Статья в журнале
статья по теме

 Галина Николаевна Васильева

Статья об интегрированном курсе экологии и английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Васильева Г.Н, лицей № 95, Санкт-Петербург

Иностранный язык в силу своей специфики как средство передачи информации имеет исключительно большие возможности для удовлетворения самых разнообразных интересов учащихся.

Работая в течение многих лет в средних и старших классах, я убедилась, что интерес учащихся к иностранному языку вытекает из понимания его важности и полезности. Каждый учитель знает, что учение протекает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувства долга, ответственности. Необходимо,  чтобы учащийся не просто понял, а на личном опыте убедился в том, какую пользу знания приносят ему на практике.

Знания иностранного языка могут и должны быть использованы при изучении других предметов и взаимосвязаны с ними. Речь идет об интеграции иностранного языка с другими предметами, в частности создания интегративных модулей экологической направленности, что связано с одним из основных направлений, по  которым работает лицей №95.

Принципы интегративной и акмеологической ориентации образовательного процесса особенно значимы в системе общих дидактических принципов в построении содержания экологического образования. Интегрированный курс английского языка и экологии выполняет две задачи – во-первых, снабжает учащихся необходимым материалом для выполнения научных работ и проектов по экологии, во-вторых, дает учащимся возможность получать необходимые знания непосредственно на английском языке.

Экологическое образование достаточно дифференцированно и наиболее полно отражает современные направления экологических исследований. Поэтому в содержание  курсов английского языка 10 – 11-х  классов введены блоки, соответствующие профилю классов: «Экология человека» (для химико-биологических медицинских классов) или «Промышленная экология» (для учащихся классов технического профиля).

В системе дополнительного экологического образования активно реализуется инновационная англоязычная программа, включая следующие целевые проекты: «Живая лаборатория», «Природа и творчество», «Мониторинг среды обитания» и т. д.

В лицее №95 были разработаны также интегративные модули общекультурной и экологической направленности для учащихся 5 – 11-х классов, например,  «Экологические проблемы: взаимосвязь глобального, регионального и местного уровня», «Природа России»  «Образы природы в творчестве английских и американских писателей» и т. д.

Учителя английского языка используют технологии проектной деятельности. Такие педагогические технологии дают возможность учителям ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний. В процессе проектной деятельности учащиеся активно включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление.

Итогом работы являются презентация проектов, уроки-конференции экологического характера, нетрадиционные уроки интегрированного цикла. Лучшие работы учащихся хранятся в кабинете английского языка и используются на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Большое значение в развитии интегрированного экологического образования в Санкт-Петербурге имеют общественные организации. Учащиеся лицея активно сотрудничают с общественной организацией ОСЭКО при ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», общественной организацией «Прозрачные воды Невы», а также принимают участие в проектах, реализуемых программами «Балтийское море», «Чистые воды Невы» и т. д.

Что касается практической стороны дела, учащиеся принимают самое активное участие в различных интегративных экологических программах:

  1. «Coast Wateh Europe» −   программа изучения экологической ситуации в странах Балтийского региона;
  2. Конкурс  экологических газет (на английском языке);
  3. «Air pollution project Europe» − объединенная программа стран Балтийского региона, г. Мурманска и Нидерланд;
  4. участие в международных экологических плаваниях на шлюпках по Неве по маршруту Шлиссельбург – Санкт-Петербург в рамках программы «The Neva River Clear water»;
  5. международная  программа «Green Islands» (секция «Migrant Birds») были написаны рефераты (на английском языке); проведены практические работы в Юнтоловском заказнике;
  6. Проект по международному сотрудничеству с экологами Швеции,  с  учителями и  ученикам школы из г. Хельсинки (Финляндия). Были проведены несколько уроков, переводчиками были ученики старших классов. Встреча 2007 года закончилась круглым столом «Мы − дети Балтики», где смогли задать друг другу вопросы по интересующим проблемам, учащиеся обсудили совместные проблемы и установили контакты в области экологии, культуры, образования.

 Все эти мероприятия были не только интересны, но и полезны, так как повысили мотивацию изучения английского языка, как языка международного общения, способствовали социализации школьников.