Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
материал

Кузнецова Елена Валерьевна

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия для реализации творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное

учреждение закрытого типа

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Автор опыта:

Кузнецова

 Елена Валерьевна,

учитель русского

языка и литературы

с. Костромское, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

 РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                                3                    

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                                       13

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                         16          

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  20            

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 БИНАРНЫЙ УРОК                                                                    21                                                                          

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   БИНАРНАЯ ИГРА                                                                   24                                                                                                                                                                                              

ПРИЛОЖЕНИЕ 3   БИНАРНЫЙ УРОК                                                                  30                                                                                                                

ПРИЛОЖЕНИЕ 4   БИНАРНАЯ ИГРА                                                                  36            

       

         

        РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

   1.1 Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых.

         Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие образовательные учреждения отдают предпочтение традиционным методам обучения, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является интегрированный урок. Внедрение бинарных уроков в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Уровень сформированности базовых знаний обучающихся

 по русскому языку и литературе нашего заведения

         В наше учебно-воспитательное образовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением поступают   обучающиеся из разных школ Сахалинской области. В основном, это дети из неблагополучных семей, что сказывается и на их учебной деятельности. Это дети, которые были ограничены в общении в период становления речи. Большинство из них не посещали детские сады, с ними мало общались. Их речевое развитие замедленно, страдают словарный запас и выразительность речи, причем компенсировать эту недостаточность в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно, так как учащиеся не соответствуют возрастному периоду класса, в котором обучаются, на 2-3 года.

          Практически все обучающиеся имеют либо низкую мотивацию к обучению, либо вообще ее не имеют. Низкий уровень знаний, умений и навыков за курс предыдущих лет обучения. У многих из них очень большие пробелы в знаниях по всем предметам из-за отсутствия системности в обучении.  Техника чтения не соответствует возрастному уровню. Они плохо запоминают текст, поэтому не могут пересказывать, выделять главное, анализировать, делать выводы и обобщать.

           В наше учреждение в последнее время поступает большое количество обучающихся с ОВЗ.

           Для успешного овладения образовательной программой в нашей школе мы должны создать условия для таких детей, изучив психические особенности, характеристику нарушений.

         Я обследую устную и письменную речь вновь прибывших воспитанников.          Проводить эксперименты и внедрять передовой педагогический опыт в нашей школе в полном объеме не представляется возможным так как срок пребывания обучающихся ограничен мерой наказания суда за правонарушения от 0,5 года до 3 лет (причем обучающиеся поступают в нам в течение всего учебного года). Проследить за уровнем обученности, качеством знаний и сделать выводы порой очень сложно, так как уровень знаний вновь прибывших обучающихся снижает общий показатель.

        Первый год пребывания в учреждении закрытого типа чаще всего адаптационный для школьников. Они постепенно вливаются в новый коллектив, живут по режиму, медленно включаются в учебный процесс. Такие учащиеся не могут дать положительную динамику по какому-либо школьному предмету. На втором году повышается мотивация к обучению, повышается скорость чтения, учащиеся начинают запоминать прочитанное и пересказывать. На третьем году школьники устраняют большую часть пробелов в знаниях. Умеют самостоятельно работать, искать информацию, готовить сообщение или реферат. Словарный запас пополняется, монологическая речь развивается. Все достижения учащихся в учебной и внеурочной деятельности непосредственно зависят от их личного участия и желания и постоянного контроля со стороны педагога.

         При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Учащиеся не умеют применять заученные правила на практике. Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:

- неумение учащихся анализировать прочитанное, выделять главное;

- для успешного выполнения задания учащимся следует осуществлять цепочку мыслительных действий, но навыки осуществления таких действий у школьников отсутствуют;

- для ответа на вопрос учащийся должен обладать умением анализировать, обобщать.

         Передо мной на первое место встала задача – привить обучающимся вкус к чтению, повысить технику чтения, пробудить их любознательность, интерес к учебным предметам, развить умение творчески подходить к решению поставленных проблем. Для этого большое внимание уделено внеурочной деятельности. С обучающимися проводятся игры, викторины, турниры, подготовка к различным праздникам, конкурсам.

       1.2. Актуальность проблемы

      Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.

      Согласно ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо также более широко применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа информации, перейти от традиционной парадигмы - ученик  ученик - учитель.

      Русский язык призван обеспечивать единство и взаимосвязь языка и культуры личности. Усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к культурным богатствам, осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в различных ситуациях.                                

  Цель литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника.  

      1. Все более усложняющаяся программа, насыщенные, большие по объему школьные курсы русского языка и литературы и вместе с тем уменьшение количества часов на их изучение в старших классах.

2. Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.

 Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей-новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу.

         Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.

          Основная цель учителя – подготовка творческой и грамотной личности, развитии познавательной деятельности обучающихся.

  Поэтому выбранная проблема интегрированного обучения   актуальна и требует разработки системы совместных учебных занятий, на которых обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения филологического образования.

           

1.3. Сущность опыта

  Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить желание в школьниках проявлять творческую инициативу.

  Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

 Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием обучающихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.    

         Таким образом, бинарные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, активизировать познавательную самостоятельность, повышать качество обучения, выйти на новый уровень знаний и создавать условия для реализации творческих способностей.

         Важное внимание в процессе развития творческих способностей должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.

Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.

Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

         Разбудить в обучающихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют их речь, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.

