Использование проектной методики в преподавании иностранного языка
методическая разработка на тему

Тихненко Галина Николаевна

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

                               

 «Использование проектной методики в преподавании иностранного языка»

 

Тихненко Галина Николаевна 

 

                                                           

                                                               09 апреля 2017 г.

г. Санкт – Петербург

Российская Федерация


Оглавление

Введение                                                                                                   стр. 3-4                         

1.  Глава 1: Проектная методика                                                         стр. 5-6

2. Глава 2: Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

2.1.  Проектная деятельность и ее значение                                           стр. 7-10

2.2.  Воспитательный аспект                                                                    стр. 11-13

2.3.  Образовательный аспект                                                                  стр. 14

2.4.  Проекты и здоровьесбережение                                                      стр. 15-16

2.5.  Классификация проектов                                                                 стр. 17-19  

2.6.  Основные этапы выполнения проектных заданий                        стр. 20-21

2.7.  Оценивание проектных работ                                                         стр. 22-26

3.  Заключение                                                                                         стр. 27-28

4. Список использованной литературы                                             стр. 29-30


Введение

       Школьное образование всегда играло ключевую роль в  развитии детей и формировании их мировоззрения.  Современное общество уже невозможно представить без использования информационных технологий. Обучающиеся в наше время могут легко найти ответ на любой интересующий их вопрос, получить дополнительную консультацию специалистов в любой отрасли знаний.  Ответ можно получить практически мгновенно с помощью корректно заданного вопроса и использования любой поисковой системы. Но для правильного и полноценного развития ребенка необходимо создать такие условия, при которых ребенок сможет реализовать свой внутренний потенциал, используя личные возможности и способности.  И школа может и должна создать благоприятные условия для всестороннего развития личности обучающихся.

       Информация, так же как и знания в различных областях науки, техники, образования очень быстро устаревает. Поэтому школьное образование  меняется с учетом требований нового времени,  и система школьного образования должна соответствовать современным требованиям, которые отражены в образовательных стандартах ФГОС.

       Изменилась, соответственно,  и роль учителя в образовательном процессе. Учитель перестает быть «передатчиком» суммы знаний, накопленных предшествующими поколениями. Роль учителя изменяется, его главной задачей становится направить ученика, помочь ему реализовать свои способности, развить свой творческий потенциал, проявить свои таланты. Использование проектной методики помогает учителю и в развитии творческого потенциала, и в реализации способностей обучающихся. Возможности данной методики практически безграничны. Работая с проектами и учитель, и ученик имеют возможность самосовершенствоваться, получать новые знания, самореализоваться как личность.

       В нашей школе методическое объединение учителей английского языка уже более пятнадцати лет использует проектные методики в преподавании. Моя методическая тема была: «Проекты и здоровьесбережение», так как проектная деятельность на уроках является одной из составляющих здоровьесберегающих технологий. В 2007 году на базе нашей школы проходил кустовой, а затем и районный семинар по проблемам  здоровьесбережения. Семинар был высоко оценен районными методистами, и учителей нашей школы пригласили выступить на ярмарке педмастерства в АППО в 2008 году и поделиться опытом работы.  Наша работа получила высокую оценку,  всем учителям, выступившим на мероприятии, были вручены «Благодарственные письма». Нам было предложено продолжить работу по внедрению передового опыта.

       Поэтому тема «Использование проектной методики в преподавании иностранного языка» не является для меня новой, но все еще остается очень интересной. Так как все в нашей жизни очень быстро меняется, а нам хочется идти в ногу со временем, используются  все возможности для того, чтобы проектная деятельность соответствовала уровню развития современных школьников, помогала им в обучении и раскрытии талантов и способностей.


1.  Глава 1: Проектная методика

       Метод проектов возник в 20-ые годы прошлого века в США. Его основоположниками являются Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрик. Проектный метод активно развивался в США, Германии, Великобритании, Италии, он привлек внимание и русских педагогов.

       «Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию знаний для активного включения в освоение новых способов деятельности» (Глухов С.В.)

