Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
материал по русскому языку

Шайдуллина Илсояр Рафисовна

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является интегрированный урок. Внедрение бинарных уроков в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Слайд 2

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования . По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию , способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых . Научить учиться , а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению . Одной из новых форм эффективных технологий обучения является интегрированный урок. Внедрение бинарных уроков в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Слайд 3

Во время бинарного урока в классе создается ситуация, где каждый ученик осознает себя активным деятелем , участником творчества. При этом мы используем работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Прочные умения и навыки устного и письменного высказывания помогают обучающимся лучше усваивать содержание предметов, повышают интерес к ним и придают уверенность в свои силы.

Слайд 4

Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; метапредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина , выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные , способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Слайд 5

На бинарных уроках возможно использование следующих педагогических технологий : Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы; личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместной учебно-познавательной деятельности в группе; общей оценки работы группы. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Дифференцированное обучение - организация учебно-воспитательного процесса с учетом типовых индивидуальных особенностей обучающихся. Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Технология развития критического мышления – умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия.

Слайд 6

Бинарный урок помогает в решении следующих задач : развивает сотрудничество педагогов , способствует сплочению педагогического коллектива; расширяет кругозор обучающихся и педагогов; интегрирует знания из разных областей; способствует формированию у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний; развивает у обучающихся навыки самообразования , потому что подготовку к уроку школьники частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время; развивает аналитические способности и изобретательность; обладает огромным воспитательным потенциалом ; позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. осуществляет преемственность начального звена и старшей школы .

Слайд 7

На уроке наш ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. И как мы знаем, традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям. Поэтому мы выбираем проведение уроков нетрадиционных форм , а именно: 1.Урок-путешествие. 2.Урок-конференция. 3. Интегрированный урок 4. Урок-практикум 5. Урок-смотр знаний 6. Урок-викторина

Слайд 8

С какими предметами можно связать уроки русского языка и литературы? Уроки литературы , например, можно и даже нужно объединять с уроками истории. Когда изучаем произведения о ВОВ, мы можем использовать факты из истории, воспоминания ветеранов, письменные исторические источники. В старших классах мы можем дополнить уроки фотографиями и отрывками из документальных фильмов о концлагерях и ужасах войны. Все это делает урок более запоминающимся, оставляет более глубокие впечатления, помогает детям заинтересоваться изучаемым произведением. Уроки русского языка можно объединить с математикой, иностранными языками (английский, немецкий, французский, турецкий, татарский и т.д.) При изучении имени числительного, например, мы можем объединить данный урок с математикой. Все мы знаем, как много ошибок допускают ученики при склонении числительных. Если учащиеся будут решать математические примеры, проговаривая и прописывая числительные в разных падежах, то, таким образом, они закрепят правильную форму слова. Примеры заданий, которые можно использовать на подобном уроке, Вы можете увидеть на экране.

Слайд 9

1. Конкурс «Телеведущий». Представьте себе, что вы работаете на телевидении и вам нужно зачитать текст для жителей России. (Один из участников команды исполняет роль телеведущего) (используется макет телевизора) За каждый правильное прочтение числительных – 1 балл На протяжение 20 лет в XVII веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 г. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом . Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 до 20 000и от 90 000 до 100 000. Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк , который в 1628 г. издал свои таблицы логарифмов чисел от 1 до 100 000. В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 года. Нынешние школьники в возрасте 15—16 лет изучают логарифмы на уроках математики.

Слайд 10

Конкурс «Найди числительное». - На экране размещены слова: пятерка, пятак, пять, впятером, пятый. Это слова разных частей речи. Определите, какие из данных слов не относятся к числительным, и дайте определение числительного. Конкурс «Решите задачу». Решите (устно) задачу. Два соседа-фермера вместе владеют 685 га земли, у одного на 125 га земли больше, чем у другого. Сколько гектаров земли у каждого фермера? Решение. 1) 685 - 1.25 = 560 га — удвоенные владения второго фермера; 2) 560 : 2 = 280 га — у второго фермера; 3) 280 + 125 = 405 га — у первого фермера.

Слайд 11

Конкурс «Вычисление». Решите математические задания, которые спроецированы на экран, проговаривая вслух числительные. Решения запишите и дайте устные пояснения. Вычислите: —89 + 43. (К минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести). Вычислите: (122 + 31) - 159. (Из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять или разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус шести). Вычислите: 2 7 · 11. (Произведение двадцати семи и одиннадцати равно двумстам девяноста семи). Решите уравнение 4 • х = 1000. (Произведение четырех и икс равно тысяче, или какое число в произведении с четырьмя дает тысячу).

Слайд 12

Конкурс «Правильный вариант» Выберите правильный вариант (даны курсивом в скобках) употребленного в данных примерах числительного. ' С ( пятистами , пятьюстами) рублями в кармане. - Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) домов. О (пятистах, пятьюстах ) жителях. В (ста, стах ) метрах. Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью , пятидесяти) комнатами. Разотрите масло с (двумястами, двухстами ) граммами сахара. Три (первые, первых) урока он прогулял.

Слайд 13

Конкурс «Творческий диктант» Творческий диктант «Вести из леса». Заполнить пропуски в тексте числительными. Много ли у птицы перьев? Самая оперенная птица — лебедь. У него больше 250 перьев! У кряковой утки перьев меньше. А у колибри их всего 1000. Синквейн (Учащимся предлагается проявить творчество и выразить свое отношение к теме игры — написать синквейн . Для этого на столе у каждой команды находится раздаточный материал — вырезанные из бумаги «ладони». Правила написания синквейнов проецируются на экран. После выполнения задания учащиеся зачитывают выборочно получившиеся синквейны и прикрепляют «ладони» на доску.

Слайд 14

Таким образом, бинарные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, активизировать познавательную самостоятельность, повышать качество обучения, выйти на новый уровень знаний и создавать условия для реализации эффективного обучения.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.

Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы....

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности

В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на  формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...