Первый свой опыт я решила попробовать при проведении декады филологии в 2014 году. Совместить сведения об исторических лицах и их описании при изучении литературных произведений: отрывок из произведения, историческая справка о нем, портрет. Получилась неплохая игра «За семью печатями». Мне и школьникам понравилось мероприятие, проведенное совместно с учителем истории.

Я заинтересовалась этой темой и начала изучать теоретические аспекты. Вскоре были проведены бинарные уроки: с учителем английского языка «Пословицы и поговорки русского и английского языков», «Заимствованные слова»; с учителем математики «Эти трудные, трудные числительные»; с учителем истории «Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Перта I».

Во время бинарного урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. При этом я использую работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга.

         Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

          Опыт показывает, что систематизация обучения, технологический подход способствует достижению хороших результатов. Прочные умения и навыки устного и письменного высказывания помогают обучающимся лучше усваивать содержание предметов, повышают интерес к ним и придают уверенность в свои силы. Кроме того, они представляют собой универсальные знания и умения, применимые в других видах учебной или иной деятельности человека.

         Таким образом, бинарные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, активизировать познавательную самостоятельность, повышать качество обучения, выйти на новый уровень знаний и создавать условия для реализации эффективного обучения.

  1.4. Длительность работы над опытом.

Различные формы развития творческих способностей обучающихся я пыталась использовать на протяжении всей своей педагогической деятельности. У школьников потерян интерес не только к отдельным учебным предметам, но и к учению вообще. Поэтому последние три года для качественного отношения обучающихся к русскому языку и литературе я ввела в свою практику бинарные уроки.

         1.5. Диапазон опыта

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения на словесные, наглядные, практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

На своих уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности школьников. Мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.

1.6. Теоретическая база опыта.

БИНАРНЫЙ УРОК

          Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; метапредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

          Бинарный урок основывается на метапредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование различных педагогических технологий:

- технология сотрудничества;

- ИКТ;

- проблемное обучение;

- развивающееся обучение;

- дифференцированное обучение;

- технология критического мышления.

           

          Бинарный урок является важным этапом в формировании мировоззрения обучающихся, развитии их мышления, помогает осуществлять преемственность начального звена и старшей школы. Ведут его два или несколько специалистов. Я. А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению".

         Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем. На бинарном уроке создаются подобные условия развития обучающихся.         

 

Порядок подготовки бинарных уроков:

1 - й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2 - й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3 - й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

  • развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
  • расширяется кругозор у обучающихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  • способствует формированию у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
  • развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку школьники частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивает аналитические способности и изобретательность;
  • обладает огромным воспитательным потенциалом;
  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.
  • осуществляет преемственность начального звена и старшей школы.

       Бинарный урок – эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения.

Его особенности – изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы.

 Бинарный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.

        Ведут его несколько учителей. Бинарный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

    

          К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

        Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков.

       Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

      Самое узкое место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

       Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

        Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
  • ведущие системообразующие и вспомогательные компоненты;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность)  расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки  нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности  на данном  уроке.

Бинарный  урок предусматривает:

  • Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;
  • Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;
  • Позволяющих в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении;
  • Оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

Требования к метапредметным урокам

  1. Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.
  2.  Четкое определение темы, заданий, требующих реализации метапредметных cвязей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.
  3. Наличие единого методического пространства, тематического планирования.
  4. Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
  5. Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.
  6. Обязательное оценивание и оформление результатов деятельности групп.

      Преимущества метапредметного интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

       

 1.7. Трудоемкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в ограниченности знаний вновь прибывших обучающихся.

 Доступность опыта проявляется в том, что при изучении русского языка и литературы есть возможность предлагать обучающимся дифференцированные задания на уроках, используя нетрадиционную форму их проведения, дать возможность для творческого самовыражения ученику, как на уроках, так и во внеурочное время.

Перед началом работы над опытом у учащихся были исследованы:

1. Познавательные интересы

- интерес к литературе проявили 10% обучающихся;

- 90% не любят читать.

- 5% нравится русский язык.

2. Другие индивидуальные особенности учащихся:

- уровень обученности (усвоенные знания и приобретенные умения);

- учебные умения (приемы умственной деятельности);

- состояние здоровья.

         Выводы: Особенности контингента с девиантным поведением требуют системно-деятельностного подхода и развития, в первую очередь, универсальных учебных действий.

         

         1.8. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов обучения.  

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 Учебно-воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся. Одна из задач учителя, опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес к учебной деятельности.

Для реализации этих задач я использую разнообразные проблемные и игровые задания. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, элементы мозгового штурма. Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр.  Преимущество игр в том, что в них активно может принять участие весь класс.

Применение различных форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.

Бинарные уроки позволяют формировать метапредметные компетенции обучающихся. Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приводит к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления школьников, способствует формированию их творческой мыслительной деятельности и в свою очередь повышает интерес к изучаемым предметам.

          На бинарных уроках возможно использование  педагогических технологий:

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.

Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Дифференцированное обучение - организация учебно-воспитательного процесса с учетом типовых индивидуальных особенностей обучающихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Технология развития критического мышления – умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия.

 Все эти технологии хорошо прослеживались и на нашем бинарном уроке.

         Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Обучающийся на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Ученики запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для обучающихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если обучающийся сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке наш ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. И как мы знаем, традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

Поэтому я выбрала проведение уроков нетрадиционных форм, а именно:

1.Урок-путешествие.

2.Урок-конференция.

