Главные вкладки

    Театральный кружок по английскому языку для начальных классов
    методическая разработка по теме

    Алеева Эльза Гусмановна

      Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственной сфере сознания является благоприятным для формирования позитивной мотивации в обучении иностранному языку.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podsolnushek.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственной сфере сознания является благоприятным для формирования позитивной мотивации в обучении иностранному языку.

    Театральный кружок по английскому языку для начальных классов

    Подсолнушек- Sunflower

    Автор: Алеева Эльза Гусмановна

     учитель английского языка

    МОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа  №1»

    Пояснительная записка.

      Программа занятий по английскому языку разработана для учащихся начального звена, изучающих английский язык в средней общеобразовательной школе.

      Курс рассчитан на 34 часа.

      Основная цель театрального кружка:

    Познавательная: повысить мотивацию к изучению английского языка.

    Развивающая: развить творческие способности ребенка.

    Воспитательная: формировать нравственную, морально здоровую личность.

      Основные задачи, которые реализуются в ходе работы кружка:

    методическая

    1. Поиск форм и методов по усовершенствованию процесса обучения

    Повышению эффективности изучения иностранных языков способствует организация учебной деятельности с опорой на разнообразные художественные материалы, такие как музыкальная наглядность (песенный материал), а так же использование слуховой (ритмика), образной (жесты), языковой наглядности (тексты песен, стихи, рифмовки, мини диалоги на английском языке).

    Образовательные

    1. Создание ситуаций реального общения

    Благодаря театрализации создаются условия для тренировки ситуаций реального общения на иностранном языке, так как тексты песен, стихов являются ситуативными сценариями,  которые отображают особенности культуры и быта. В песнях и стихах используется наиболее употребительная лексика. Материал легко запоминается, активизируется в речи.

    1. Формирование и развитие языковых ЗУН

    Использование музыкального, ритмического материала имеет познавательную ценность. Занятия способствуют формированию  и развитию языковых и лингвострановедческих ЗУН. Песенный и ритмический материал отражает особенности строения языка, обогащает лексику.

    Развивающие

    1. Развитие творческих способностей

    По сравнению с речью, театрализованная песня, рифмовка, стих имеют ярко выраженную эмоциональную окрашенность, способствует повышению активности учащихся и снижению напряжения и усталости. Обыгрывание песенного и стихотворного материала дает возможность ребенку развить свои творческие возможности, раскрепоститься и почувствовать эмоциональную удовлетворенность, радость, свободу.

    Воспитательные

    1. Театрализованная песня, рифмовка, стих, мини диалоги обладают эстетической и нравственной ценностью, а также создают благоприятный психологический климат, повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

    Большое воспитательное значение имеет тот факт, что результатом занятий является КТД (коллективное творческое дело) социально-значимого характера. Это постановки познавательного игрового характера «Мы волшебники» и «В кругу друзей» с показом для младших классов, подготовительной группы детского садика, родителей. В программе кружка показ программ обозначен как «гастроли».


    Ключевые слова и термины: целеполагание, критерии отбора материала, технология театральная, технология социального проектирования, примерное тематическое планирование.

    Отбор языкового материала производился по следующим критериям:

    1. Критерий аутентичности;
    2. Критерий положительного эмоционального воздействия;
    3. Критерий соответствия интересам и возрасту учащихся;
    4. Общемузыкальные критерии;
    5.  Критерий методической ценности материала

    Критерий аутентичности является одним из наиболее важных при отборе материала. Работа с подлинным, ценным в познавательном отношении учебным материалом может обеспечить школьникам не только возможность овладеть еще одним способом общения, но и проникнуть в новую культурную среду. Отбор аутентичного материала отвечает лингвострановедческим целям обучения.

    Критерий положительного эмоционального воздействия музыки на учащихся. Отобранный языковой материал для театрализации должен влиять на эмоциональную сферу личности, создавать атмосферу комфортности для учащихся.

    Критерий соответствия интересам и возрасту учащихся.

    Необходимость введения дополнительных занятий обуславливается тем, что в данном возрасте ребят отличает природная любознательность, активность, непосредственность, готовность воспринимать, подражать, играть.

    Работа творческих кружков способствует гармоническому развитию личности ребенка, развивает его общие и языковые способности.

    Критерий методической ценности. Языковой материал должен соответствовать  программным требованиям по изучению английского языка. Разработанный материал выполняет задачу формирования и совершенствования навыков и умений в соответствии с программой обучения иностранному языку.

    Общемузыкальные критерии

      Четкость ритма и рифмы в тексте песен облегчает процесс овладения новыми лексическими единицами. Музыкальное произведение с более четким ритмическим рисунком лучше воспринимается и облегчает запоминание языкового материала. Также следует учитывать темп музыкального произведения и рифмовки. Слишком быстрые песни и рифмовки  трудно  воспринимать и воспроизводить.

