Как помочь ученику
статья по теме

Метод проектов занимает ведущее место в обучении. Как можно организовать свою деятельность, каковы принципы отбора материала, этапы работы - все это представлено с первой части статьи. Во второй части идет речь об эффективности использования логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_ucheniku.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное учреждение г. Калининграда

общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат

Как помочь ученику?

Учитель: Николаева Людмила Викторовна

Калининград-2012

  Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире.

         Приобщение учащихся к практике общения на межгосударственном уровне, к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

         Коммуникативная компетентность – система умений и навыков, связанных со способностью анализировать ситуации общения разных типов и применять необходимые коммуникативные стратегии в определенной ситуации. Сегодня понятие «коммуникативной компетентности» имеет более широкое значение: учащиеся должны уметь не только практически работать с информацией, но и передавать ее другим.

В процессе работы я решаю следующие задачи:

 -  воспитание у учащихся  уважения к уникальности культуры каждого народа, толерантности, позитивного отношения к происходящему;    

- формирование умения сравнивать, анализировать и синтезировать, делать выводы;

- развитие гибкости в принятии альтернативных решений;

- организация работы с учащимися с использованием современных методов обучения английскому языку;

- отслеживание изменения уровня сформированности умений и навыков учащихся.

Ведущими подходами в обучении являются:

  1. - компетентностный (в том числе формирование профессиональной и коммуникативной компетенции со всеми её составляющими компонентами: лингвистическим, социолингвистическим, социокультурным, социальным, стратегическим);
  2. -    интегрированный;
  3. -   личностно-ориентированный (развитие личности ученика через создание условий, в которых обучающийся мог бы совершенствовать свои способности);
  4. - программно-целевой (обучение должно быть подчинено учебным программам);
  5. - личностно-деятельностный (задача преподавателя организовать деятельность, способствующую развитию способностей ученика);
  6. - системно-структурный;
  7. - сознательно-когнитивный (осознание и осмысление учеником учебно-познавательной деятельности, которую он осуществляет);
  8. - межкультурный.

    Вся система обучения базируется на следующих принципах:

- принципе коммуникативной направленности;

- принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка;

-  принципах сознательности, активности, наглядности, воспитывающего обучения, индивидуальности и доступности, учета родного языка и иностранного языка.

        Основными направлениями моей деятельности являются:

- использование систем развивающего обучения;

- применение современных методик обучения иностранному языку ;

- интегрирование учебной и внеучебной деятельности;

-разработка авторских и модифицированных программ преподавания английского языка, элективных курсов;

-  установление контактов с учреждениями культуры города Калининграда и области, образовательными учреждениями  стран Балтийского региона.

              

Метод проектов

      Метод проектов, который я использую в организации своей деятельности,  позволяет:

-  индивидуализировать учебный процесс;

- дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

      Основная цель метода проектов, которую я ставлю перед собой, предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, консультанта.

    Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает, какие источники информации использовать.  

       Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата – творческая работа.  

         Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  2. акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  3. выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  4. отбор языкового материала в соответствии с темой и целью проекта;
  5. наглядное представление результата.

             Определение темы, проблемы и цели проекта является наиболее важным этапом работы. Именно здесь закладываются основы  решения поставленных задач, успешного выполнения задуманного.

Этап разработки структуры проекта требует во многих случаях консультации учителя (особенно на начальном этапе обучения иностранному языку, а так же в 5-6 классах). Работа учащихся с различными источниками информации, отбор языкового материала предполагают регулярные встречи с консультантом. В ходе таких встреч мы с учащимися анализируем проделанную работу, корректируем ошибки, в случае изменения первоначальных планов разрабатываем новые направления деятельности. Такая работа характерна для долгосрочных проектов.

Прежде чем перейти непосредственно к сбору информации, необходимо провести презентацию языкового материала и предкоммуникативную тренировку.

После выполнения задач этапов выбора темы и составления плана работы, определения стратегии своей дальнейшей деятельности, учащиеся переходят к этапу по сбору информации. Роль учителя заключается в том, что он отслеживает выбор учеником источников информации, анализирует обоснованность подбора информации. В случае необходимость учитель должен оказать содействие своим ученикам в установлении рабочих контактов с музеями, другими учреждениями культуры, детским центром экологического образования и туризма, преподавателями РГУ им. Канта и другими высшими учебными заведениями Калининградской области.

На протяжении работы над проектом учитель самым внимательным образом отслеживает процесс реализации поставленных задач, переход  ученика с одного уровня восприятия на другой. Здесь очень важны обращение к уже имеющимся знаниям учащихся и их жизненному опыту. Одним из существенных моментов работы на данном этапе является создание учеником своей собственной системы хранения информации.

Работа в группах / индивидуальная работа в процессе моделирования проекта в любой его форме предполагает обязательную организацию консультативных встреч, во время которых учащиеся имеют возможность предъявить наработанный материал. Преподаватель комментирует проделанную работу, анализирует подготовленные фрагменты проекта, исправляет ошибки в употреблении языковых единиц, проводится отработка нового материала.

