статические изображения; динамические изображения ; мультимедиа среды, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные ,

А также инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Использование данных ресурсов (информационных и цифровых) способствует оптимизации учебной деятельности, образовательного процесса в целом, формирует общую коммуникативную компетенцию каждого обучающегося, что соответствует требованиям, предъявляемым современным обществом к личности человека и соответствует требованиям ФГОС.

Современный урок музыки – это урок, построенный методически грамотно с использованием современных педагогических, цифровых и электронных образовательных технологий, электронных музыкальных инструментов и современных методов обучения и воспитания. Урок музыки это всегда творческий процесс, ярко эмоционально окрашенный.  Использование различных цифровых и электронных образовательных технологий позволяет не только эффективно построить урок, но также постоянно развиваться педагогу, что благотворно влияет на построение дальнейшего образовательного процесса.

Направления использования ЦОР и ЭОР:

как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

закрепление изложенного материала (обучающие программы);

контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);

подготовка презентаций, докладов, выступлений.

Использование ЦОР и ЭОР открывает новые возможности для формирования активизировать познавательную деятельность обучающихся, формирует самостоятельную и интересующуюся личность, практические навыки работы с информацией и современными образовательными технологиями, УУД.

Использование инновационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для всех обучающихся и педагога, мотивирует к изучению предмета.

Использование на уроках музыки  таких технологий привнесет много нового и интересного в образовательный процесс. Для педагога и обучающихся открывается доступ к огромным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам мира, памятникам культуры, новым техникам, технологиям и ресурсам.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

 К ЦОР и ЭОР, которые можно использовать на современном уроке музыки, можно отнести следующие ресурсы.

  1. Презентации  PowerPoint 

Для современного педагога использование презентаций становится нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный ресурс помогает предлагать учебный материал творчески, разнообразно, структурированно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации, мотивирует и заинтересовывает обучающегося. Учитель продумывает структуру и последовательность урока, отображает его на слайдах презентации, что позволяет обучающимся лучше ориентироваться в изучаемом материале и представлять примерный план занятия. Презентации позволяют использовать творческий подход, в них можно вставлять гиперссылки, для удобного перехода на какой-либо сайт. Можно акцентировать внимание на информации, которую учащимся следует записать в тетрадь. Это качественно организовывает время и количество преподносимого материала, помогает эффективно организовать образовательный процесс.

Также учащиеся могут  подготовить выступление, проект, доклад при помощи презентации.

Вместе с педагогом проводится научно-исследовательская работа, анализируется информация и различные ЭОР, используется творческий подход. Работа с презентацией позволяет развивать логическое мышление, формирует навыки УУД, навык публичных выступлений, позволяет повысить самооценку и общую эрудицию.

  1. Видеоматериалы

На уроке музыки можно и нужно просматривать фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов музыки различных жанров; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, фрагменты исполнения музыкальных произведений для более глубокого и эмоционального восприятия музыки, фрагменты фестивалей и праздников.


3. Мультипликация и анимированная музыка 

Отрывки мультфильмов и анимации в целом на заданную тему, что воспринимается учащимися, как часть игры.

Этот ресурс позволяет развивать воображение, формировать художественные и музыкальные образы, а также анимированная музыка создает общую психологическую атмосферу события.

 Просмотр мультипликационного на музыку известного композитора не только расширяет спектр испытываемых эмоции, но и несет функцию поддержки развития драматургической формы.


4. Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений и песен

Данный ЦОР позволяет учащимся участвовать в исполнении различных песен и композиций. 


5. Электронные пособия

Важно в работе педагога и учащихся приучать к  работе с электронными пособиями, как важный аспект при освоении музыкального материала, а также доступный и информативный ресурс, который может быть доступен в любое время.

Есть огромное количество полезной информации в таких ресурсах, как энциклопедия «Классической музыки»,  Кирилла и Мефодия, История искусства.  В них можно найти не только полезную информацию, но и словарь музыкальных терминов, биографию композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Эти ресурсы содержат музыкальные иллюстрации, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, интерактивную викторину для проверки знаний , музыкальные инструменты.  