      Наиболее предпочтительным является  материал, отобранный в соответствии с критериями четкого ритмического рисунка и темпа (желательно от анданте – не спеша) до аллегро (живо).

    Подобранный материал помогает овладеть основными умениями сценического искусства. сценические упражнения помогают выявить и развить творческие способности, память, речь, двигательные, ориентационные умения и навыки ребенка.

      Методологическую основу театрального кружка составляет технология драматизации или театральная технология, реализующая деятельностный подход в обучении. Использование приемов театрализации является эффективным средством обучения иностранному языку. Это один из способов создания реальной языковой среды, огромный источник творческих переживаний и преобразований, т.к. ребенок входит в роль персонажа и старается изобразить, передать свою ролевую сущность. Обращение к эмоциональной сфере сознания позволяет формировать положительную мотивацию в обучении. Кроме того все, что вызывает эмоциональное переживание лучше осмысляется и запоминается.

    Для формирования и развития сценических умений и навыков используются следующие виды упражнений:

    1. Владение дыханием, дикцией, интонацией.
    2. Приемы паузации и атаки звука.
    3. Использование экстралингвистических средств (жестов, поз, мимики, выразительности)
    4. Использование проксимических средств (расположение в пространстве и пространственные передвижения).

      Так как наши представления проходят на английском языке, учащиеся получают возможность развивать и совершенствовать  языковые умения. У них увеличивается словарный запас, формируются навыки и умения в чтении, говорении на иностранном языке.

    Технология работы с речевым материалом.

      Технология работы с речевым материалом представляет собой последовательность заданий:

    -дотекстовый материал (адаптация к сцене, вхождение в образ с  использованием игровых ситуаций);

    -текстовый этап (сценическая отработка роли, работа со звуками, с жестами, мимикой);

    -послетекстовый этап (сценическое взаимодействие).

      Содержательную основу работы кружка составляет технология социального проектирования.

      Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям социально-ориентированного обучения, поскольку одной из главных компетенций является социализация обучающихся. Социальные проекты (творческие дела) дают возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения и навыки путем вовлечения в реальную общественную жизнь, позволяет детям проявить самостоятельность, инициативу, творчество, организаторские способности. Основная задача состоит в том, чтобы формировать в ребенке потребность выражать свое «Я» для пользы социального окружения.  Если мы работаем над творческим делом, в первую очередь ставится вопрос «для кого мы это делаем, какую пользу своим делом мы принесем окружающим?». Таким образом, социальное проектирование, соединяя в себе образовательную и воспитательную функции, формирует социально активную личность. Реализация социального проекта в кружке – это командное дело. Благодаря творческому взаимодействию ребята сплачиваются, учатся работать в команде. (См. Приложение).

    Планируемые результаты.

      Обучение в рамках кружка формирует у детей следующие умения и навыки:

    -умение быть активным, позитивным, делать добрые дела;

    -развивает творческое мышление;

    -развивает такие ключевые учебные навыки, как сосредоточенность, собранность, терпение;

    -формирует навыки художественного чтения;

    -обогащает языковые и лингвострановедческие знания;

    -формирует сценическое поведение;

    -формирует позитивную мотивацию в процессе изучения иностранного языка.

    Примерное тематическое планирование

    тема

    Содержание

    материала

    Кол-во

    часов

    1

    Приветствие, знакомство

    Мы - подсолнушек

     Речевые фразы знакомства. Формы глагола «быть»

    1

    2

    Ориентация на сцене

    Песня АВС

    Алфавит.  Выполнение команд

    1

    3

    Глаголы движения

    Разучивание песни

    Хоки –коки

    Глаголы движения.

    1

    4

    Постановка дикции

    Части тела

    Разучивание песни  “Head and shoulders”

    Части тела.

    1

    5

    Развитие дыхания

    Музыкальные инструменты

    Разучивание песни

    “We can play”

    Музыкальные инструменты.

    Глаголы «могу, люблю, хочу»

    1

    6

     Интонирование речи

    Разучивание песни

    “Happy Hippo”

    Глаголы движения

    Формы глагола «быть»

    1

    7

    Твердая и мягкая атака звука

    числительные

    ритмический счет

    Числительные.

    1

    8

    Паузация

    Мы –волшебники

    Счет. Фокус с книгой

    1

    9

    Использование экстралингвистических

    средств

    Жесты и мимика

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене.

    1

    10

    Темпоритмика

    Постановка программы

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой.

    1

    11

    Подготовка костюма, реквизита

    Постановка программы

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене.

    1

    12

    Гастроли

    «Искорки добрых дел» Выступление перед родителями

    1

    13

    Гастроли

    «Искорки добрых дел» В гости в детский сад

    1

    14

    Гастроли

    «Искорки добрых дел». В гости к малышам.