Если работа организована в рамках группового проекта, то учитель обязан четко координировать действия разных групп.

             На мой взгляд самым интересным этапом работы над проектом для учащихся является этап подготовки презентации  к защите.

 

             Кульминационная точка работы – демонстрация результатов проекта.

             Этап систематизации и подведения итогов включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания, темы, конечного результата работы, личного участия каждого из учеников в организации деятельности на всех этапах. Оценочная часть проектной работы предполагает также анализ деятельности учителя.

           

          В среднем ежегодно проектной работой охвачено от 30 до 120 учащихся с третьего по одиннадцатый класс. Основная часть проектов, которые выполняют ученики, относится к индивидуальным проектам. Темы проектов разнообразны. Учащиеся всегда имеют право выбора темы, которая является на данном этапе наиболее интересной для них. Работы, как правило, красочно оформлены.

           В рамках индивидуальной проектной работы учащимися были созданы альманахи «Стихотворные переводы английских и немецких поэтов».

       

          Проектные работы, выполненные учащимися, могут быть использованы в качестве источника информации при подготовке к открытым мероприятиям, урокам, конкурсам и викторинам. Материалы по краеведению постоянно используются при подготовке к международным конференциям и семинарским занятиям.

          При проведении международных семинаров используются форма групповых проектов. В их разработке принимают участие не только ученики нашей школы, но и учащиеся из образовательных учреждений Польши, Литвы, Латвии, Германии. Тематика их разнообразна. Она затрагивает проблемы экологии и образования в разных странах, проблемы молодежи и исторические аспекты, перспективы развития международного сотрудничества и обобщение его результатов. Такие проекты могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Один из долгосрочных проектов «Судьба фортификационных сооружений»,  разработанный учащимися

гимназии № 40, учениками из г. Электренай (Литва) и г. Гижицко (Польша) в рамках традиционного международного семинара «Уроки дипломатии»  в ноябре 2006 года, был представлен нами на городской конференции «Информационно-компьютерные технологии в сфере современного образования»  1 февраля 2007 года как результат работы представителей трех государств.

          Особой популярностью среди учащихся пользуются радиопроекты, фотопроекты, видеопроекты. Такая форма работы позволяет юным представителям разных государств расширить сферу возможностей ведения диалога культур, позволяет кратчайший найти путь  к пониманию друг друга.

При решении поставленной задачи учащиеся объединяют усилия, направленные на достижение общей цели. Такие проекты реализуются и в гимназии № 40, и в Детской деревне Песталоцци в г. Троген (Швейцария) с 2000 года.

       Первый этап подготовительный. В ходе его учащиеся формируют интернациональные группы (по 3-4 представителя от каждой страны), получают задание и разрабатывают стратегию деятельности. Им необходимо придумать сюжет истории по предложенной теме («Права ребенка», «Школа», «Моя жизнь в будущем», «История любви» и т. д.), разработать план проведения фото- и видеосъемки, предложить комментарии по каждому из фрагментов проекта, обсудить предложения и выбрать общий вариант. Вся работа ведется на иностранном языке, как правило, на английском. Здесь помощь учителя может быть неоценимой. Он является консультантом по всем вопросам, связанным с иностранным языком.

     

       Второй этап практический. Учащиеся непосредственно заняты съемкой или записью радиопрограммы в радиостудии «Power Up».

       Заключительный этап – предъявление результатов деятельности группы. Озвучивание ведется на двух языках: английском и немецком. При подведении итогов обязательно отмечаются лучшие работы и самые активные участники. Каждый из участников проекта получает памятный диск с записью радиопередачи, с фотографиями проектных работ (презентации с проектами 2006 года см. в Папке достижений).

             Особо эффективной следует признать проектную деятельность с использованием сети Интернет. Это прекрасная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. Найденная информация может быть представлена в виде проектных работ различного объема, докладов, рефератов и презентаций.

           

         В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Результативность проектной деятельности

        Наблюдения за динамикой интеллектуального и нравственного развития учащихся позволяют отметить положительные результаты проектной деятельности учащихся. Как учитель я могу судить о возросшем интересе к изучению английского языка.

Год

Количество

опрошенных

Повышение интереса к изучению английского языка благодаря проектной деятельности

Да

Нет

Не знаю

1.

1995

44

25

4

15

2.

2000

39

30

2

7

3.

2005

51

50

0

1

4.

2007

46

46

0

0

5.

2009

51

50

0

1

      Благодаря проектной деятельности с использованием информационных технологий значительно расширились возможности  учеников. Работа над проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, делает их духовно богаче. Все учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью на уроках английского языка, являются участниками международных молодежных проектов, организуемых на территории г. Калининграда и на территории Литвы, Польши, Швейцарии, Германии.

Использование логико-коммуникативных опорных схем

 в процессе обучения говорению

 младших школьников

        Другим направлением моей работы по развитию интереса учащихся к изучению английского языка,  повышению качества знаний является использование  логико-коммуникативных опорных схем  в процессе обучения говорению младших школьников.

