Использование проектной методики в преподавании иностранного языка
учебно-методический материал

Агадуллина Флюза Мадхатовна

О преимуществах применения проектной методики как педагогической технологии в развитии современной дидактики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема на семинаре ШМО

Использование проектной методики

в преподавании иностранного языка

Учитель иностранного языка 

                                                                                        МБОУ «Кирюшкинская СОШ»

Агадуллина Ф.М.

Бугуруслан 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3

  1. Сущность проектной методики………………………………………………..5
  2. Метод проектов в обучении иностранному языку…………………………...6
  3. Поэтапная разработка совместной деятельности преподавателя и студента при работе над проектом……………………………………………………...10

Выводы………………………………………………………………………………..14

Список используемой литературы………………………………………………….15

Введение

           Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности студента остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка (ИЯ). Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития студента. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения ИЯ. И в связи с этими задачами, необходимо внедрение и эффективное использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

              Следует выделить преимущества применения проектной методики как педагогической технологии в развитии современной дидактики:

- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно- воспитательный процесс успешнее достигать поставленные цели;

- она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

          На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.                                                                            3

          Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

            Применение проектной методики особенно актуально при обучении студентов и учеников. Именно на средних курсах обучения студентов на первый план выступает самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

4

  1. Сущность проектной методики

        Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого обучаемого, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.     Обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно-объектного взаимодействия S>O, где S – преподаватель, субъект педагогического воздействия и управления, а О –студент, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1:Sn , где S1 – это преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для студента, интересный собеседник, содержательная личность, Sn – это обучаемый как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения».      

      Необходимо не забывать, что существенной особенностью любой деятельности является ее мотивированность. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ. Важнейшим фактором, который способствует формированию внутреннего мотива речевой деятельности, является   связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для студента проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности. Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования студентов.

5

  1. Метод проектов в обучении иностранному языку

        Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе студентов (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для студентов и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

        Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".
  2. Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".
  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.

      Для будущей своей работы в проектной методике считаю последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным.  Структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим считаю, что проект на основе работы с литературой подойдет  для

                                                                                                                                      6

изучения иностранного языка для специальных целей, в частности, для работы

будущих специалистов нефтяной промышленности, какими являются выпускники нашего колледжа, и приобретенные навыки работы с  литературой и справочниками технического направления будут хорошим подспорьем необходимые для них.

          В то же время "работа с литературой", рассматривая как разновидность группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков, позволит решить не только образовательные задачи, но и воспитательные. Так как  мы, преподаватели, призваны готовить студентов к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Социальное взаимодействие студентов приведет к заметному улучшению психологического климата в группе.

       Если представить  типологию проекта  Е. С. Полата, то выбранный мною проект будет практико-ориентированным типом.  Четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на профессиональные интересы самих участников.

Темой своего будущего проекта хочу выбрать «Разновидности методов бурения». Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку,  выделяют три основных подхода. Проект может:

  • использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
  • служить альтернативным способом организации учебного курса,
  • интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как

форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.

                                                                                                                                           7

     Проект как альтернативный способ организации учебного курса                                                                                                                                                                                                                            

исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые студентами и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления - в зависимости от поставленной цели. Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала.

         Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение мини-проектов в рамках изучаемого учебного курса.

         Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, планирую выбрать подход интегрирования в традиционную систему обучения языку. Данный проект будет предполагать выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого материала  4 курсов отделений «Бурения», «Эксплуатации» и «МТО».  

       Для этого проекта схема работы будет ориентирована на то, чтобы проект стал действительно органичной частью учебного процесса, а после его выполнения можно было не только увидеть наглядный результат работы, но и оценить уровень усвоения языкового материала.

      Проект планирую готовить с первых уроков и продолжить параллельно изучению учебного материала в течение 20 занятий. Практическим результатом проекта должен будет стать мини-проект. Тема проекта будет  связана с темой  уроков «История нефтяной промышленности и методы бурения».