    1

    15

    Программа АВС. Мы-друзья

    Речевые фразы знакомства. Формы глагола «быть»

    1

    16

    Мои друзья Постановка дикции

    Речевые фразы знакомства. Формы глагола «быть»

    Описание друга

    1

    17

    Моя семья Интонирование речи

    Формы глагола «быть»

    Описание членов семьи.

    1

    18

    Мы идем в зоопарк Развитие дыхания

    Отработка речевой ситуации»Давай/те что-либо сделаем». Модальный глагол «могу»

    1

    19

    Ритмический счет.  Паузация

    Числительные. Счет.

    1

    20

    Мои игрушки

    Игрушки. Описание. Глагол «иметь, быть»

    1

    21

    Что мы можем делать Использование экстралингвистических средств.Жесты и мимика

    Глаголы движения. Модальный глагол «могу, люблю, хочу»

    1

    22

    Что мы любим делать. Использование экстралингвистических средств. Жесты и мимика

    Глаголы движения. Модальный глагол «могу, люблю, хочу»

    1

    23

    Что мы хотим делать Использование экстралингвистических средств

    Жесты и мимика1

    Глаголы движения. Модальный глагол «могу, люблю, хочу»

    1

    24

    Мы – волшебники1

    Разучивание песни волшебников

    Грамматическая структура «находится что-то где-то»

    1

    25

    Разукрасим мир

    Цвета. Описание.

    1

    26

    Темпоритмика

    Постановка программы Ориентация на сцене

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене

    1

    27

    Темпоритмика

    Постановка программы Ориентация на сцене

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене

    1

    28

    Ориентация на сцене

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене

    1

    29

    Темпоритмика

    Постановка программы

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене

    1

    30

    Подготовка костюма, реквизита

    Отработка изученного материала с жестами и мимикой. Ориентация на сцене

    1

    31

    Гастроли

    «Искорки добрых дел» Выступление перед родителями

    1

    32

    Гастроли

    «Искорки добрых дел» В гости в детский сад

    1

    33

    Гастроли

    «Искорки добрых дел» В гости к малышам.

    1

    34

    Подведение итогов

    Активизация лексико-грамматического материала.

    1

    Литература для учителя.

    1. М.К Алтухова. Возможности театральной студии в обучении учащихся английскому языку

    2. Ю,А, Комарова. Использование музыкальной наглядности в формировании активного иноязычного словаря учащихся.

    3. Сборник стихов и песен на английском языке (методическая копилка учителя).

    4. Дерек Стрейндж. УМК “Chatterbox”1,2, издательство «Оксфорд».

    Литература для учащихся.

    1.Дерек Стрейндж. УМК “Chatterbox”1,2, издательство «Оксфорд».

    Приложение

    Социально – значимый проект

    Magic show

    Зажигайте искорки добрых дел

      Среди форм организации практической деятельности учащихся существенное место занимает технология социального проектирования. В течение нескольких лет мы с учащимися активно разрабатываем различные формы по технологии социально – значимого проектирования. Социальное проектирование соединяет в себе образовательную и воспитательную функции. Целью социально-значимого проекта является формирование социально активной личности.

      В наших с детьми проектах есть благородная миссия - забота о младших. Познавательное шоу рассчитано для учащихся начальных классов. В более упрощенной форме мы показываем представление подготовительной группе детского садика «Рябинушка». Приглашаем их в школу, проводим экскурсию, показываем чему они могут научиться в школе. Или сами идем к ним в гости. У ребят очень теплые воспоминания о детском садике, они с удовольствием готовятся к этой встрече. Готовят малышам книги в подарок. И, конечно, не обходится без сладостей. Это становится нашей традицией.

      Общее творческое дело – это эффективное, мощное средство для сплочения коллектива.

      Творческие дела помогают раскрыть творческие способности детей.

      Творческое дело – это эффективный способ создания языкового пространства.

      Для подготовки данного КТД необходимо использовать тексты песен в учебниках “Chatterbox 1”,“Chatterbox 2”,  автор Дерек Стрейндж, кассеты к учебникам с записями песен. Подготовить буквы кубики, или шары, написав на них буквы английского алфавита. Продумать костюм волшебника. Научиться делать два несложных фокуса. Подготовить коробку волшебника.

    Сценарий.

    1.Выход Magician and her friends под музыку «The Hokey Cokey».

    2.Приветствие с залом.

    - Hello

    - How are you?

    - Glad to see you.

    3.Игра, которая помогает собрать внимание

    - Let’s play! – Friends повторяют Let’s play!

    - Let’s dance! - Let’s dance!

    - Let’s sing! - Let’s sing!

    - Let’s jump! - Let’s jump!

    - Let’s run! - Let’s run!

    - It’s fun!