       Обучение в наше время становится личностно – ориентированным. И одним из важнейших направлений личностно – ориентированного обучения является проектная деятельность обучающихся.  

       Приобретенные знания подвергаются ежегодным изменениям. Именно поэтому на современном этапе становится особенно важно научить учиться, приобретать новые знания, совершенствовать уже приобретенные навыки и умения. Цель обучения на современном этапе – научить учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, ставить перед собой реальные цели, находить методы и способы их решения. Необходимо объяснять учащимся то, что приобретенные знания в реальной жизни важны, но ещё более важно осознавать, что учиться придется всю сознательную жизнь. Нужно научиться работать с информацией, выделяя главное и второстепенное, находить ответы на поставленные вопросы и уметь правильно задавать вопросы по интересующей теме. Проектная деятельность, как никакая другая, помогает достичь цели обучения, так как она основана на системно - деятельностном подходе, т.е. реализуется в деятельности учащихся. При применении проектной методики развиваются и совершенствуются не только все виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование), но и все универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные), так как проект является заданием, сформулированным в виде проблемы, требующей решения.  Для решения проблемы требуется целенаправленная деятельность учащихся. Следовательно, очень важным является целеполагание. Учащиеся сами ставят перед собой посильные цели по овладению знаниями и умениями в соответствии с личными возможностями, способностями и желаниями. Учитель может и должен мотивировать учащихся на достижение лучших результатов, преодолении лени, стремлению раз за разом все более и более усложнять для себя задания, не останавливаться на достигнутых достижениях.

       При применении проектной методики учитель выступает в роли руководителя, направляющего работу учащихся, он дает советы в области организации деятельности, отвечает на вопросы, возникающие в процессе выполнения работы, проводит консультации и др.


2. Глава 2: Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

2.1.  Проектная деятельность и ее значение

       Основной целью использования проектной методики в преподавании иностранного языка является  эффективное овладение иноязычной коммуникативной компетенцией.

       В понятие иноязычной языковой компетенции входят:

  • учебно  – познавательная компетенция  - совершенствование учебной деятельности  в сфере овладения иностранным языком;
  • языковая  компетенция – овладение  лексикой по теме для оформления речевых умений;
  • социокультурная компетенция – формирование представлений о специфике иноязычной культуры;
  • речевая компетенция – создание возможности для проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании);
  • компенсаторная компетенция – умение найти выход из трудных положений, обусловленных дефицитом языковых средств;

       При работе над проектами так же формируется информационная компетенция. Учащиеся имеют возможность научиться самостоятельно находить нужную, интересующую информацию по различным отраслям знаний, работать со справочной литературой, интернет – ресурсами. При этом учитель должен помочь учащимся с выбором проверенных источников и сайтов, где не содержится вредоносная информация, способная нанести вред жизни или здоровью детей.

       Проектный метод прочно вошел в жизнь в соответствии с требованиями времени. Он является ответом системы образования на социальный заказ государства и общества. Проектная методика строит процесс обучения на активной основе, через вовлечение учащихся в практическую деятельность. Проектная методика ориентирована на личный интерес учащихся и практическую востребованность полученных знаний в будущем. Е.С. Полат отмечает: «Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». При использовании проектной методики в преподавании иностранного языка ученик приобретает знания в процессе самостоятельного планирования и выполнения различных, постепенно усложняющихся заданий.

       Проектная методика универсальна, так как метод проектов совместим с любым УМК. Так же, проекты могут выполняться при любом уровне владения языком, начиная с начального уровня усвоения знаний. Проекты служат для выполнения различных целей и задач. Они могут выполняться как индивидуально, так и в парах или группах. У обучающихся должна быть возможность самостоятельно выбрать свой стиль и метод проведения работы. Дети с очень низким уровнем социализации могут иметь возможность выполнять проектную работу индивидуально, даже если проектное задание предусматривает работу в команде. Таких детей вводят в участие в групповых работах постепенно, поэтапно, помогая их дальнейшей социализации.

