Проектная деятельность учащихся на уроках технологии.
статья по технологии по теме

Панюков Юрий Анатольевич

Обобщение опыта работы по теме " Проектная деятельность учащихся на уроках технологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Панюков

МБОУ Излучинская ОСШ №1

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии.

Образование призвано расширять творческие возможности личности в направлении их универсализации как ключевого ориентира личностного развития. И в этом направлении помогает метод проектов.

Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата.

Можно выделить шесть основных этапов при использовании "метода проектов":

  1. выявление проблемы (выбор темы),
  2. планирование собственной деятельности,
  3. формализация (моделирование конкретной ситуации),
  4. реализация собственных идей (с привлечением технологий программирования),
  5. проведение анализа и оценки полученных результатов (с корректировкой в случае необходимости),
  6. оформление практического результата разработки и его публичная защита (с демонстрацией готового программного продукта).

     На протяжении нескольких лет на уроках технологии можно наблюдать, как метод  проектов позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний.

Выполнение проектов дает возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку своего (личностного) знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной и необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Проектная деятельность  позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, а также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика.

Участие в проектной деятельности учащихся позволяет значительно совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.  Овладение при помощи метода проектов общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

С помощью учащихся разработана система различного рода памяток, инструкций по выполнению проектной деятельности, учебных действий, заданий с различного уровня теоретическими подсказками. Работая над понятием, определением, учащиеся используют энциклопедические и толковые словари, учебники разных авторов. Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения, и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты.

Имея методологические знания, школьники учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые.

Познавательная деятельность учащихся, организованная при защите проектов, позволяет ученику последовательно занимать различные коммуникативные позиции: из пассивно слушающего - в понимающего, задающего вопросы, дополняющего, уточняющего работу других. А далее - в способного высказать и аргументировать свою точку зрения, понять и принять точку зрения другого, не разрушая свою, способного увидеть пути улучшения или развития любой точки зрения.

Применение метода проектов предоставляет каждому учащемуся право искать себя в рамках урока,  включаясь в самостоятельные познавательные исследования. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, учит ответственности за свои действия.

  Если применять метод проектов на уроках технологии в системе, то у учащихся наблюдается  положительная динамика развития общих учебных умений,  навыков и способов деятельности, а именно: познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Особое внимание необходимо уделять мониторингу учащихся с точки зрения поставленной цели педагогической деятельности, организовать их проектную деятельность, чтобы помочь каждому найти индивидуальный стиль деятельности. Это позволит учителю вносить коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовывать учебный процесс.

Мониторинг общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся позволяет сделать вывод о  полноте, глубине, осознанности и прочности их знаний.

На уровень подготовленности учащихся влияет и положительная мотивация к предмету, которая достигается благодаря применению проектной деятельности, которую ребята ведут с большим интересом. Школьник, работающий над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую, проблему, поэтому есть интерес. Проектная деятельность является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Поэтому  включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс школы приведет к тому, что ученики станут более заинтересованными в своем учении; разовьют свои творческие и специальные способности; научатся находить решение в трудных жизненных ситуациях

Многие проектные разработки учащихся до настоящего времени используются в учебном процессе, хотя сами ученики уже стали студентами ВУЗов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5-9 классах.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Таким образом, важнейшей педагогической проблемой ст...

Формирование УУД в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5 классе

В работе есть вводная часть, где раскрывается сущность педагогического труда учителя. В основной части работы поставлена цель – развитие творческих способностей одаренных учащихся на уроках технологи...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

доклад по теме "Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"

описание опыта работы учителя технологии по использованию проектной технологии на уроках труда(мальчики)...

Презентация "Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии...