Здоровьесберегающая методика в преподавании иностранных языков
статья по теме

Сигал Татьяна Константиновна

Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Одной из основных проблем на уроках в школе является быстрая потеря или отсутствие внимания у некоторых школьников. Высокая эмоциональность, гиперактивность, низкая устойчивость внимания ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после 10-15 минут занятий. Чтобы удержать интерес детей к происходящему на уроке, надо сделать его прежде всего привлекательным для них. Как это можно сделать, вы узнаете, прочитав эту статью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_metodika_prepodavaniya_iya.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая методика преподавания ИЯ

        Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил.                                         Одной из основных проблем на уроках в школе является быстрая потеря или отсутствие внимания у некоторых школьников. Высокая эмоциональность, гиперактивность, низкая устойчивость внимания ведут к двигательному беспокойству и потере внимания уже после 10-15 минут занятий. Чтобы удержать интерес детей к происходящему на уроке, надо сделать его прежде всего привлекательным для них.

        Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведет к снижению интереса к знаниям.

        С появлением первых признаков утомления, когда снижается внимание, у некоторых детей начинается двигательная активность, они мешают одноклассникам, привлекая к себе их внимание, а другие, менее «активные» занимаются чем-нибудь посторонним на уроке. В это время необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность учащихся резко упадет или вообще исчезнет. Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является физкультпауза.

        Цель физкультпауз – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами физкультпауз или релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы и т.д.

Обычно провожу физкультпаузы в течение 3-5 минут при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

        В 5-х классах физкультпауза включает элементы зарядки. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово воздействует на чувство и сознание ребят. Например, всем известная песенка-зарядка (под музыкальное сопровождение):

        Hands up, hands down,

        Hands on hips. Sit down.

        Hands up. To the sides.

        Bend left, bend right.

        One, two, three, hop,

        One, two, three, stop!

        Stand still!

        Для развития способности развития координации рук и ног, других частей тела использую игры – пантомимы. Во время знакомства учащихся с английским алфавитом, можно предложить такую игру: ребята должны изобразить (нарисовать) в воздухе рукой ту или иную букву.

        Во время изучения темы «Аnimals», можно предложить ребятам изобразить то или иное животное движением, мимикой, голосом, жестами.

         После продолжительного зрительного напряжения можно сделать следующее упражнение: ребята смотрят на карандаш в своей руке (близкий объект), а затем переводят взгляд на ручку в руках учителя (дальний объект).

        Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения.

        После письменного задания, чтобы снять напряжение, можно использовать упражнение «Ring». В быстром темпе поочередно нужно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т.д. Затем в обратном порядке. Сначала это упражнение можно проделать каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно.

        Расслабить мышцы шеи поможет следующее упражнение: ребята поворачивают голову направо, затем в исходное положение. Снова поворот головы, но уже в другую сторону и т.д.

        Упражнение «Silence», т.е. «молчание» развивает умение учащихся слушать. Учащиеся закрывают глаза и прислушиваются к звукам на улице, в коридоре.

        Для развития концентрации внимания предлагаю упражнение «Овощ или фрукт?». Учитель произносит существительные, обозначающие либо овощи, либо фрукты, ребята поднимают руку, если назван овощ, и рука остается на парте, если назван фрукт. Эта игра помогает хорошо запомнить лексику по теме.

        Для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков использую песни, скороговорки, пословицы.

        Для управления высшими психическими функциями, укрепления силы воли, улучшения внимания, регулировки частоты сокращений сердца, нормализации дыхательного ритма использую элементы аутогенной тренировки: учащимся предлагается принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, предлагается слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера».

                                          Расслабление

        Тихим голосом учитель говорит: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me.

                                      Чувство тяжести

        Расслабление мышц воспринимается как чувство тяжести. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right arm is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet.

                                         

                                                Чувство тепла

        Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему: My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention.

                                   Заключительная часть

        Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным: I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.

      Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Норма: 4-7 видов за урок.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор методов на уроке, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  8. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  11.  Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  12.  Психологический климат на уроке.
  13.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.д.
  14.  Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учениками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%.
  15.  Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности.
  16.  Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание дом. Задания.

             - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать

               учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на

               дом,  попрощаться с учениками.

             - задержка учащихся в классе после звонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В статье рассматриваются новые подходы к изучению иностранного языка, возможность применения метода предметно - языкового интегрированного обучения CLIL (Content and Language Integrated Learning) в не...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании иностранного языка

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позици...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании иностранного языка

    Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок акти...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допороговом уровне Way...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...


 

Комментарии

ПОЛЯНСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Очень полезный материал учителя АЯ.Мой интерес вызван в особенности из-за игровых технологий, так как испытывала проблемы именно в посторении урока чтобы детям было интересно.А ваш материал-это недостающее звено.Нужно учитывать все аспекты, чтобы поддерживать интерес .И именно из-за неустойчивости внимания я стала применять игровые технологии.