       Вначале проектная методика привлекает учащихся своей новизной. Детям нравится, что материал может быть представлен различными способами, т.е. существует возможность проявить себя в разнообразной деятельности. Таким образом, на начальном этапе введения проектной деятельности преобладает внешняя мотивация. Приобретая опыт и знакомясь с алгоритмом выполнения проектов, ученик активно вовлекается в метод проведения исследовательской работы. Работа над проектом становится основанной на внутренней мотивации, т.е. удовлетворяет запросам обучающихся  в получении интересующих их и полезных в будущем знаниях. Значимость проектной деятельности трудно переоценить. Основные аспекты проектной деятельности приведены в таблице 1.

          Таблица 1. Основные аспекты проектной деятельности

Проекты

Общие положения

Воспитательный аспект

Образовательный аспект

Здоровьесбережение

Оценивание

1. Подходят для любого УМК;

2. Применяются при любом уровне владения языком;

3. Выполняются в группах, парах, индивидуально;

4. Служат для выполнения различных целей и задач (многообразие видов работы);

1. Развитие индивидуальных способностей учащихся;;

2. Повышение самооценки;

3. Развитие способностей работы в коллективе (группы, пары);

4. Развитие интереса учащихся к процессу обучения (различные темы, типы, виды проектов);

5. Рост повышения мотивации в сфере повышения качества знаний, умений и навыков;

6. Развитие и совершенствование всех УУД  (универсальных учебных действий);

1. Развитие творческих способностей;

2. Развитие умения учиться;

3. Развитие умения обучать;

4. Развитие творческих способностей, креативного мышления, мыслительной активности;

5. Развитие логических способностей;

6. Развитие способностей аргументировать, высказывать свое мнение, делать выводы из изложенного;

7. Интеграция:

Получение дополнительных знаний по другим предметам (экология, география, информатика, страноведение, культурология и др.);

9. Дифференцированный подход к процессу обучения;

10. Совершенствование навыков аудирования, чтения, письма, говорения);

11. Применение ТСО и информационных технологий в процессе обучения);

12. Выход на продуктивный уровень владения языком);

1. Работа идет без напряжения;

2. Сильные ученики поддерживают слабых;

3. Возможность показать свои способности (организаторские, знания  по другим предметам, например, рисование, география, страноведение) и повысить свою самооценку;

5. Социальное здоровье (адаптация в коллективе, работа в коллективе);

6. Возможность проявить фантазию;

7. Двигательная активность;

8. Самостоятельное создание тестовых заданий уменьшает страх перед проверочными и контрольными работами;

9. Проверка качества знаний скрытая, т.е. нет страха перед ответом, нет сильного нервного напряжения во время ответа;

10. Возможность улучшить знания по предмету и в других областях знаний без сильных эмоциональных затрат;

1. Проверка знаний полная по всем видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование)

2. Оценивается работа в группе учащимися;

3. Есть дополнительная оценка за оформление проекта;

4. Есть возможность оценить свои знания и знания одноклассников самостоятельно, повысить самооценку, получить стимул к дальнейшему совершенствованию

Рассмотрим приведенное в таблице более подробно в разделах 2.2, 2.3, 2.4.


2.2.  Воспитательный аспект

       Использование проектной методики на уроках иностранного языка помогает учителю развивать индивидуальные способности учащихся, так как дает возможность ученику проявить свои скрытые таланты в полном объеме, а учителю – увидеть, в какой области знаний или умений  учащийся может достичь наилучших результатов и, таким образом, помочь ученику в развитии личных способностей. Далеко не каждый ученик на начальном этапе обучения сразу проявляет способности в области иностранного языка. Это вызывает неуверенность в своих силах и возможностях, подавленность, нежелание продолжать обучение, понижение интереса к предмету. Но, при этом, у некоторых учеников проявляются способности к рисованию, оформительской деятельности. Другие лучше остальных умеют пользоваться компьютером, искать необходимую информацию, структурировать, делать правильные выводы. Поощрение от учителя и одобрение от одноклассников помогают такому ученику повысить свою самооценку. Следовательно, поощрение мотивирует  ученика развивать свои способности, учиться новому, в том числе и иностранному языку.