3. Интегрированный урок

4. Урок-практикум

5. Урок-смотр знаний

6. Урок-викторина

Бинарный урок   развивает у обучающихся навыки:

- самообразования, потому что подготовку к уроку обучающиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

- развивает аналитические способности и изобретательность;

- обладает огромным воспитательным потенциалом;

Цель бинарного урока – создать условия практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий. Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности внутренней позиции школьника.

Для  подготовки бинарного урока необходима своя система.

Используем методы проведения бинарных уроков:

  • наглядной передачи и зрительного восприятия;
  • стимулирования и мотивации;
  • проблемно-поисковый;
  • исследовательский.

Приёмы обучения:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • наблюдение;
  • демонстрация;
  • фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
  • практическая работа.

           Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, как успешно применяемой мной на практике.

           Использование методов критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет формировать  у  учеников  коммуникативную компетентность, благодаря  которой   будущий  выпускник  будет  социально  мобилен, адаптирован  к  требованиям  современного  общества. 

           Формирование коммуникативной    компетентности должно осуществляться в деятельностной форме, при которой усиливается практическая направленность обучения.  Поэтому необходимо предусмотреть такую организацию учебного материала и учебного процесса, которая позволяет гибко  вводить  новые  элементы  содержания  образования  в  учебный  процесс  и  интегрировать  элементы  содержания  образования  и  учебные  курсы. Отсюда налицо необходимость использования инновационных технологий в преподавании. 

     Немаловажно, что уроки русского языка и литературы должны проходить в  коммуникативно-деятельностной  форме  с  использованием  активных  методов    обучения,  причем  весь  процесс  отработки  необходимо  осуществлять  на  базе  конкретного,  жизненного,  практического  материала. Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления.

           Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации обучающихся.

Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

           Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

         Нетрадиционные формы урока – одна из форм активного обучения. Проведение нестандартных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для обучающихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у школьников творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности.

         Бинарные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Бинарные   уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности школьников; такие уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

        Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов.

         Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка и литературы.

          Данная работа по обобщению опыта способствовала совершенствованию методической работы, обеспечению учебно-воспитательного процесса, повысила мое личностное профессиональное развитие.

  Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок и внеклассную работу помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, и специальные бинарные уроки. Все это должно быть направлено на развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что по запросам времени государству нужны образованные и коммуникабельные люди.

Результат опыта выглядит следующим образом.

За последние годы успеваемость и качество знаний по предмету составили:

2015-2016 учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Уровень обученности

7

Русский язык

25%

100

8

Русский язык

0

100

9

Русский язык

0

100

10

Русский язык

0

100

7

Литература

50%

100

8

Литература

25%

100

9

Литература

40%

100

10

Литература

100%

100

2016-2017 учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Уровень обученности  

7

Русский язык

0

100

8

Русский язык

0

100

9

Русский язык

12,5%

100

10

Русский язык

0

100

7

Литература

0

100

8

Литература

20%

100

9

Литература

37,5%

100

10

Литература

0

100

2017-2018 учебный год

Класс

Предмет

Качество знаний

Уровень обученности  

7

Русский язык

0

100

8

Русский язык

0

100

9

Русский язык

0

100

10

Русский язык

0

100

7

Литература

33%

100

8

Литература

0

100

9

Литература

33%

100

10

Литература

33%

100

Качественные результаты итоговой аттестации по русскому языку за курс основного общего образования

ГВЭ в форме сочинения

Учебный год

2015 – 2016

2016 - 2017

2017 - 2018

Средний балл

3

3,12

3

  Для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы формирую устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы. Ученики участвуют как в предметных декадах, так и внеурочных конкурсах.

Проведение внеурочных мероприятий по предмету

Учебный год

Мероприятие

Результат

2015-2016

Олимпиада по русскому языку

(школьный уровень)

1 место – Соловьев Кирилл, 8 класс

2 место – Блинов Вадим, 6 класс

3 место – Столбов Дмитрий, 7 класс

2016-2017

Конкурс чтецов «Живи и помни»

(школьный уровень)

1 место – Лукашов Кирилл

2 место – Столбов Дмитрий

3 место – Минаев Данила

2017-2018

Всероссийский конкурс «Кириллица»

1 место – Литвиненко Максим, 7 класс

2 место – Минаев Данила, 10 класс

Выводы

         Практическая задача эффективного обучения в моем педагогическом опыте реализовывалась через использование и систематизацию различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы. На основе анализа и обобщения моего опыта и изучения литературы можно сделать следующие выводы:

  1. В процессе работы необходимо учитывать уровень ЗУНов обучающихся;
  2. Эффективность работы обеспечивают разнообразие методических форм и приемов работы.
  3. Правильное высказывание повышает у обучающихся веру в себя, развивает творческое воображение.

       

           Я не остановлюсь на достигнутом, продолжу работу по совершенствованию методов и форм работы как урочной, так и внеурочной деятельности.  

          Материал опыта можно рекомендовать для ознакомления и внедрения в свою практику учителям общеобразовательных школ. Многие учителя нашей школы вводят в свою практику бинарные уроки, что продуктивно сказывается на познавательной активности обучающихся и повышении мотивации к обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы от 22 ноября 2012 г.

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Учебники, монографии, брошюры

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. – (Коррекционная педагогика).

4. Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 2008.

5. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.  

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

8. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Учитель, 2007.

9. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

10. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Гл. 11. / под. ред. С. А. Смирнова. М., 2000.

