ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по теме

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизированной и интенсифицированной деятельностью уч-ся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением- один из основных видов деятельности человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА  

 Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. У многих детей активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизированной и интенсифицированной деятельностью уч-ся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением- один из основных видов деятельности человека. В человеческой деятельности игра выполняет такие функции:

 -развлекательную

 -коммуникативную

 -самореализации

 -иглотерапевтическую ( преодоление трудностей, возникающих в др. видах жизнедеятельности)

 -диагностическую ( выявление отклонений от нормативного поведения)

 - функцию коррекции( внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

 Большинству игр присущи главные черты:

 1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

 2. Творческий характер этой деятельности.

 3. Эмоциональная приподнятость.

 4. Наличие правил, отражающих содержание игры.

 Игру как метод обучения , передачи опыта старших поколений младшим используют с древности. В современной школе игр. деятельность используют в след. случаях:1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета.2. как элементы более обширной технологии

 3.в качестве урока или его части.4. как технологии внеклассной. работы.

 В отличие от игр вообще педагогическая .игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

 Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уч-ся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебная .деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического .задания связывается с игровым результатом.

 Игры классифицируются по виду деятельности

 А) физические Г) социальные

 Б) интеллектуальные Д) психологические

 В) трудовые

 по характеру педагогического .процесса

 А) обучающие Г) обобщающие Ж) развивающие

 Б) тренировочные Д) познавательные З) репродуктивные., продуктивные

 В) контролирующие Е) воспитательные И) творческие

 К) коммуникативные

 Л) диагностические

 по характеру игровой методики

 А) предметные Г) деловые

 Б) сюжетные Д) имитационные

 В) ролевые Е) игры-драматизации

 Какие же игровые технологии можно использовать в младшем школьном возрасте?

 В младшем школьном возрасте дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игру с игрушками, предметами. Ребята действуют по игровым правилам. Учитель является организатором, помощником. В конце игры подводятся совместные с учителем итоги. Перед игрой все вместе обсуждают ход игры и результаты игры.

 Результативность игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В игровую технологию включаются последовательные игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по общему определенному признаку; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т.д.

 В младших классах можно использовать игры «Знакомство», «Квартет», «Моя семья» как группу игр, развивающих умение сообщать о себе и о своей семье. Следуя последовательности сложности игр, целесообразно первой проводить игру «Знакомство», когда дети сидят в кругу и знакомятся друг с другом в роли сказочных персонажей. Далее используется игра «Квартет»(она посложнее, т.к. на основе ее дети должны рассказать о себе).Дети делятся на несколько групп, получают набор картинок-карточек, содержащих начала и концы предложений следующего содержания:

 Меня зовут Олег.

 Мне 7 лет.

 Я прилежный.

 Я учусь в 1 классе.

 Я живу в Астрахани

 По сигналу группы начинают складывать предложения, принимая во внимание грамматические признаки построения. Группа может проверить правильность построения фраз, перевернув полученное сообщение на другую сторону. Если дети видят правильно сложенную иллюстрацию, значит и сообщение составлено верно. Группе, первой закончившей задание, предоставляется право зачитать полученное сообщение вслух. Вторым этапом игры является составление подобного сообщения о себе.

 И наконец игра «Моя семья» по типу «снежного кома». Для игры необходимы семейные фотографии учеников. Первый ученик говорит на иностранном языке. «Это моя мама» и показывает ее на фотографии. Второй ученик повторяет предложение первого ученика и добавляет своё предложение, например: « Её зовут Ольга Петровна» и т.д. до последнего ученика. Потом несколько учащихся класса рассказывают о своих семьях.

 В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии , появление стихийных групповых игр. Особенности игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, юмористическая окраска. В основном используется деловая игра, которая дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

 В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

 Имитационные игры- деловое совещание, обсуждение планов, проведение беседы.

 Здесь имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия( заседание общества книголюбов).

 Ролевая игра. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. В 5-8 классах можно использовать игру в «учителя». Один из учащихся берет на себя роль учителя и проводит фрагмент урока в своем классе. Особенно нравится ученикам 5-6 кл. игра в любознательного Буратино. Он, как сказочный персонаж, очень мало знает об окружающих его предметах. Всё , с чем он встречается , вызывает у него интерес, поэтому Буратино задает много вопросов, удивляется, не сразу соглашается с ответом собеседника, постоянно переспрашивает. Его собеседник пытается убедить Буратино.

 Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например решение какой-либо задачи, ведения пропаганды и агитаций. При изучении темы «Движение» можно использовать этот вид игры. Перед учениками ставятся задачи: 1 группа- пешеходы, должна выяснить, как им лучше добраться до метро (музея и т.д.), 2 группа- справочное бюро, должна дать справку пешеходу по поводу маршрута. На этапе тренировки решения коммуникативной задачи «спросить о маршруте и объяснить маршрут» справочному бюро и пешеходам раздаются карточки с опорными выражениями. При контроле умения решать эту коммуникативную задачу( на уроке обобщения, повторения) игра проводится без опор.

 Любая деловая игра имеет следующие этапы:

 1. Этап подготовки- разработка сценария(учебная цель занятия, описание проблемы, описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц)

 Далее следует ввод в игру, ориентация участников и экспертов, определяется режим работы, формулируется цель, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации, выдаются пакеты материалов и инструкций, собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

 2. Этап проведенияпроцесс игры.

 А) групповая работа над заданием(работа с источниками, тренинг, мозговой штурм).

 Б) межгрупповая дискуссия( выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).

 3. Этап анализа и обобщения- вывод из игры( анализ, оценка и самооценка работы, выводы и рекомендации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Педагогические технологии на уроках иностранного языка

Современные педагогические технологии помогают учителю не только профессионально, но и рационально подходить к организации учебного процесса. Данный материал рассматривает наиболее интересные из них....

Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе

в работ автор делиться опытом работы по применение приемов  новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Современные педагогические технологии на уроке иностранного языка

Обобщение опыта работы учителя английского языка...

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ИГРОВЫЕ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ТЕХНОЛОГИИНА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...