       Так как большинство проектов выполняется в парах или группах, можно с уверенностью сказать, что использование проектной методики развивает коммуникативные универсальные учебные действия. Проекты помогают развитию способности работать в коллективе сменного состава, а данные способности помогут учащемуся не только в изучении предмета, но и в будущей жизни, так как способствуют социализации учащихся. Конечно, учитель должен уделять особое внимание вопросу деления на группы. Для получения наилучшего результата необходимо, чтобы  у детей была полная уверенность, что группа возникла случайным образом, а не создана учителем в приказном порядке. Поэтому учитель должен заранее проработать вопрос создания групп. В каждой группе должен быть ученик или ученики, владеющие знаниями иностранного языка на достаточном для работы уровне. В группе должен быть учащийся с лидерскими качествами, способный взять на себя организацию совместной работы. И, конечно, было бы хорошо учитывать межличностные отношения учащихся.  Так как очень сложно, хотя и возможно, организовать работу учащихся, которые относятся друг к другу слишком негативно.  В такие группы обязательно должны войти дети, способные сгладить конфликт, а учитель, в свою очередь, должен уделять работе такой «конфликтной группы» особое внимание, применяя технологию сотрудничества в полном объеме и объясняя детям, что когда они станут старше и выйдут на работу, придется плодотворно сотрудничать с разными людьми. Совместная работа над проблемой, сглаживание конфликтных ситуаций помогают сдружить учеников.

       Деление на группы может проходить с помощью разрезанных на части картинок. Картинка разрезается на необходимое количество частей. Части раздаются учащимся, и они ищут партнеров по работе, соединяя части картинки в единое целое. При этом учитель знает состав группы заранее, он раздает части картинок в соответствии с тем, как группа была спланирована. Аналогичным способом раздаются карточки разных цветов, создавая синие, красные, зеленые и др. группы. Можно просто составить группу, называя номера из списка учащихся в классном журнале. Учитель должен подготовить список номеров так же на этапе подготовки к делению на группы, но у детей должно создаваться впечатление, что цифры названы в случайной последовательности.  В группах, созданных таким методом, работа идет более слаженно и плодотворно, так как дети не чувствуют принуждения к действию, присутствует элемент случайного выбора.  Такая совместная работа в группах помогает учителю воспитывать у учеников навыки коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи.

       Каждая группа будет пытаться сделать работу лучше, чем остальные. Учащимся хочется проявить себя и свои способности, знания и умения в полной мере. Учителю  необходимо сдерживать дух соперничества в необходимых рамках, поощряя при этом желание достичь наилучших результатов в работе. При этом нужно научить детей оценивать работу одноклассников таким образом, чтобы научиться видеть не столько отрицательное, сколько положительное в работе другой группы. Значит, у детей должна быть мотивация слушать учащихся других групп, устно защищающих свою работу. Этих результатов можно достичь, давая определенные задания группам. Например, кроме устного высказывания (защиты проекта) группа отвечающих составляет вопросы, которые задает слушателям.  Составление вопросов учитывается при выставлении итоговой оценки отвечающих. Так же, ответы на данные вопросы повышают оценку слушателей. Так же ученики, слушающие ответ своих одноклассников, могут выступить в качестве учителя, заполняя в своей группе карточку отвечающих. При этом они совещаются с другими членами своей группы, осознанно принимают решение, учатся с уважением относиться к одноклассникам, к их работе.


 2.3.  Образовательный аспект

       Использование проектной методики в преподавании помогает развивать творческие способности учащихся, способствует развитию креативного мышления,  формированию мыслительной активности. Работа над проектом развивает и совершенствует все виды универсальных учебных действий (УУД). При выполнении проектного задания активизируются логические способности учащихся, способности составлять грамотное, аргументированное высказывание на заданную тему. Учащиеся учатся высказывать свое личное мнение, отстаивать свои убеждения, делать выводы из прочитанного / услышанного / увиденного.

       Использование проектной методики дает возможность учителю применять интегрированный подход к процессу обучения, меняя задания учащимся, исходя из их уровня владения языковыми навыками.