11. Селевко Г.К. ., Современные образовательные технологии, - М:, 1989. – 193 с.

12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 508 с.

13. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогических инноваций / И.Р.Юсуфбекова. - М.,   2001. - 91 с.

14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская: М., 1996. – 95 с.

 

Периодические издания

15. Бегашева Н.И. Психолог в специальной школе для подростков с отклоняющимся и криминальным поведением // Журнал практического психолога, - 1999. - № 12. - С. 18-31.

16. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. - №1.- С. 16-19.

Электронные ресурсы

17. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/

 Приложение 1

Бинарный урок «Заимствованные слова». 9 класс.

(английский и русский язык)

Слайд 1.

Что объединяет данные слова?

Вымпел, гавань, крейсер, бокс,

мачта, теннис, финиш, рекорд, чемпион, сэндвич, коктейль      

Слайд 2.

Речь состоит из слов.

Этот закон не нов.

Каждое слово – живое

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы.

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после – мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья,

Волшебное слов превращенье.

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье.

Историю слов сможем мы рассказать

Любому, кто хочет об этом узнать.

Учитель:

- Определите тему урока.

Слайд 3.

Тема урока: Заимствованные слова

Слайд 4.

Цели и задачи:

  • познакомиться с некоторыми английскими заимствованиями
  • выяснить какими путями они проникли в русский язык
  • научиться узнавать английские заимствования
  • поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов

- Как вы думаете: Иноязычие – это мода или необходимость?

Учитель:

- Из каких языков приходят новые  слова?

Слайд 5

ФРАНЦУЗСКИЙ:

 балет, партер, пейзаж

ИТАЛЬЯНСКИЙ:

ария, серенада, баритон

НЕМЕЦКИЙ  

лагерь, солдат, браунинг

АНГЛИЙСКИЙ:

футбол, скейтборд, уик-энд

 Слайд 6

Проверим

быт

компьютер

спорт

массовая культура

профессии

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

mixer

shaker

toaster

jumper

second-hand

миксер

шейкер

тостер

джемпер

секонд-хенд

printer

browser

scanner

notebook

internet

принтер

браузер

сканер

ноутбук

интернет

diving

bowling

biker

sprinter

match

дайвинг

боулинг

байкер

спринтер

матч

remake

image

poster

hit

jazz

ремейк

имидж

постер

хит

джаз

вroker                      

security

provider

realtor

producer

брокер

секьюрити

продюсер

риелтор

продюсер

Слайд 7

Причины заимствований

Слайд 8

Проверим

Быт: миксер, шейкер, тостер, джемпер, секонд-хенд

 
Компьютер: принтер, браузер, сканер, ноутбук, Интернет

Спорт: дайвинг, боулинг, байкер, спринтер, матч 

 
Массовая культура: ремейк, имидж, постер, хит, джаз

 

Профессии: брокер, секьюрити, провайдер, риэлтор, продюсер 

Слайд 8

- Каковы же признаки заимствований?

  • Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР

(митинг, брифинг, супермен, таймер)

  •  Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ

(джемпер, джаз, джем)

  •  Разделительный мягкий знак (секьюрити)
  •  Буквы Э/Е (риелтор, постер)
  •  Непроверяемые гласные и согласные – (провайдер, секонд-хенд)

Слайд 9

- Назовите, какие бывают словари.

Слайд 10

Все знают, глупость бесконечна.

Как мед незаменим для мух,

Так иностранное словечко

Порой весьма ласкает слух.

Не так вкусна сосиска в тесте,

Как обожаемый хот-дог.

Слайд 11

- Проверим ваши знания.

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Приложение 2

Пословицы и поговорки русского и английского языков”

(бинарная игра)

Цель игры:

Задачи:

Образовательная:

  • Тренировка лексических навыков по английскому языку;
  • Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды.

Воспитательная:

  • Поддержание интереса к изучению английского языка и повышение интереса к русскому языку;
  • Формирование навыков самообразования.

Развивающая:

  • Развитие языковой догадки и логического мышления;
  • Развитие связной и богатой речи.

Планируемые результаты

личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие мотива учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества;

метапредметные результаты: умение активно использовать речевые средства, осознанное построение речевого высказывания в устной речи, умение слушать собеседника, умение определять в совместной деятельности цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей, умение осуществлять взаимный контроль;

предметные результаты:

- в говорении: 

  • формирование умения кратко описывать и характеризовать картинку;

- в аудировании:

  • формулирование умения и навыка понимать на слух речь учителя или собеседника;
  • понимать основную информацию услышанного текста;

--в переводе:

умения и навыки правильно понимать значение пословиц и поговорок

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).

Методические приемы:

прием наглядности, прием создания реальных условий, прием повторения и обобщения знаний.

Средства организации деятельности:

Презентация, набор пословиц для каждой команды (10 предложений на русском языке и 10 пословиц на английском языке), листы с зашифрованной пословицей.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Ход игры:

  1. Организационный момент.

Учителя (приветствие)

Учитель русского языка:

- Я рада Вас видеть…..

Учитель английского языка:

  • Good morning, boys and girls! I am glad to see you.

2.Целеполагание.

- Какие пословицы и поговорки Вам известны?

- А как вы считаете, пословицы и поговорки существуют только в русском фольклоре?

- Кто знает какие-нибудь пословицы и поговорки на английском языке?

- Итак, цель нашей игры?