6. Наглядность (зрительный ряд): портреты композиторов, исполнителей и коллективов; тематические рисунки, ноты, произведения музыкального мира.


7. Радио или видеопередачи с дикторским текстом, где можно услышать комментарии диктора о различных событиях и явлениях музыкальной культуры.

8.Литературный ряд

Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения).
 Данный ЦОР нацелен на  восприятие фрагментов музыкальных и художественных образов.

9. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Для создания таких заданий можно использовать различные приложения, такие как LearningApps, Kahoot, Plickers  и др.

При использовании LearningApps можно выбрать варианты вопросов и заданий из имеющейся базы LearningApps, создать свои упражнения с описанием и вариантами ответов. Сервис поддерживает не только тесты, но и различные типы заданий: найти пару, классификация, хронология, сортировка, пазл и др.

Сервис Kahoot интегрируется с различными программами. Можно использовать дополнительные функции для оценки обучающихся и проверки знаний, а также для повышения их навыков. И, конечно, Kahoot - это множество вариантов для развлекательных викторин с самыми разными типами вопросов.

10. Приложения о мелодиях и гармониях

 Учить музыке можно современно и по-новому: петь и играть на инструментах. И всё это с обязательным использованием современных технологий.

Приложение Loopseque -виртуальный музыкальный синтезатор для создания собственных произведений. Bloom/Scape - два музыкальных приложения, в которых создавать уникальные мелодии с помощью прикосновения к экрану и выстраивать комбинации из загадочных звучащих фигур. Приложение Patatap позволяет играть бит на собственной клавиатуре. Каждая клавиша вызывает свой особый звук и движущуюся фигуру на экране. Tonara - приложение для обучения музыке: интерактивные ноты, которые «слушают» исполнителя и автоматически переворачивают страницы. Biophilia –образовательный проект,  который предлагает переосмыслить преподавание естественных наук в школах. C приложением Ear Trainer обязательный школьное пение можно сделать более приятным на слух. У сервиса к этому делу комплексный подход - 230 упражнений охватывают все основные музыкальные разделы: интервалы, аккорды, мелодию и гамму.

Главное, в использовании ЦОР и ЭОР это мотивировать обучающихся на самостоятельное изучения предмета, а также к самостоятельной работ.
Учитель не учит предмету «музыка», а прививает  любовь к искусству, желание и потребность слушать произведения классиков, изучать музыку в реальной жизни.

Полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит дополнить и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, грамотно, объективно и эффективно оценивать качество обученности по предмету.

Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.

Образование с использованием ЦОР и ЭОР на уроке музыки - важное понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа, с использованием ЦОР и ЭОР.
Оно позволяет улучшить качество и результаты преподавания музыки и других предметов. Современный урок музыки - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыки способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
-по новому использовать на уроках текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;

-обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
-помогать активизации творческого потенциала учащихся;
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Использования современных информационно-коммуникатиных технологий позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

Список использованной литературы

  1. Адаева Н. «Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств». – М., «Искусство в школе» В.2, 2009.
  2. Кадина Г. В. «Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
  3. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2012.
  4. Прилуцкая. Н. В. «Формирование интереса к музыке у школьников». – М., «Музыка в школе», № 4, 2011.
  5. Садикова И. М. «Обучающие компьютерные программы на уроке музыки». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации на уроке музыки в соответствии с ФГОс.

Перечисляются основные методы активизации деятельности учащихся на уроке музыки....

«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».

Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких  технологиях, применяемых учителем на практике...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"

Статья по теме  "  Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"...

Публичное выступление "Применение цифровых технологий и ресурсов на уроках музыки"

Применение цифровых технологий и ресурсов на уроках музыки....

Презентация "Применение цифровых технологий и ресурсов на уроках музыки"

Учебно - методическое пособие презентация "Применение цифровых технологий  и ресурсов на уроках музыки"...