       Проектная деятельность дает возможность учащимся получать дополнительные знания не только по иностранному языку, но и по другим предметам, таким как география, информатика, страноведение, культурология и др.

       С помощью проектов совершенствуются навыки во всех видах речевой деятельности (аудирование, письмо, чтение, говорение). Совершенствуется техника перевода. Использование проектной методики позволяет учащимся выйти на продуктивный уровень владения языком.


2.4.   Проекты и здоровьесбережение

       Ни для кого не секрет, что здоровье современного школьника зависит от того, в каких условиях он учится.  В нашей школе большое внимание уделялось и уделяется проблемам использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Проектная деятельность, как никакая другая, помогает учащимся в сохранении здоровья.

       Во-первых, работа над проектом идет без напряжения. Учащийся самостоятельно задает ритм выполнения заданий. Существует возможность получить поддержку более слабым ученикам у более сильных. Последние оказывают ее с удовольствием, так как в конечном итоге, их оценка напрямую зависит от качества работы всех участников группы. И помощь друг другу оценивается получением дополнительного балла. К тому же обучая других, ученик закрепляет и улучшает собственные знания. Осознание этого приходит не сразу, а постепенно. Но практически все учащиеся – помощники оценили тот факт, что помогая другим, они стали учиться лучше сами.

       Во-вторых, проектная деятельность позволяет ученику с недостаточным уровнем знаний по предмету иностранный язык, показать свои способности в других областях (организаторские способности, знания по другим предметам, рисование, поиск информации). Таким образом, самооценка данных учеников повышается. Другие учащиеся класса начинают с уважением относиться к своим одноклассникам.

       В-третьих, применение метода проектов помогает сохранить социальное здоровье ученика. Оно дает возможность адаптироваться в коллективе, иметь друзей и единомышленников.

       Так же при проведении проектных заданий дети могут фантазировать, например, создавая дом соей мечты или школу будущего. Они общаются друг с другом, могут перемещаться по классу, таким образом, имеют возможность двигаться, а не сидеть на месте. Двигательная активность позволяет расслабиться, не сидеть в неудобной позе.

       Некоторые проектные задания предусматривают создание тестовых заданий для одноклассников по заданной лексической или грамматической теме. Дети начинают осознавать, каким путем создаются тесты, какие умения и навыки в них обычно проверяются. Таким образом, снижается страх при проведении контрольных и проверочных работ.

       И, самое главное, что проверка качества знаний по предмету является скрытой. Часто учащийся даже не осознает, что учитель делает выводы о том, какой материал ученик или ученики усвоили недостаточно хорошо, что нужно повторить, каким вопросам уделить особое внимание.

       Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что проектная деятельность помогает учащемуся сохранить свое здоровье.


2.5 Классификация проектов

       Классификация, предложенная Е.С. Полат, является наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике. Данная классификация может быть применена к проектам, используемым не только в преподавании иностранного языка, но и  в преподавании любой другой учебной дисциплины. Полат Е.С. проводит классификацию по следующим типологическим признакам:

  • по доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательский,

творческий,

ролево-игровой,

информационный,

практико-ориентированный и т.п.;

  • по предметно-содержательной области:

моно проект (в рамках одной области знания);

межпредметный проект;

  • по характеру координации проекта:

с открытой, явной координацией (непосредственный);

со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

  • по характеру контактов:

внутренний, или региональный: среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира;

международный;

  • по количеству участников проекта:

индивидуальные,

парные,

групповые;

  • по продолжительности проекта:

краткосрочный (1-3 занятия)

средней продолжительности (четверть, триместр)

долгосрочный (полугодие, год)

       В своей практике работы в средней и старшей школе наиболее часто мы выполняем исследовательские и творческие проекты. Это могут быть как моно, так и межпредметные проекты. По характеру контактов все наши проекты являются внутренними. Чаще всего ведется работа  над краткосрочными  и долгосрочными проектами. Лишь  иногда мы работаем и над созданием проектов средней продолжительности.  Индивидуальные и групповые проекты выполняются намного чаще, чем парные. Если у нас предусмотрено проведение не индивидуального проекта, то право решать,  как работать в парах или в группах,  мы оставляем за учениками.