3. Из истории пословиц.

Слово учителя русского языка и литературы

- Пословицы и поговорки родились в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые напоминают об очень давних временах.

Впервые упоминания о пословицах и поговорках можно встретить в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). Начиная с XVII в. Создавались – сборники пословиц.

Пословицы оцениваются как проявление народного ума, народной жизни, народного характера, составляя важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры. Пословицы представляют собой большую ценность для различных областей знания, связанных с изучением жизни и деятельности человека.

Так что же такое пословица?

Ответы участников:

- Пословица – малая форма народного фольклора, поэтического творчества. Грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщённую мысль, вывод в ритмически организованной форме.

(Слайд №3)

Полная пословица состоит из двух частей: из обиняка картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения: «Не отведав горького, не узнаешь сладкого», «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются.

Учитель: «Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. (Слайд №3)

-  Поговорка – образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличии от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла. Например, «кот наплакал»- мало; «бабушка надвое сказала»- неизвестно. (слайд №4)

- Одним из самых выдающихся собирателей русских слов был Владимир Иванович Даль (слайд № 5). Будучи на официальной службе, он много ездил по стране и везде записывал встретившиеся ему новые слова, так как был филологом-любителем. Результатом этой работы стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Особую ценность в этом словаре представляют пословицы и поговорки, в которых содержится около 30 тысяч. Эти пословицы были изданы потом отдельно, в книге «Пословицы русского народа».

Слово учителя английского языка:

- Именно в силу своей яркости, образности и эмоциональности пословицы и поговорки часто встречаются в различных видах текстов, в том числе и в английском языке. Однако при переводе пословиц и поговорок на русский язык часто встречаются трудности, поскольку их смысл нам не всегда может быть понятен, а в англо-русских и русско-английских словарях не всегда даётся их толкование.

(слайд 6) В качестве источника пословиц и поговорок современного английского языка использовался Оксфордский англо-английский толковый словарь. В нем приводится список из 166 наиболее употребляемых пословиц и поговорок с указанием их значения и ситуации употребления.

Оксфордский словарь выпускается издательством Оксфордского университета с 1948г. ( слайд 7)

Были выделены следующие группы:

  1. Аналогичные по значению, употреблению и лексическому составу.

The apple never falls far from the tree. – Яблоко от яблони недалеко падает.

  1. Похожие по значению и употреблению, но отличающиеся по лексическому составу.

Every dog has its day. –  И на твоей улице будет праздник.

  1. Похожие на русские по лексическому составу, но противоположные по значению.

Kill the goose that lays golden eggs. – уничтожить то, что приносило прибыль или удачу. Противоположна по смыслу русской поговорке «курица, несущая золотые яйца»

  1. Не имеющие аналогов в русском языке.

Rob Peter to pay Paul. – занимать деньги у одного, чтобы отдать другому.

The lights are on but nobody 's home- кто-то очень глуп.

  1.  Игра.

ИГРА №1

Учителя: - I want you to match the English proverbs with their Russian equivalents. Each team will have 12 sentences to match. Я предлагаю вам соотнести английские пословицы с их переводом на русском языке. Каждая команда получает набор из 12 предложений: 6 предложений на русском языке и 6 предложений на английском языке.

( слайд №8)

Live and learn. –  Век живи - век учись.

Knowledge is power. Ученье – свет, а неученье – тьма.

A new broom sweeps clean. –  Новая метла чисто метёт.

Still waters run deep. – В тихом омуте черти водятся.

First think, then speak. –  Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. 

Two heads are better than one. –  Одна голова хорошо, а две лучше.

ИГРА №2

Учителя:- Will you look at the blackboard? You will see the pictures there. These picture will help you to complete the following proverbs. You'll name the pictures and write the words in the sentences on the cards. Вы должны дополнить пословицы на карточке с помощью слов – названий предметов на картинке.

(черт-пальто-собака-кошка-облако-яблоко) (слайд 9, 10)

  1. Curiosity killed the….. (cat)
  2. Every … has a silver lining. (cloud)
  3. An … a day keeps a doctor away. (apple)
  4. The …. Is not so black as he is painted. (devil)
  5. Cut your … according to your cloth. (coat)
  6. Every … has his day. (dog)
  1. Любопытство до добра не доведёт.
  2. Нет худо без добра.
  3. Ешь по яблоку в день, и врач не понадобится.
  4. Не так страшен черт, как его малюют.
  5. По одежке протягивай ножки.
  6. Будет и на нашей улице праздник.

ИГРА №3. 

Учителя:

It's time to look at the wall newspaper. You can see some numbers there. It's our last task. You must read the proverb using the code. На данном листе записана зашифрованная пословица и код для расшифровки. В данной игре побеждает команда, которая выполнила задание правильно и быстрее соперников.

21 25 934336 188 7013 18 73069

i-2 t-1 s-5 n-9 e-3 v-4 r-6 o-8 l-7 a-0

Ключ: It is never too late to learn. –  Учиться никогда не поздно.

  1. Подведение итогов. Оценки. Что такое пословица, поговорка? Какие группы перевода существуют в английском языке?

Приложение 3

«Взгляд на литературу через призму истории:

эпоха Петра I в произведениях А.С. Пушкина»

(бинарный урок истории и литературы)


«Следовать за мыслями великого
человека есть наука самая занимательная».
(А.С. Пушкин)


Класс: 7, 10
Учитель: Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы
Одегова Н.Ю., учитель истории.