         Проектная работа устраняет зависимость студента от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

                                                                                                                                      8

Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному языку будет  являться предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

9

  1. Поэтапная разработка совместной деятельности преподавателя  и студента при работе над проектом

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

Первый этап призван заинтересовать каждого студента в выполнении проекта. Он также важен и для меня, преподавателя, так как именно на этом этапе происходит и моя собственная презентация в глазах студентов, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

Разрабатывая тему проекта, преподаватель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого студента, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Создавая комфортную атмосферу для каждого, вовлекая его эмоционально в учебный процесс, стимулируя его когнитивные и творческие способности, преподаватель проектирует условия для дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целом.

Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного преподавателем в качестве основного, ее может сформулировать сам преподаватель с учетом учебных и, воспитательных задач, а также сами студенты.

Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания студентов по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно, а также наметить решение определенных воспитательных задач в каждом конкретном случае применительно к каждому студенту. Я же беру тему проекта, которая относится к практическому вопросу их будущей работы, актуальному для жизни студента в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта.

                                                                                                                                   10

Введение темы проекта, ее обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студента: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств и т. д. При этом основными видами речевой деятельности на этом этапе выступает аудирование и говорение, и ознакомительное чтение.

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Используя метод проектов при обучении и воспитании студентов на уроках иностранного языка, я планирую создать условия для самостоятельной работы студентов, активизировать их творческую активность. Работа над проектом — это самостоятельно планируемая деятельность студентов. Увеличивая удельный вес автономного процесса овладения языком, я надеюсь на то, что студенты самостоятельно будут участвовать в определении целей и задач учения, в ситуациях планирования видов взаимодействия, и выбора видов деятельности, запрашивать дополнительную информацию или добывать ее из различных источников, консультироваться друг с другом и, при необходимости, с преподавателем, высказывать свое отношение к выполняемым заданиям — принимать на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком.

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании мне  необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии студентов в группе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы при работе над проектом в группе или паре.

Для создания комфортных условий в процессе развития автономии студенту необходимо дать время для анализа, обдумывания, принятия решения,

                                                                                                                                   11

исправления ошибок, поэтому во второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов.

Первичный анализ необходим и для преподавателя, меня. Он является показателем того, как в целом идет работа над проектом, не пропало ли желание работать над проблемой при столкновении с первыми трудностями, при взаимодействии с членами группы, удачен ли выбор способов самореализации каждой личности, и какова будет итоговая презентация работы над проектом.

Для анализа деятельности каждого студента или группы очень важно вести дневник на иностранном языке, в котором каждый будет  делать выводы о своей работе, записывать полученную информацию,  фиксировать наиболее удачные методы работы. С помощью дневника можно вести опосредованный диалог с преподавателем, оценивать свое продвижение, что способствует мотивации учения. Преподавателю  же дневник позволит проследить ход работы студента над индивидуальным заданием и направить, при необходимости, в нужное русло.

При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации студенты используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

     Третий этап. Оформление работы над проектом. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом). Презентация проекта.

Обсуждение презентации и полученных результатов.

Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится студентами самостоятельно, преподаватель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками каждого или группы в целом.

На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда студенты подбирают материал и делают записи — чтение и письмо. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления

                                                                                                                                    12

полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать студенты, будут выступать устная речь и письмо.

Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения студенты будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

      Четвертый этап. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой, коммуникативной и письменной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных студентов в организации проекта.

                                                                                                                                  13

Выводы

  1. Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.
  2. Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
  3. Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы студентов. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.

       Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему:

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

14

                           Список использованной литературы                                        

  1.  Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.       
  2.  Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2.
  3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.
  4.  Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002.
  5.  Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации  /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
  6.  Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.
  7.   Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3.       

15                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Статья «Использование проектной методики в преподавании иностранного языка»

laquo;Использование проектной методики в преподавании иностранного языка»...