«Организация исследовательской и проектной деятельности во внеурочном пространстве школы с целью развития универсальных учебных действий обучающихся»
методическая разработка по биологии

образовательная практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_praktika.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  практика

«Организация исследовательской и проектной деятельности во внеурочном пространстве школы с целью развития универсальных учебных действий обучающихся»

Автор: Мишичкина Ирина Романовна, учитель биологии МОБУ «СОШ №16» г.Минусинска.

Ключевые слова образовательной практики

универсальные учебные действия (далее УУД), внеурочная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Описание практики в целом, ответы на вопросы относительно различных ее аспектов

В соответствии с ФГОС одним из путей формирования УУД в основной и старшей школе является включение обучающихся в урочные и внеурочные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности. Настоящая практика представляет    педагогический опыт учителя-предметника по организации и содержанию внеурочной работы с обучающимися через включение их в исследовательскую  и проектную деятельность. Система работы состоит из следующих компонентов: реализация программы внеурочной деятельности в 5-6 классах «Основы исследовательской деятельности»; тьюторское сопровождение  дистанционного обучения школьников в Красноярском краевом центре «Юннаты» по программам «Юные натуралисты» и «Экопатруль»; участие обучающихся в интенсивных и проектных школах, формирующих проектно-исследовательские компетентности  школьников, научно-практических конференциях и конкурсах. Данная система позволяет создать условия для приобретения учащимся опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы работы, способствующей воспитанию самостоятельности, ответственности,  инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.  В ходе планирования и выполнения учебных исследований и проектов учащиеся осваивают умение оперировать гипотезами как инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне, обучающиеся овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства; принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; планировать и выполнять учебное исследование, используя различные источники информации, оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме. Им предоставляется возможность развить способность к поиску нестандартных решений, разработке нескольких вариантов решений проблемы, выбору и осуществлению ее наиболее приемлемого решения.

Целевой раздел практики

Проблема:низкий уровень сформированности у учащихся основной и старшей школы УУД, связанных с учебно-исследовательской и проектной деятельностью.

Цель: создание условий для  развития у обучающихся основной и старшей школы УУД через включение их во внеурочную исследовательскую и проектную деятельности

Задачи:

- мотивировать школьников к проектной и исследовательской деятельности;

- через реализацию программ внеурочной деятельности формировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыки разработки, реализации и презентации результатов исследования;

- расширить образовательное пространство, формирующее проектно-исследовательские компетентности  школьников,  за счет сетевого взаимодействия с другими организации;

- обеспечить сопровождение групповой и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся;

-  обеспечить учащимся возможности представления результатов своей работы на научно-практических конференциях различного уровня.

Основная идея практики

Создание условий для  формирования у школьников проектно-исследовательских компетенций,  сопровождение проектной и исследовательской деятельности высоко мотивированных учащихся,  организация их участия в конкурсных мероприятиях регионального и всероссийского уровней.

Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализации практики

С целью пропаганды научных знаний и творческих достижений учащихся активно используются СМИ, школьный сайт, социальные сети. На уровне образовательного учреждения ежегодно проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания участников образовательных отношений  к проектным и исследовательским способам деятельности: мастер-классы, школьные научно-практические конференции, вручение грамот и сертификатов на общешкольных линейках, выступления на родительских собраниях и т. д. Кроме того, мотивация школьников к проектной и исследовательской деятельности происходит через организацию их участия в конкурсах, направленных на оказание поддержки талантливым детям, в том числе присуждение краевых и районных стипендий, молодежной премии главы района, получение путевок в детские оздоровительные лагеря.  

Реализация в 5 классе программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности». Содержание программы  включает теоретическую часть и самостоятельную исследовательскую практику. Ее прохождение  заканчивается промежуточной аттестацией в форме защиты групповых и индивидуальных исследовательских работ.

Удачной находкой является создание разновозрастных исследовательских групп школьников в рамках работы научного общества учащихся. В их состав наряду со старшеклассниками включаются ученики  5 - 6 классов, которые в процессе групповой работы  приобретают не только навыки исследовательской деятельности, но и умения коммуникации с более взрослыми обучающимися. Постепенно степень самостоятельности их возрастает, и к старшей школе они сами  уже выступают в роли консультантов или руководителей работ, приобретая навыки выстраивания позитивных отношений в процессе познавательной деятельности с младшими ребятами. Учитель в данном случае выполняет организационную и консультационную функции.

В работе  активно применяются ИКТ, в том числе электронные информационные и образовательные ресурсы, например, платформа ГлобалЛаб,  программные инструменты которой, использующие преимущества краудсорсинга и «облачных» решений, делают возможным объединение содержательной, практической и ИКТ-компоненты в проектно-исследовательской деятельности.  В процессе работы краеведческой направленности широко  используются  материалы электронных библиотек, банков данных и архивов. При выполнении естественнонаучных исследований применяется цифровое оборудование, например, программно-методический комплекс «Развивающая образовательная среда AFS™»,  специализированное портативное устройство УИОД LabQuest для проведения экспериментов не только в лаборатории, но и на природе.