Цели и задачи урока:
- Сформировать представление об эпохе Петра I через интеграцию двух предметов: литературы и истории.

-Рассмотреть историческую основу произведений А.С.Пушкина о реформаторе России, выявить позиции автора по отношению к Петербургу.
- Развивать навыки работы с историческими источниками, художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, уметь анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои.

-  Учить работать в группе, делать выводы, умозаключения.
- Развивать коммуникативные компетентности обучающихся.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, расширению кругозора.  -Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Используемые педагогические технологии:


- технология критического мышления

Оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Используются: презентация, фрагменты из фильма «Как царь  Петр арапа женил», звуковые файлы «Чтение поэмы «Полтава», гимн Петербургу, видеофрагмент социологического опроса учащихся, учителей,  на предмет знания исторических произведений А.С. Пушкина.
Класс разделен на 2 группы: «историки» и «пушкинисты»


Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Этап актуализации знаний

Учитель литературы:

- У меня в руках книга, собрание сочинений любимого поэта, поэта, которого можно назвать эпохой в литературе. О ком я говорю?

Обращение к учителю истории:

- Ваш любимый поэт?
И это не случайно, по данным многих социологических опросов именно Пушкин является любимым поэтом 70 % россиян.
Учитель литературы: Кстати, а в какую эпоху жил и творил А.С. Пушкин?
А знают ли об этом наши современники? Ведь столько лет разделяют нас.

3. Видеофильм – соцопрос (фильм смонтирован самими учащимися)

Опрос проводится среди старшеклассников, учителей школы:
80% опрошенных назвали 2 произведения;
12% вспомнили 3 произведения и эпоху, описанную в них;
8% с трудом только одно произведение.

Учитель литературы:

- Очень хотелось бы сегодня разобраться в подлинности тех исторических фактов, которые легли в основу произведений Пушкина. Эта задача по силам только тем, кто хорошо знает историю. Ну а «пушкинисты» должны нам продемонстрировать прекрасное владение не только знанием произведений, но и объяснить некоторые отступления от исторической действительности, если таковые обнаружатся в ходе дискуссии.

Учитель литературы:

-  Ребята, попробуйте назвать все известные вам произведения А.С. Пушкина на исторические темы?

Учитель истории:

- Вот сегодня мы и перелистаем страницы дорогих нам произведений, и посмотрим на них через призму истории.
А рассмотрим не все его произведения, а только те, в которых отразилась эпоха 18 века.
В связи с этим – вопрос: почему Пушкин так много страниц своего творчества посвятил веку 18, хотя жил и творил он в 19 веке. Это вопрос и к историкам, и к пушкинистам.

( 1 – 1,5 мин – работа в группах).

4.Открываем томик Пушкина (видеофрагмент фильма «Арап Петра Великого»)

Учитель литературы:

- Конечно, вы догадались, с какого произведения мы начнем разговор об историчности произведении поэта.
- Кто является главным героем этого недописанного романа?
- Что легло в основу этого произведения?
В произведении несколько моментов, которые (по некоторым данным) полностью созданы на основе исторических источников

( перепутанные цепочки):
Обучение Ганнибала в парижском военном училище;
встреча Петром 1 своего крестника на подъездах к Москве;
Царская ассамблея;
обед у Гаврила Романовича Ржевского.

Разложите их в нужном порядке так, как они изложены у Пушкина.

(Эти « строки» крепятся одним из учеников на магнитной доске)

Правильный ответ:
А) Ганнибал обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в 
Б) За двадцать восемь верст до Петербурга Петр 1 встретил своего крестника по возвращении из Франции.
В) ассамблея.
Г) Обед у Ржевского.

Все заняли свои прежние места, кроме карлицы и барской барыни, которые не смели оставаться за столом, удостоенным царским присутствием. Петр сел подле хозяина и спросил себе щей. Государев денщик подал ему деревянную ложку, оправленную слоновой костью, ножик и вилку с зелеными костяными черенками, ибо Петр никогда не употреблял другого прибора, кроме своего. Обед, за минуту пред сим шумно оживленный веселием и говорливостию, продолжался в тишине и принужденности. Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел, гости также чинились и с благоговением слушали, как государь по-немецки 

Учитель истории: 

- Убедимся в исторической подлинности написанного: Мы остановимся только на одной странице: Звуки мазурки. (Фрагмент фильма).Выход г-на Корсакова: монолог об ассамблее.
Слово историкам: все ли здесь правда, так ли проходили ассамблеи. Пушкин увлекся и стал просто сочинять?
( «историки» досконально изучившие особенности проведения ассамблей в ту эпоху, документально подчеркивают историческую основу текста, вплоть до того, что в то время подавали из напитков и кушанья.., подтверждая историческую подлинность фактов)

Учитель литературы:

- Так, значит, неоконченный роман претендует на звание исторической хроники?
(комментарий «историков» – в нем допущены отступления от исторических фактов: такие как любовь Ибрагима к француженке, сватовство к дворянке).

Проблемный вопрос:

Европеизация России: это благо или просчет?
- А почему роман не был дописан?
По одной из версий, А.С.Пушкин увлекся другим произведением.

5. И это уже другая страница нашего урока.

-Профессиональное чтение текста на фоне Полтавской битвы «И грянул бой». Чтение прерывается – и продолжает ученик 7 класса.

Учитель литературы:

- Что это за произведение?
Оно тоже создано на основе исторических фактов. («Полтава»).