    Все блоки отрабатываются по одной схеме. Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом. Каждый блок начинается с собирающей внимание фразы Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    4. АВС

    - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    - Do you know ABC?

    - Yes, I do. (2 times)

    - Can you read ABC?

    - Yes, I can. (2 times)

    Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом.

    - Join us. Let’s sing our ABC.

    Помощники во время исполнения песни выстраивают пирамиду из букв. Приглашается класс, который прошел все буквы  и знает ABC.

    5.Игра “Show me”

    - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    - Can you see an elephant? (a monkey, a parrot, a lion, a snake, a hippo, a giraffe, a dog, a cat …)

    - Yes, I can

    - Show me!

    - Over there!

    - Can you see …?

    - No, I can’t.

    Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом.

    - Let’s go to the Zoo. Join us!

    На сцену к помощникам Friends выходят 4-ые классы в костюмах или масках разных животных, поют песню  с элементами танца.

    6. Parts of the body and face.

    - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

     - Show me your eyes … (nose, mouth, ears, hands, legs…) Показывают части лица и тела.

    Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом.

    - Join us! Let’s do our morning exercises.

    На сцену выходят учащиеся 3 класса, поют песню “Head and shoulders” выполняя движения вместе с ведущими.

    7. Игра, которая помогает собрать внимание.

    - Let’s play! –все повторяют Let’s play!

    - Let’s dance! - Let’s dance!

    - Let’s sing! - Let’s sing!

    - Let’s jump! - Let’s jump!

    - Let’s run! - Let’s run!

    - It’s fun!

     - Let’s dance together!

    К ведущим присоединяются все зрители, поем песню “The Hokey Cokey” c элементами танца.

    8. Игра имитация.

    - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    - Can you play the violin (the piano, the big bass drum)?

    - Yes, I can. (2 times)

    - Show me! (изображают, как играют на инструменте)

    Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом.

    - Let’s play the musical instruments together.

    Все участники поют песню We can play on the big bass drum, показывая, как играют на инструменте.

    9. Фокус с книгой.

    - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    - Let’s make our trick. Magician берет в руки книгу, лучше большой, красочный словарь.

    - What this?

    - It’s a book.

    - Read this book and you’ll be clever. You’ll become a great magician.

    (из зала просим выйти одного ученика, знакомимся с ним)

    Magician работает с учеником.

    - Take this book. Open this book. Let’s count these coins together.

    Зал считает монетки

    - One, two, three, four, five.

    Говорим заклинание

    - Let’s say our magic spell

    - One, two, three, Shazam!

    Книга открывается, на ладонь высыпаются деньги. Дополнительные монеты заранее вставляются в переплет толстой книги. Вместе с залом считаем монеты.

    - One, two, three, four, five, six, seven, nine, ten.

    10. Чтобы собрать внимание детей, говорим считалку.

    - «One’s a number…»

    11. - Oh, my dear friends! – Yes, magician.

    - Let’s sing our song!

    Поем песню волшебника

    - “There’s a pink and yellow rabbit in my uncle’s hat…”

    12. Magician берет в руки волшебную коробку. (В коробке сделать второе дно. Для этого вырезать картонку по размеру днища коробки, оклеить бумагой одного цвета с коробкой, положить под сделанную картонку пакет с конфетами или с каким-нибудь другим сюрпризом. К пакету прикрепить нитку и протянуть к краю коробки. Волшебную коробку покрыть волшебным платком. Потренироваться, чтобы захватывая платок, вы брались за нитку и, на удивление всем детишкам, из волшебной коробки достать волшебные конфеты).

    - Is there anything in the box?

    - No, there isn’t.

    Magician работает с помощниками Friends, то же самое повторяем с залом.

    Let’s make a magic trick. Let’s say our magic spell.

    - One, two, three, Shazam!

    Из коробки достаем конфеты. Конфеты раздаются всем участникам, звучит зажигательная музыка The Hokey Cokey.

    13. Прощаемся с залом.

    Thank you! Good bye!

    После каждого задания детей подбадриваем фразами Well done! You’re great! It’s fun! It’s fantastic! It’s fine!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по английскому языку для начальных классов.

    Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «. Enjoy English» авторов М. З. Биболет...

    Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

    Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

    Конкурс знаний по английскому языку в начальных классах

    Конкурс знаний по английскому языку в начальных классах...

    Разработка урока по английскому языку для начальных классов по теме "Множественное число существительных".

    На уроках английского языка большое внимание уделяется изучению грамматики. В начальной школе необходимо представить грамматические правила ученикам в доступной им форме. В данной разработке урока исп...

    Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.

    Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...

    Конкурс знаний по английскому языку в начальных классах. Путешествие в "Страну английского языка".

    Конкурс знаний по английскому языку в начальных классахЦели и задачи:·         создавать положительную мотивацию к изучению английского языка и радостное настро...

    Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

    Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....