Расширение образовательного пространства происходит за счет участия школьников в интенсивных и проектных школах, реализацию дополнительных общеразвивающих программ Краевого центра «Юннаты» направленных на овладение  способами учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также волонтерском проекте «Учебная лаборатория около врачей»

Предъявление обучающимися результатов самостоятельной научной, исследовательской и проектной деятельности осуществляется в очной, дистанционной, онлайн формах на научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Результаты (образовательные и прочие), которые обеспечивает практика

I.Планируемые метапредметные результаты:

Обучающиеся научились:

- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

- планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;

- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований в различных областях деятельности человека;

- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями;

- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Обучающиеся получили возможность:

- научиться самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, возможность, невозможность и др.;

-  развить способность к поиску нестандартных решений, разработке нескольких вариантов решений, выбору и осуществлению наиболее приемлемого из них;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования;

- использовать исследовательские методы  деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

II. Другие качественные и количественные  результаты практики:

1. Увеличение доли школьников, мотивированных к проектной и исследовательской деятельности: членов НОУ, учащихся, охваченных программами внеурочной деятельности, дистанционным обучением, проектными и интенсивными школами, НПК и конкурсными мероприятиями школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

2. Увеличение количества программ дистанционного обучения, интенсивных и проектных школ, в работе которых принимали участие обучающиеся МОБУ «СОШ №16» г.Минусинска.

3. Увеличение количества образовательных и иных организаций, с которыми осуществляется сетевое взаимодействие.

4. Повышение качества освоения учащимися образовательных программ, направленных на овладение  способами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

5.  Повышение уровня научно-исследовательских и проектных работ школьников.

6. Положительная динамика количества обучающихся - призеров и победителей НПК и конкурсов различных уровней;

7. Увеличение числа родителей обучающихся, готовых к сотрудничеству со школой по данному направлению.

        В настоящее время по результатам деятельности  НОУ МОБУ «СОШ «16» г.Минусинска  считается  одним из лучших в муниципалитете. Ежегодно доля его участников  составляет около 20% от общего количества обучающихся школ города.  Автор данной практики является научным  руководителем более 30 детских работ. Сформированность навыков проектно-исследовательской деятельности школьники демонстрируют  на конкурсных  мероприятиях различного уровня. Так мои учащиеся были победителями и призерами в городской НПК «Старт в науку». Активные участники и победители в «XXXII Межрегиональной научно-практической конференции «Мартьяновские краеведческие чтения». Победители краевого конкурса исследовательских краеведческих работ  «Моё Красноярье», муниципальных этапов молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири» и призерами научно-практической конференции Красноярской государственной Медицинской Академии. В 2021 г. являлись победителями Краевого экологического слета по направлению «Экопатруль».   В  мае 2022 г. ученица 10 класса прошла Федеральный этап Всероссийского конкурсного отбора для участия в Слете юных экологов Беларуси и России «Экология без границ».

       Ежегодно посещаемость курса «Основы исследовательской деятельности» составляет 100% пятиклассников, обучающихся по общеобразовательным программам. За период реализации программы в рамках курсах выполнены шестнадцать исследований. По результатам промежуточной аттестации качество освоения программы составляет  более  90%.

Тьюторское сопровождение  обучения учащихся 9-10 классов по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим  программам «Юные натуралисты» и «Экопатруль» осуществляется мною с 2020 г.  С сентября по декабрь 2021 года ребята прошли обучение по оказанию приёмов первой помощи и получили свидетельства об обучении.

         

Способы/средства/инструменты измерения результатов практики

- листы достижения планируемых метапредметных результатов освоения программы внеурочной деятельности;

- процедуры промежуточной аттестации за курс внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» и дистанционных дополнительных общеразвивающих программ;

- свидетельства об обучении по дополнительным общеразвивающим программам и сертификаты участников интенсивных и проектных школ;

- ежегодный анализ работы НОУ: доля участников, количество проведенных мероприятий;

- мониторинг результатов участия в научно-практических конференциях: уровень мероприятия, количество работ, участников, призеров, победителей;

- рецензии и отзывы экспертов на работы  учащихся;

- анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) на предмет их мотивированностик проектной и исследовательской деятельности и удовлетворенности уровнем организации работы по данному направлению.

Рекомендации тем, кого заинтересовала практика

Данная система может использоваться любым учителем как основа для создания собственной системы работы с учетом конкретных условий образовательной организации. Учителю необходимо систематически повышать собственный профессиональный уровень в области организации проектной и исследовательской деятельности, используя различные формы и средства, а также уделять серьезное внимание подбору мероприятий для предъявления учащимися результатов своей работы, так как важным моментом для формирования положительной мотивации школьников к личному иинтеллектуальному развитию является создание ситуации успешности.

Сопровождение, которое готова обеспечить заинтересовавшимся образовательной практикой

осуществить консультационное сопровождение,  предоставить информационные материалы

Рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края https://nsportal.ru/mishichkina-irina-romanovna 

Публикации материалов по теме реализуемой практики

1. Выступление на городском методическом объединении учителей биологии «Развитие познавательной активности учащихся через организацию научно-исследовательской деятельности в процессе обучения».» (2019г.)

2.  Публикации исследовательских работ учащихся:  

«Сад Бедро как перспективный маршрут экотуризма на юге Красноярского края» https://ppt-online.org/851268 

«Заболевания сердечно – сосудистой системы среди населения в Минусинске и Минусинском районе»  https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/09/22/issledovatelskiy-proekt-na-temu-zabolevaniya-serdechno-sosudistoy 

 

3. Краевой конкурс «Экопатруль» в номинации учебно-исследовательские работы

http://yunnat.ucoz.ru/index/kraevoj_ehkopatrul/0-208 

Видеоматериалы о реализуемой практике

1.Презентации  учащимися исследовательских работ  

https://yadi.sk/i/BH3Y1hCJOnOaSA.

 

2. Фото учащихся на проекте  «Учебная лаборатория около врачей»

https://vk.com/school_16_minus?w=wall-140906944_10172   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выполняя требования стандарта, каждая образовательная организация серьезно относится к созданию программы формирования и развития универсальных учебных действий. Для этого планируются сквозные линии ф...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...