Учитель истории:

- Интересно вспомнить само историческое событие, частью которого была Полтавская битва. Кто рискнет напомнить всем о ходе Северной войны?
- Ну а если глубже заглянуть и в произведение и в историю, мы увидим конкретных героев: какие подлинные исторические деятели встречаются в произведении Пушкина?

(слайд с ошибками).

 Обучающиеся должны назвать реальные исторические имена героев.

- Чем же привлек образ Мазепы А.С. Пушкина?
Мнение разделяется: одни считают тем, что сам Мазепа был поэтом.

Другие: что от Мазепы в какой-то степени зависел исход битвы.
(обсуждается образ и роль Мазепы)

Проблемный вопрос:

 - Если бы Мазепа на 100% выполнил свой предательский замысел (привел 25 тысяч казаков, могли ли русские войска проиграть битву под Полтавой?)
- Какова роль личности в истории?
Нет, достаточно вспомнить облик Петра и Карла в поэме.

 (Ученик читает отрывки из поэмы, где могучий Петр противопоставлен тщедушному Карлу).

Историки: роль Петра бесспорно велика, но нельзя забывать, что Карл был на 10 лет моложе Петра, был достойным противником.

Учитель литературы:

- Блестяще расставляет все исторические акценты эпилог поэмы.


Прошло сто лет и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.


Учитель истории:

-  Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу. Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца: Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера.

(Ребятам дается возможность высказать свое мнение о причинах блестящей победы).


6. Поэма «Медный всадник»

 

Учитель литературы:

- Роль личности в истории не имеет однозначной оценки. И в этом ПУШКИН ТОЖЕ ИСТОРИЧЕН.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…


- Почему он, не царь, не Петр, не муж, почему Он, да еще курсивом?

(Ответы детей: возможны версии об особом отношении верующего народа к Петру, возможны ассоциации с наделением Петра сверхчеловеческими возможностями).


Учитель истории:

-  А мы отправляемся в град Петра, туда, где застыл в стремительном беге «Медный всадник». Хотелось бы немного уделить внимания творению Петра 1, но тоже через призму Пушкинского произведения.

(Пушкинисты работают с текстом поэмы и готовят 2 ряда ассоциаций к фразе «Град Петров» из текста петербургской повести, как называл ее Пушкин).

Позитивная информация:
“город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами покрылись острова”, “Невы державное теченье”, “светла”, оград узор чугунный”, “живость потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею столицей померкла старая Москва

Негативная информация:
“над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”, “перегражденная Нева затопляла острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по улицам”, “над возмущенною Невою стоит кумир на бронзовом коне”, “скривились домики, другие совсем обрушились”

Учитель литературы:

 - Чем вы можете объяснить столь противоречивые высказывания. Приведите 3 аргумента в защиту той или иной точки зрения.

7. Город Санкт-Петербург

Учитель истории:

- Скажите, кто из вас был в Петербурге, какое впечатление он на вас произвел? Так почему же у нас, жителей 21 века, посещающих город Петра, только восторженные впечатления?


(- мы имеем возможность этим любоваться…
- нам показывают только красивые стороны…
- Петр, действительно, с любовью строил город…)


- А много ли вы знаете городов России, которым посвящаются гимны?

Посмотрим презентацию города.

                                                         (Презентация города Санкт-Петербург)

8. Подведение итогов.

Учитель литературы:

-А теперь вернемся к эпиграфу нашего  урока.

- Мне нужен ваш комментарий.

Во-первых, кому принадлежат эти слова? Во-вторых, к кому они применимы?

 Учитель истории:

- Цель нашего урока сегодня была: обогатить друг друга знаниями по истории и литературе, так что оценки мы получим только тогда, когда решим тесты:

«пушкинисты» – тест по истории, а «историки» – по литературе.


Приложение 4

«Эти трудные, трудные числительные»

(бинарная игра)

И сильно возлюбив искусство числительное, помыслил я,

        Что без числа никакое рассуждение

 философское не слагается,

Всей мудрости матерью его полагая.

Анания из Ширака, армянский математик VI в.

Цели:

  • закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий; читать и выполнять различные математические задания, правильно проговаривая числительные;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных уроках, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе.

Раздаточный материал:

 карточки с заданием на склонение количественных числительных; карточки с заданием на выбор правильного слова; вырезанные из белой бумаги «ладони» по количеству учащихся в команде.

Техническое оборудование: ноутбук; проектор; экран.

Учитель русского языка 

           Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще, в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена редкая возможность проверить «алгебру гармонией». Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.

      (Учащиеся разбиваются на две команды, придумывают название).

Учитель математики 

              По тропинке вдоль кустов

              Шло одиннадцать хвостов.

                                Сосчитать я также смог,

                                Что шагало тридцать ног.

                                                Это вместе шли куда-то

                                                Петухи и поросята.

- Что придает точность этому тексту?

- А теперь начнем игру.

ХОД ИГРЫ

1. Конкурс «Телеведущий».

Учитель русского языка

- Представьте себе, что вы  работаете на телевидении и вам нужно зачитать текст для жителей России. (Один из участников команды исполняет роль телеведущего)

(используется макет телевизора)

За каждый правильное прочтение числительных – 1 балл

На протяжение 20 лет в XVII веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 г. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 до 20 000и от 90 000 до 100 000. Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 г. издал свои таблицы логарифмов чисел от 1 до 100 000. В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 года. Нынешние школьники в возрасте 15—16 лет изучают логарифмы на уроках математики.