       Работа над проектами начинается с начальной школы, со второго класса. Конечно, эти проекты небольшого объема. Например, проект «Мое любимое животное» состоит всего из 4-5 предложений. Но дети с самого начального этапа обучения привыкают к творческим заданиям, им нравится их выполнять, они с удовольствием делятся информацией с одноклассниками. Имеется простор для фантазии. Например, проект «Что бы ты съел на обед, если бы был великаном или очень любил покушать».  Проекты в начальной школе должны быть построены  так, чтобы детям было весело их выполнять. Это повышает как мотивацию к изучению предмета,  так и повышение стремления к самовыражению, проявлению своих личностных качеств.

       В начальной школе детям очень нравится что-то придумывать, фантазировать. Ученики очень переживают, когда тема, обозначенная в задании, не соответствует тому, что они реально могут рассказать о себе.  Например, тема проекта «Мой питомец». А у ребенка в доме нет домашних животных. Тогда можно предложить придумать, что у тебя есть любимец и  описать его.

       


2.6.  Основные этапы выполнения проектных заданий

       Работа над проектом осуществляется в несколько этапов. Обычно она выходит за рамки учебной деятельности на уроке.

       Работа над проектом схематично представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы работы над проектом


       Выбор темы. При выборе темы проекта учитель ориентируется на потребности учащихся, их интересы, возможности и на практическую значимость проекта. Во время этапов поиска информации, его систематизации и разработки темы учитель проводит дополнительные консультации, помогая учащимся правильно строить работу над проектом. Обсуждение проходит в классе при непосредственном участии учителя. Учитель отвечает на вопросы учеников,  помогает им структурировать информацию, направляет работу в нужное русло. Оформление проекта может проводиться как дома, так и в классе во время урока или во время консультаций. Если проект небольшой по объему, обсуждение, оформление и подготовку к защите проекта можно объединить в один этап. Защита проекта проводится в классе во время урока.

       Проект может быть представлен в самых разных формах: в виде статьи, постера, альбома, плаката, презентации Power Point, видеоклипа, доклада, реферата и др.  Защита проекта – публичное выступление с устным высказыванием по теме проектной работы и ответы на поставленные вопросы.

       Главный результат проектной деятельности – актуализация имеющихся знаний, приобретение новых знаний, умений и навыков, их творческое применение, т.е. практический выход на продуктивный уровень знаний.


2.7. Оценивание проектных работ

       Особое внимание следует уделить вопросу оценивания проектной работы. Учитель должен прорабатывать вопрос оценивания каждого проекта. То есть  должны быть проработаны критерии оценивания каждого отдельно взятого проекта. Наилучшим образом это можно сделать с помощью индивидуальных оценочных карточек. В таблице 2 приведен один из примеров оценочной карточки.

За каждый этап деятельности ( пункт 1-4) можно получить от 0 до 3 баллов. Это означает:

  • «0» - не принимал участие
  • «1» - участие в работе минимальное
  • «2» - участвовал в работе активно
  • «3» - участвовал в работе очень активно

Пункты 5-6 не оцениваются другими участниками группы, а только самим учеником и учителем, так как они являются не обязательными, а дополнительными.

       Защита проекта (устное высказывание) так же оценивается в баллах от 0 до 3 таким образом:

  • «0» - высказывание не подготовлено
  • «1» - высказывание подготовлено плохо
  • «2» - высказывание подготовлено хорошо
  • «3» - высказывание подготовлено отлично

       Учащиеся, работающие в группе с отвечающим  учеником,  оценивают при этом только общее впечатление от ответа. А учитель при этом учитывает правильность и логичность построения ответа, использование лексических единиц, грамматическую правильность ответа. Баллы, выставленные самим учеником, членами его группы и учителем суммируются. Вычисляется средний балл. Исходя из таблицы соответствия полученных баллов и оценки, выставляется оценка отвечающему.

