"ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ".
статья по теме

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

  • В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

  • современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной.

Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инновационная методика обучения проектный метод направлена на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожденной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целомСегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • современном обществе успешным человеком считается тот, кто спосо-бен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближай-шую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных це-лей. 
  • современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся  проектной.

Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инноваци-онная методика обучения  проектный метод  направлена на самореализа-цию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожден-ной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» че-рез выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реаль-ность с учетом потребностей, традиций, возможностей .

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование иссле-довательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формирование познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез,

систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;

  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющих-ся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта  особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.

Таким образом, проект  это замысел, движение вперёд. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Многообразие сфер применения информационных технологий  от об-

ласти искусства до сложных задач моделирования реальных жизненных процессов  активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению и творчеству.

Предмет Изобразительное искусство и ИКТ находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель изобразительного искусства лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, т. к. это способствует развитию эмоциональной отзывчивости и любви к прекрасному, у любого ребенка есть интересующие его темы, вопросы. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по  предмету он будет получать знания и умения по ИКТ.

Проект подразумевает законченность, то есть реализацию. Он должен найти практическое применение, например, он может использоваться на уроке как методический материал, или показать в класее в случае объяснения нового материала по изобразительному искусству в проекте.

Проекты могут быть индивидуальные и коллективные, долгосрочные и кратковременные, нельзя установить нижнюю или верхнюю возрастную границу для проектировщиков.

У средних школьников лучше получаются коллективные проекты. Дос-таточно небольшой группе ребят обозначить проблему, как уже все загоре-лись. Работа с цифровой техникой всегда вызывает у детей большой восторг, но самое главное, ребята использовали компьютер по назначению, а не игра-ли или просматривали мультфильмы, и это им понравилось, ко всему они получили прочные навыки по работе с текстовым документом, включающим рисунки из файлов, рисованные объекты, текстовые эффекты и т. д.

Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Ребята увлеченно, с интересом собирают материал, расширяя свои знания в изобразительном искусстве Мало собрать информацию, надо выделить самое важное и значительное, надо правильно подать проект, что-бы он вызвал интерес у аудитории. 

Каковы результаты такой деятельности?

Для учащегося

  1. Формируются и отрабатываются:

навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;

умение представить информацию в доступном, эстетичном виде;

умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

умение работать в группе, в команде;

навыки публичного выступления (ораторское искусство).

  1. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

  1. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (сканер,  модем, фото и видеокамеры, мультимедиа проектор и т. д.)
  2. Ученик довольно основательно изучает необходимое для реализации проекта программное обеспечение ПК. Задача учителя обеспечить кабинет необходимыми программными средствами.

  1. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

  1. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

  1. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все это дает ребятам возможность, выйдя из стен гимназии, стать ус-пешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя

  1. Отношения с учениками переходят на уровень сотрудничества.

  1. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
  2. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

Все это приводит к повышению профессионализма учителя.

 

Ничто так не сплачивает коллектив, как деловые отношения, общие идеи. Совместная коллективная деятельность устанавливает деловые, межличностные, дружеские контакты между детьми и между учителем и детьми. При работе над подобным проектом, учитель  не только классный руководитель и предметник, но и энтузиаст, и организатор, и художественный руководитель.

Опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе проектные методы обучения в сочетании с информационно-коммуникационными техно-логиями, можно достичь высоких образовательных результатов, необходи-мых для жизни в современном информационном обществе, а именно:

повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;

развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, меж-культурного взаимодействия, воспитание толерантности.

Таким образом, внедрение в проектное обучение информационно-ком-

муникационных технологий можно отнести к инновационным подходам в образовании, которые раскрывают большие возможности для самоопреде-ления личности, для ее самореализации в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "

Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию  школьно-поселковой газеты «Содружество»  с помощью современных образовательных и информационных  технологий, поз...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Проектная деятельность учащихся: технология развития проектной культуры

Автор технологии развития проектной культуры Хаматгалеев Э. Р. предлагает к использованию в проектной деятельности учащихся с позиций культурно-исторического подхода такие средства опосредствования ка...