2. Конкурс «Найди числительное».

Учитель русского языка

- На экране размещены слова:

пятерка, пятак, пять, впятером, пятый.

Это  слова разных частей речи.  Определите, какие из данных слов не относятся к числительным,  и дайте определение числительного.

3. Конкурс «Решите задачу».

Учитель математики

- Решите (устно) задачу.

Два соседа-фермера вместе владеют 685 га земли, у одного на 125 га

земли больше, чем у другого. Сколько гектаров земли у каждого фермера?

Решение. 

1) 685 - 1.25 = 560 га — удвоенные владения второго фермера;

  1.  560 : 2 = 280 га — у второго фермера;
  2.  280 + 125 = 405 га — у первого фермера.

4. Конкурс «Вычисление».

Учитель математики

Решите математические задания, которые спроецированы на экран, проговаривая вслух числительные. Решения запишите  и дайте устные пояснения.

  1.  Вычислите: —89 + 43.

(К минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести).

  1.  Вычислите: (122 + 31) - 159.

(Из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять  или разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус шести).

  1.  Вычислите: 2 7 · 11.

(Произведение двадцати семи и одиннадцати

равно двумстам девяноста семи).

  1.  Решите уравнение 4 • х = 1000.

(Произведение четырех и икс равно тысяче,

или какое число в произведении с четырьмя дает тысячу).

5. Конкурс «Правильный вариант»

Учитель русского языка

- Выберите правильный вариант (даны курсивом в скобках) употребленного в данных примерах числительного.        '

С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.        -

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) домов.

О (пятистах, пятьюстах) жителях.

В (ста, стах) метрах.

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.

Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара.        

Три (первые, первых) урока он прогулял.

Комментарий учителя. А какое из данных числительных обладает родовыми различиями?

Учащиеся называют порядковые числительные (первый; второй; третий...).

А как склоняются порядковые числительные? После ответов учащихся на экран проецируется правило склонения порядковых числительных.

6. Конкурс «Две задачи»

Учитель математики

- Решите две задачи

(Предлагается правильно прочитать задачу, письменно решить ее и грамотно рассказать решение.

Решение может быть как выражением, так и по действиям с пояснениями).

Вариант 1

Пассажир, стоящий на перроне, заметил, что первый вагон товарного поезда прошел мимо него в 13 часов 45 минут, а последний, 53 вагон — в 13 ча-сов 55 минут. Какова скорость поезда, если известно, что длина каждого вагона 21 метр, а расстояние между вагонами 0,5 метра?

(Решение. (21 • 53 + 0,5 • 52) : 2 = 569,5 м/мин).

Вариант 2

Со станции вышел товарный поезд, который за каждые 4 часа проходит 180 км. Через два часа вслед за ним вышел пассажирский поезд, который через 9 часов догнал товарный. С какой скоростью шел пассажирский поезд?

(Решение.

  1.  180 : 2 = 90 км — прошел товарный поезд до выхода пассажирского;
  2.  90 : 9 = 10 км/ч — скорость сближения;
  3.  180:4 = 45 км — скорость товарного поезда;
  4.  45 +10 = 55 км/ч — скорость пассажирского поезда).

7. Конкурс «Окончания числительных»

      Учитель русского языка

                    -  Однажды Две Двенадцатых позвали Трех Тринадцатых:

Давайте, Три Тринадцатых, пройдемтесь вечерком.

(С. Погореловский)

(Предложение проецируется на экран. Учащимся предлагается назвать окончания  числительных).

Комментарий учителя. Обратите внимание, что окончания двух слов, входящих в состав дробного числительного, отличаются, так как первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное, а вторая (знаменатель) имеет форму родительного падежа порядкового числительного.

8. Конкурс «Отгадай число»

Учитель математики

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз.

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить все как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть.

        (С.        Бобров)

- Что это за число?

Комментарий учителя. Прочитайте правильно приближенное значение этого числа, о котором говорится в стихотворении.

(Три целых один миллион четыреста пятнадцать тысяч девятьсот двадцать шесть десятимиллионных, число п).

9. Конкурс «Сколько?».

Учитель математики

  - Знаменитый греческий ученый Пифагор на вопрос о числе его учеников ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четверть изучает природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девушки ».

Сколько человек обучалось у Пифагора?

10. Конкурс «Творческий диктант»

Учитель русского языка

Творческий диктант «Вести из леса».

      - Заполнить пропуски в тексте числительными.

Много ли у птицы перьев?

Самая оперенная птица — лебедь. У него больше 250 перьев!

У кряковой утки перьев меньше. А у колибри их всего 1000.

Синквейн

(Учащимся предлагается проявить творчество и выразить свое отношение к  теме игры — написать синквейн. Для этого на столе у каждой команды находится раздаточный материал — вырезанные из бумаги «ладони». Правила написания синквейнов проецируются на экран. После выполнения задания учащиеся зачитывают выборочно получившиеся синквейны и прикрепляют «ладони» на доску.

- А теперь подведем итоги игры и послушаем членов жюри.

Учитель математики

-Сегодня мы убедились, что знания склонения числительных нам необходимы, что это не такая простая задача и требует постоянной тренировки, в том числе и на уроках математики.

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!

Кузнецова Елена Валерьевна  «Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.

Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы....

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности

В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на  формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...