       Данные таблицы оценивания очень легко нарисовать от руки в тетради, их можно заранее напечатать и раздать ученикам. Так как подсчеты не сложные, ученик практически сразу получает свою оценку. К тому же, он может сравнить самооценку и результат оценивания его участниками группы и учителем. Когда проектная деятельность в классе только начинает вводиться, дети ставят количество баллов  не исходя из ответов учащихся, а обращают внимание на личность отвечающего, исходя из принципа: «Нравится или не нравится данный человек». Поэтому или занижают или завышают ему количество баллов. На начальном этапе введения таблицы оценивания, оценка ставится только исходя из баллов, выставленных учителем. Дети же достаточно быстро понимают принцип выставления оценок, учатся объективно выставлять количество баллов за ответ, приучаются к ответственному отношению к работе и уважительному отношению к одноклассникам, следовательно, становятся более самостоятельными, ответственными за свои поступки.

       Проектная деятельность позволяет не только оценить свои знания самостоятельно, но и увидеть, совпадает ли твоя самооценка с оцениванием твоих умений одноклассниками и учителем.  Во время защиты проекта ученики поддерживают друг друга, помогают, учатся сопереживать. Эти качества должны быть полезными в будущей жизни. Видя, как ему сопереживают, ученик так же повышает свою самооценку, осознает себя членом коллектива единомышленников и начинает стремиться улучшить свои знания по предмету иностранный язык и в других предметных областях знаний с целью добиться лучших результатов и признания своих заслуг.

       Таблица 2. Оценочная карточка учащегося

Ученик ________________ класс_____

Группа № 3

самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Проект: «Great Britain»

17/03/17

1. Составление плана работы

1

1

1

2. Сбор информации

3

3

3

3. Написание текста работы

2

1

1

4. Оформление работы

3

3

3

5. Ответы на вопросы группы № 1

1

-

1

6. Ответы на вопросы группы № 2

0

-

0

7. Защита проекта (устное высказывание)

3

3

3

13

11

12

                                Средний балл:  12              Оценка: 4

 

Таблица 3. Критерии оценивания проекта

Баллы

Оценка

21- 19

«5»

18-16

«4»

15-10

«3»

≥ 9

«2»

       При разработке таблицы перевода баллов в оценку учитель должен учитывать наличие или отсутствие дополнительных вопросов, а так же знать максимально и минимально возможное  количество  полученных за проект баллов.

       Оценка за оформление должна быть обязательно. Она призвана помочь слабым ученикам, но способным проявить свои таланты в оформлении, почувствовать свою значимость, всем остальным участникам проектной деятельности эта оценка так же дает возможность проявить свои таланты. В оформлении проекта учитывается аккуратность, использование иллюстративного материала и др. А вот качество самостоятельно сделанных учеником рисунков, если они не достаточно хорошо выполнены, не снижает оценку. Не все же одинаково хорошо умеют рисовать, да и окружающий нас мир каждый видит по-своему. Главное, то, что ребенок старался выполнить иллюстрации.

       Оценивая проектную работу, учитель должен учитывать такие параметры, как:

  • Соответствие теме проекта
  • Полнота представления материала
  • Логичное представление материала
  • Оригинальность

На этапе защиты (представления) материала учитель учитывает следующие параметры:

  • Фонетическая правильность речи
  • Грамматическая правильность речи
  • Лексическая правильность речи
  • Уровень владения материалом
  • Представление материала

       Оценивание индивидуальных проектов проходит с учетом параметров, указанных в таблице 4.

Таблица 4. Критерии оценивания индивидуальных проектов

Ученик _________класс____

Оценка

Проект: «Моя комната»

самооценка

оценка учителя

Оформление проекта

5

5

Содержание проекта

4

4

Защита проекта

4

3

Средний балл

4

4

Оценка за выполнение работы

4

       

       В начальной школе, когда проектные работы только начинают вводиться в процесс обучения, учитывается мнение одноклассников только об оценке за оформление. Затем, в процессе обучения детям уже предлагается выразить свое мнение о содержании и устном высказывании. Т.е. учащиеся постепенно настраиваются на то, что им необходимо будет высказаться о том, что понравилось в выступлении их одноклассника. В начальной школе обязательно делаем акцент на выделении только того, что понравилось, не заостряя внимание на отрицательных моментах. Таким образом, учитель получает возможность с самого начала обучения создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи на уроке, воспитать терпимость и уважительное отношение друг к другу. Ученики с помощью учителя  учатся оценивать себя и работу своих одноклассников.

