Песня как элемент национально — культурного компонента содержания обучения
статья по теме

Левашова Мария Игоревна

Тема использования песен на уроках иностранного языка  не нова. Многие исследователи (Т. А. Потапенко, В.Г. Верещагин, Е.М. Костомаров и др.) обращались к данной проблеме. Но до сих пор в научных работах не были рассмотрены многие ее аспекты.

  Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью, как средством общения, невозможно без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка. Коммуникативный и лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.

         В рамках обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке интеркультурная составляющая играет значительную роль.

         Французский философ Гаймс определяет понятие интеркультуры как способность познания системы ценностей определенного общества; как умение вести себя так, чтобы быть понятым и принятым иностранным сообществом.

         Таким образом, формирование интеркультуры выступает как процесс, цель которого  - обмен между родной и чужой культурой, падение барьеров, возникновение взаимопонимания и единства.

         Проблемой взаимосвязи и взаимовлияния языка и культуры занимается сравнительно молодая наука, переживающая в настоящее время период расцвета, – лингвокультурология. Лингвокультурологический подход к изучению финского языка особенно востребован сегодня потому, что включение его в методику преподавания позволяет расширить кругозор учащихся и включить в обучение богатый лингвокультурологический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_kak_element_nacionalno.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Песня как элемент национально — культурного компонента содержания обучения

Лингвокультурологический подход к изучению языка предполагает не только усвоение учащимися жизненного опыта народа, его культуры (в которую входят национальные традиции, религия, нравственно-этические ценности, искусство), но и духовно-эстетическое воздействие на мысли и чувства обучаемых.

        Песня – часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения русскому языку как иностранному песен является мощным источником получения лингвокультурологической информации, духовного обогащения и эстетического воспитания.  

        Использование песен в качестве учебного пособия на занятиях является достоверным  источником информации о быте и культуре страны изучаемого языка, так как содержание песни   изображает типичные стороны современной действительности (например, особенности быта).

        Отбор из жизни самых существенных типичных явлений, характерных для своего народа, особенностей его характера, его национальной культуры, а также выражение своего мировосприятия и отношения к исполняемому является важной задачей автора текста песни и ее исполнителя. Поэтому песня является источником знаний о национальной культуре народа, язык которого изучается.

        Но кроме простого знакомства с культурой Финляндии, использование правильно отобранных песен финских исполнителей способно существенно облегчить овладение специфической, безэквивалентной лексикой русского языка и полнее раскрыть картину мира изучающему язык.

Обучение финскому языку – это обучение речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), так как суть речевой деятельности заключается в том, что она служит общению между людьми, передает информацию от человека к человеку. Здесь важно определить понятие речевой деятельности и выяснить, каковы роль песни в ее развитии. Для структуры речевой деятельности характерен операционный механизм, представляющий собой цепь речевых действий и операций, каждое звено которой включает ориентировку (мотивацию), планирование и реализацию высказывания. Эффективность воздействия песни состоит в возбуждении сопереживания у слушателей. Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием песен заинтересовывают учащихся, повышают работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.  

        Существуют следующие принципы и приемы работы с песнями на уроках РКИ.

        Принципы, методы и приемы работы с песенным материалом на уроках финского :

Принцип творческой активности.

Принцип коммуникативности, определяющий цель обучения языку – формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем.

Страноведческая направленность, требующая того, чтобы иллюстративные материалы (в данном случае, песни) представляли явления, типичные для страны изучаемого языка.

Принцип учета родного языка и культуры

Принцип взаимосвязанности обучения видам речевой деятельности. Идея взаимосвязанного обучения заключается в том, вызывает ли та или иная песня потребность в речевой деятельности у учащихся, подходит ли она одновременно для развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма, обеспечивает ли последовательность работы по песне с учетом повторяемости учебного материала при переходе от одного вида речевой деятельности к другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-культурного компонента в образовательной деятельности по изучению татарского языка детьми дошкольного возраста.

Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остается сам собою до тех пор, пока сох...

Презентация ( использование краеведческого этно-культурного компонента в обучении английскому языку).

Данная работа в помощь учителям английского языка, помогающая мотивировать учащихся на углубление знаний по предмету, на воспитание интереса к культуре и истории родного края....

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

Материалы Международной научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания» г. Арск

Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь?  Чем поделиться с учителем-другом, работающим, ...

Особенности изучения национально-культурного компонента на уроках английского языка.

Аннотация:В последние десятилетия резко возрос интерес лингвистов и специалистов различных отраслей науки и техники к проблемам частно–отраслевых терминосистем, что объясняется процессами интегр...

Аутентичные песни как один из элементов культурного компонента содержания обучения английскому языку на начальном этапе

При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только о...