Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"
статья по английскому языку

Шкуратова Валентина Алексеевна

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформлять материал и доносить его до заинтересованной аудитории, развитие  умения  работать самостоятельно, в парах, в группах, получение дополнительных знаний по теме, развитие навыков монологической речи. Этот метод  ориентирован на  практический результат. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя  с самой неожиданной стороны.  У них есть возможность самостоятельно добыть знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе и повышения качества знаний учащихся. Как показывает практика и мой собственный опыт работы над проектами, использование на уроке иностранного языка проектной методики положительно влияет на мотивацию изучения иностранного языка и оказывает неоценимый вклад в формирование коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_attestatsii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Шкуратова В.А.  

учитель английского языка

школа №3 Красногвардейского района г. С. Петербурга

 

Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся

Предо мной как перед  учителем  иностранного языка встают вопросы: Как увлечь учащихся  изучением  английского языка? Как сделать урок необычным, интересным?   Как пробудить желание учащихся к выражению своих собственных идей, проявлению индивидуальных способностей? Ответ, на первый взгляд, очевиден: каждый урок должен пробуждать познавательный интерес обучающихся,  быть нестандартным, иметь элементы  новизны и личностно-ориентированных заданий разного уровня, включать в себя коммуникационно-информационные, здоровьесберегающие технологии. Все эти составляющие современного урока помогают воплотить в жизнь нетрадиционные формы урока, современные методы обучения английскому языку, одним из которых  является проектная деятельность. Прежде всего, следует выяснить следующие моменты:

  1. Действительно ли метод проектов позволяет систематизировать знания и умения, раскрыть творческий потенциал обучающихся?
  2. Каким образом проектная методика способствует  организации самостоятельной работы с учебным материалом, помогает находить, анализировать дополнительную информацию, разносторонне подходить к решению определенной задачи?
  3. Насколько хорошо проектная деятельность (индивидуальная, парная, групповая) влияет на формирование  у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)?
  4. Как влияет использование проектной методики на уроке иностранного языка на развитие и воспитание способности и готовности обучающихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, личностному самоопределению в отношении будущей     профессии?
  5. На каком уровне проектная методика помогает достичь усвоения языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение?
  6. Позволяет ли проектная методика развивать устойчивый интерес к изучению иностранного языка, развивать познавательные, творческие  способности, критическое мышление  обучающихся, их потребность в самообразовании и самореализации.

     Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа.

     В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником его считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал термина «проект».

     Идеи проектного обучения появились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности  обучающихся и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

     Метод проектов развивает познавательную, творческую активность, критическое мышление обучающихся, способствует  формированию умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Суть понятия “проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов их решения.

     В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом  разнообразных и достаточных для решения данной проблемы знаний. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать со специальной  информацией, с аутентичным текстом, анализировать, делать обобщения, выводы. К творческим умениям относятся, прежде всего, умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия. Среди коммуникативных умений можно выделить   умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение лаконично излагать свою мысль,  умение находить компромисс с собеседником и т.п.

     Методисты выделяют такие основные требования к проекту:

   1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

   2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5.  Использование исследовательских методов.

    В соответствие с этими требованиями можно выделить следующие этапы разработки проекта и его проведения:

1. Обсуждение ситуаций по выявлению  одной или нескольких проблем по изучаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения обозначенных проблем («мозговой штурм»).

3. Обсуждение и обоснование методов исследования выдвинутых гипотез в микрогруппах, информационных источников для проверки определённой гипотезы, оформление результатов.

4. Работа в группах (парах, индивидуально) с конкретными данными, подтверждающими или опровергающими выдвинутую  гипотезу.

5. Защита проектов каждой из групп с последующим обсуждением и оценкой результатов  деятельности.

     По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

     В методике обучения иностранным языкам выделяют  следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, несомненно, должно соответствовать уровню языковой подготовки обучающихся.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

В ролево-игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

     Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска; презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.  

      Участие в разнообразных проектах даёт возможность обучающимся раскрыть свои способности,  реализовать свои идеи и даёт богатый опыт в плане организации проектной деятельности на уроке иностранного языка.  

    Как показывает практика и мой собственный опыт работы над проектами, использование на уроке иностранного языка проектной методики положительно влияет на мотивацию изучения иностранного языка и оказывает неоценимый вклад в формирование коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.

     Использование проектной методики в процессе изучения иностранного языка имеет ряд значительных преимуществ:

 -  Она позволяет обучающимся применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходит за привычные рамки урока и требует много времени и самостоятельности, но такие усилия оправдывают себя, так как при этом повышается мотивация обучающихся, ведь  занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на их практическое  использование, затрагивая и эмоциональную сферу обучающихся.

-  Самостоятельно добывая необходимую информацию (в том числе лингвистическую) не только из учебников, но и из других источников, обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, что развивает их критическое мышление.

-  В процессе работы над   проектом успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом и учителем, который становится равноправным партнером и консультантом.

 - В проектной методике весь учебный процесс ориентирован на личность обучающегося,  учитываются прежде всего его интересы, жизненный опыт и приоритеты, индивидуальные наклонности и способности.

- Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый обучающийся, работая индивидуально или в микро-группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

 -  Совместная работа в рамках проекта развивает у обучающихся  стремление доводить дело до конца, умение задокументировать результаты своего труда, например: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- или видеозапись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

- Форму презентации и документации обучающиеся выбирают сами, что развивает их творческую активность и креативность.

Таким образом, применение метода проектов на уроке иностранного языка полностью оправдывает себя.

Литература:

  1. Зачёсова Е.В. Метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/animals.html/
  2. Кохендерфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку// Иностранные языки в школе. -  2008.-  №4.
  3. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itlt/edu.nstu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

Проектная методика на уроках иностранного языка.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным т...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...

Проектная методика в обучении иностранному языку как оптимальное средство самореализации учащегося.

Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую...