Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.
статья по английскому языку по теме

Орлова Елена Дмитриевна

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходит от традиционного подхода к обучению как системе усвоения определенной суммы знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_statya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Елена Дмитриевна,

учитель английского языка

БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа № 44»

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходит от традиционного подхода к обучению как системе усвоения определенной суммы знаний.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства. Главной целью образования сегодня становится не передача знаний, а развитие личности ученика. Новый ФГОС требует использование системно-деятельного подхода и увеличение доли самостоятельной работы обучающихся.

           Использование метода проекта позволяет развивать познавательные умения, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Считаю, что проектная деятельность предусматривает решение целого ряда проблем и позволяет показать практическое применение полученных знаний. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться практически по любой теме, на любой ступени образовательного процесса. Уже в начальной школе дети вовлекаются в   разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам предлагаются проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и желание работать над другими проектами. Каждый проект – вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, составляет план своей работы, наполняет проект содержанием и представляет результат своей работы, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий. Развитие личности  в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных

учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Согласно ФГОС в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяются четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Покажу на примере, как использование проектной деятельности при обучении английскому языку способствует формированию УУД. Проект «My School» («Моя школа») Английский язык, 3 класс, автор учебника С.И. Азарова, УМК «Милли/ Millie».

 Работе над проектом отвожу определённый промежуток времени на каждом уроке (количество уроков, необходимых для подготовки проекта, определяется в зависимости от темы и индивидуальных особенностей учащихся), но обычно это шесть уроков, входящих в раздел. В ходе работы над проектом выделяю следующие этапы:

1.Мотивационный или этап погружения в проект.

         Обычно этот этап проходит на первом уроке, когда мы начинаем изучать раздел «Cool school». На данном этапе учащиеся знакомятся с сутью проектной деятельности, принимают активное участие в беседе, отвечая на вопросы учителя: Что такое школа для вас? Любите ли вы свою школу? В какую школу вы бы хотели ходить? и т. д. Ребятам предлагается представить свои проекты по окончанию раздела на тему «My school» или «My dream school». Педагог координирует деятельность учащихся по постановке цели проекта. Таким образом, на первом этапе мы развиваем следующие УУД:

Личностные: мотивация к познанию, учебе; пониманию значимости школы в нашей жизни.

Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Регулятивные: умение ставить цель.

2.Организация деятельности.

        Этот этап также проходит на первом уроке. Обучающиеся делятся на две группы, выбирают проект по душе, каждый ребенок определяет свое место в группе, то, за какое направление он будет отвечать, Под руководством педагога определяют последовательность своих действий, отвечая на вопрос: Что нам нужно сделать, чтобы рассказать о своей  школе? На этом этапе формируются следующие УУД:

Личностные: умение выбрать тему, самоопределение.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение взаимодействовать в группе.

3.Осуществление деятельности.

        Этап осуществления деятельности происходит на всех последующих уроках раздела, где обучающиеся знакомятся с новой лексикой, грамматическими структурами, читают тексты, наблюдают, учатся строить устные высказывания и задавать вопросы по теме. В это время происходит отбор необходимой информации. Какую информацию мне надо использовать, чтобы… Что из прочитанного, услышанного я использую для.… Какие слова и выражения я

использую для… Почему я пишу, говорю это слово, предложение? На данном этапе ребята консультируются с педагогом, начинают оформлять свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки и фломастеры и т.д. Данный этап помогает развивать следующие УУД:

Личностные: развитие мотивации – Я хочу и буду знать, потому что…

Регулятивные: умение корректировать свои действия для достижения цели.

Познавательные: умение находить, сопоставлять и отбирать необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками.

Коммуникативные: умение слушать учителя, одноклассников, организовать учебное взаимодействие.

4.Презентация (защита проектов).

        Как правило, этот этап проходит на последнем уроке темы. Польза для обучающихся очевидна. При презентации проекта ребенок использует не только уже выученное, но и то,  что он узнал дополнительно в связи с поставленной задачей. Пытается донести свою позицию по данной теме, строит самостоятельное монологическое высказывание, задает вопросы другой группе. В результате, на этом этапе формируются такие УУД как:

Личностные: уверенность в себе, демонстрация личностной позиции, мотивация к учению.

Коммуникативные: умение взаимодействия в группе, умение доносить свою точку зрения и слушать и понимать других, принимать коллективные решения (как презентовать проект, очередность выступлений в группе), выступать перед аудиторией.

Познавательные: умение представить свою информацию в оформленном виде.

Регулятивные: умение мобилизовать себя, эмоционально настроиться.

5.Подведение итогов.

        На данном этапе обучающиеся дают оценку и взаимооценку коллективной работы, совместно с учителем пытаются соотнести что должно было быть и что получилось (Правильно ли… Вот так хорошо, правильно… Как исправить?). Формируются такие УУД как:

Регулятивные: умение сличать результат с целью, обнаруживать отклонения, корректировать и оценивать.

Коммуникативные: умение понимать другую точку зрения, толерантное отношение к собеседникам.

        Используя в своей работе проектную методику,  прихожу к выводу об её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемых. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность всем обучающимся реализовать себя. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. Практика показывает, что в результате такой работы постепенно возрастает  интерес к  предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку. Проектная методика  основывается  на личностно-деятельностном  подходе,  который  означает  переориентацию  всего учебного процесса  на постановку и решение самими школьниками  познавательно - коммуникативных  и  исследовательских  задач.  

Список литературы.

  1. Азарова С. И. «Millie» Учебник по английскому языку для общеобразовательных учреждений для 3 класса. Обнинск, Титул, 2008.
  2. Азарова С. И. Книга для учителя к учебнику «Millie» для 3 класса. Обнинск, Титул, 2007.
  3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. № 2, 2000.
  6. Соколова Л.Л. Программа курса английского языка «Millie» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Титул. 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования./ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
  8. www.standart.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...

Применение игровых методик на уроках иностранного языка в начальной школе

Применение игровых методик на уроках иностранного языкав начальной школеДеятельность учеников постепенно становится учебной, поэтому педагогу важно знать эффективные игровые методики с целью успешной ...

статья: "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

Статья раскрывает особенности эффективности использования методов проектов на уроках иностранного языка. На основе своего личного опыта работы хочется выделить метод проектов, как один из ведущих мет...