      На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения необходимо учитывать связь структуры урока с психологическими особенностями младших школьников. Перед учителем иностранного языка возникает необходимость сохранения работоспособности учеников на протяжении всего урока, предупреждение утомляемости, поддержание интереса к работе. Важно учитывать данные психологии о том, что на запоминание у младших школьников большое внимание оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

        Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования опорных схем и таблиц – научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества.

        Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет реализовать дифференцированный подход к ученику, активизировать его познавательные возможности: память, мышление, воображение.

        Методика составления логико-коммуникативных опорных схем включает в себя несколько этапов.

         Прежде всего, необходимо составить модель монологического высказывания – речевой эталон, который соответствует требованиям программы и предусматривает возможности ученика. Речевой эталон включает в себя изученный языковой и речевой материал; материал, который предстоит освоить, а также дополнительный материал.  При составлении речевого эталона учитель должен учитывать жизненный опыт своих учеников, их интересы, уровень интеллектуального развития.

       После составления речевого эталона начинается непосредственно создание логико-коммуникативной опорной схемы. В зависимости от уровня сформированности речевых навыков и умений, от уровня развития мыслительных способностей ученика выбираются сигналы-символы: изобразительные и вербальные.  Вербальные средства включают в себя речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства представлены рисунками, аппликациями, геометрическими фигурами, цифрами.

     При составлении логико-коммуникативных опорных схем необходимо использовать следующие принципы:

  1. Принцип доступности содержания – языковой материал не должен быть слишком сложным;
  2. Принцип доступности изображения – ученики привыкают к определенным сигналам, выражающим то или иное грамматическое или лексическое явление, и отождествляют данные сигналы с заложенным в них смыслом (например, вопросительный знак и многоточие означают, что данную мысль необходимо развить дальше; короткая линия означает is, а длинная – are;
  3. Принцип расположения информации в логическом порядке;
  4. Принцип цветовых параметров – теплые цвета активизируют внимание учащихся, повышают работоспособность. Следует отметить, что чрезмерная перегруженность схемы разными цветами отвлекает учеников от процесса работы. Наиболее оптимальной является комбинация 4-х цветов.  Основная часть лексических единиц представлена черным цветом, а красным, синим и зеленым цветами выделяются ключевые аспекты и наиболее важные моменты высказывания. Например, в опорной схеме «Лондон» названия достопримечательностей написаны красным и синим цветами, а описательные прилагательные, уточняющие существительные, глаголы представлены только черным цветом;
  5. Принцип достоверности – целесообразно использовать рисунки и аппликации, способствующие более яркому восприятию предлагаемой ситуации.

     Логико-коммуникативные опорные схемы могут представлять собой более развернутые и менее развернутые программы высказывания.     Каждая опорная схема должна состоять из 3-х частей, она должна включать вступление, основную часть и заключение.

     Организация работы с логико-коммуникативными опорными схемами предполагает их комплексное использование в процессе изучения темы.

      При первом предъявлении схемы учитель знакомит учащихся с речевым эталоном, которым им предстоит овладеть в процессе работы над темой. Учитель может организовать беседу с учениками, в ходе которой повторяется материал, знакомый им по предыдущим темам.

      На последующих уроках учитель обращает внимание на отдельные блоки опорной схемы. Они отрабатываются в изолированном виде. Большое внимание следует уделять хоровой и индивидуальной отработке отдельных предложений и ситуаций.

      Следующий этап – обучение учащихся целостному высказыванию по опорной схеме. Первые монологические высказывания могут быть предъявлены несколькими учащимися, которые последовательно освещают предложенные учителем ситуации. Например, при работе над темой «Времена года. Погода» один ученик рассказывает о зиме, второй о весне, третий о лете, четвертый  об осени. И только после этого можно предложить желающему ученику рассказать обо всех временах года, о погоде в Калининградской области.

      На последних уроках работы над темой общение учителя и учеников организуется без опоры на логико-коммуникативную схему.

      На протяжении нескольких лет мои ученики подчеркивают, что логико- коммуникативные опорные схемы им очень помогают в обучении.

      Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные, яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию. Опорные схемы позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между ними, содействуют развитию логического мышления. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала – создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

    Подводя итоги, хочется сказать, что интерес к изучению английского языка растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать, что хорошее знание иностранного языка является неотъемлемой частью современной жизни – это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...

Как помочь ученикам в процессе подготовки к итоговой аттестации

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводит...

Информационный буклет "Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД"

В данном материале собраны методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий...

Рекомендации для педагогов: «Преодоление школьной тревожности. Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».

Преодоление школьной тревожности. Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность?...

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ "Как помочь ученикам в процессе подготовки к ОГЭ"

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ "Как помочь ученикам в процессе подготовки к ОГЭ"...

Как помочь ученику побороть страх говорить на уроках? (методические рекомендации, авторская работа)

Методические рекомендации в работе с учениками, которые имеют страх говорить на уроках....

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников и учителей)

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников иучителей)...