       Так же в начальной школе очень важным для ребенка фактором мотивации к обучению, достижению лучших результатов в изучении иностранного языка является устная похвала учителя.


3.  Заключение

       Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Значит, каждый учащийся должен быть обучен проектной деятельности. Проектная деятельность является средством реализации ФГОС. Согласно образовательному стандарту, основным подходом в образовании является системно – деятельностный подход.  Реализации системно – деятельностного подхода на практике способствует использование проектной методики. Так как проектная деятельность помогает формировать все универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные, прописанные в образовательном стандарте.

       В процессе выполнения проектной работы учащиеся учатся:

  • планировать, определять цель, ставить задачи, концентрироваться на выполнении поставленных целей и задач;
  • собирать и обрабатывать информацию;
  • анализировать, делать выводы;
  • составлять устный и письменный отчет о проделанной работе;
  • самостоятельно работать в соответствии с установленным планом и графиком работы;

       Проектная деятельность повышает мотивацию к изучению предмета, способствует развитию творческих способностей, формирует чувство ответственности, помогает развить коммуникативные способности учащихся.

       Проектная деятельность на уроках иностранного языка помогает развить и совершенствовать все виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение, особенно навыки монологической речи). Работа над проектами увеличивает лексический запас знаний.

       С помощью применения проектной методики в классе создаются условия для отношения сотрудничества между учащимися. Формируется чувство ответственности за свою работу.

       Используя проектную методику на уроках, учитель дает возможность учащимся проявить все свои лучшие качества, научиться адекватно оценивать свою и чужую работу.

       Ученики нашей школы под руководством меня и моей коллеги, Лапо Е.Е., трижды принимали участие в городском конкурсе проектно – исследовательских работ старшеклассников «Поликультурный мир». Один раз становились призерами данного конкурса, два раза – победителями. Работа над данными  долгосрочными проектами велась не во время уроков, а во внеурочное время. Но работа над проектом была настолько интересной и продуктивной для учащихся, что они находили время, силы и возможности готовиться к конкурсу. В работе принимали участие ученики двух разных классов, контакты между которыми были минимальны. По окончании совместной работы дети подружились, продолжили взаимное сотрудничество. Данный пример показывает, насколько важно использовать проектную методику не только для получения новых знаний и повышения мотивации к предмету, но и для социализации детей в обществе, обучению их общаться друг с другом.

       Использование проектной методики помогает сохранять здоровье учащихся, помогает решать практические задачи, формирует позитивное отношение к учебе, работе, окружающим людям. Метод проектов учит детей сотрудничать, самостоятельно работать, правильно оценивать свою работу.


4. Список использованной литературы

1. Бычков А. В.  Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 47 с.;

2. Чупаха. И.В., Пужаев Е.З., Соколова И.Ю..  Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном  процессе. / И.В.Чупаха, Е.З. Пужаев, И.Ю.Соколова. – М.: Илекса, Народное образование, Сервис-школа, 2003. – 400с.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.; - (Педагогика нового времени)

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

8. Дусавицкий А.К.,.Кондратюк Е.М, Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.. Урок в развивающем обучении. – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008.

9.  Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.

10. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).

11. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

12. Соловьева, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.

13. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.

14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 2-е изд. – М. : АСТ: Астрель, 2010

15. Колесникова И.Л. Англо – русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008

16. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно – методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2005

17. Практическая реализация ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности по иностранным языкам. Выпуск 2, Информационно – методический центр Приморского района, 2017

18. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/12/09/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допороговом уровне Way...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

О преимуществах применения проектной методики как педагогической технологии в развитии современной дидактики...