`ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В РАМКАХ КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА БИБОЛЕТОВОЙ М.З. Enjoy English
статья по теме

Нина Викторовна Силютина

 

Изучение английского языка на начальном этапе охватывает все основные аспекты содержания обучения иностранному языку, одним из важнейших элементов является обучение чтению. В статье речь идет об обучении чтению в рамках УМК Биболетовой "Английский с удовольствием".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд №2) Авторы серии "Enjoy English" ставили своей целью комплексное решение задач, стоящих перед предметом "Иностранный язык" а именно формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартом по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку.

Эта цель подразумевает:

•  развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;

•  развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно: а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания о культуре, истории и традициях этих стран; б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов; в) понимание важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми; г) развитие познавательных способностей учащихся, их интереса к учению.

 Авторы старались придать курсу современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка.

В учебниках данной серии реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку.

Используемые педагогические технологии:

Игровая технология.  Метод проектов. Перечень проектов в рамках курса:

Проект «Меню». Проект «Новогодняя игрушка». Проект «Поздравительная

открытка». Проект «Письмо другу»

   ( Слайд №3)Информационные технологии

( Слайд №4) Изучение английского языка на начальном этапе охватывает все основные аспекты содержания обучения иностранному языку, одним из важнейших элементов является обучение чтению.

( Слайд № 5)

В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Чтение тесным образом связано с разными видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом.

Чтение связано также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно. Таким образом, чтение связано со всеми другими видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку в школьном курсе в целом, и в частности на начальном этапе.

( Слайд № 6)

В учебниках для начальной школы М.З. Биболетова, Н.В Добрынина, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва "Enjoy English" обучение чтению на английском языке осуществляется поэтапно.

( Слайд № 7) Обучение чтению начинается фактически со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному.

 

( Слайд № 8) Знакомство с буквами происходит на протяжении всего первого полугодия. И для того чтобы этот достаточно монотонный процесс запоминания букв проходил в более занимательной форме, можно воспользоваться специальными приемами, которые учитывают возрастные и психологические трудности, возникающие у учащихся младшего школьного возраста. При знакомстве с новой буквой учащиеся прослушивают короткую стихотворную историю про эту букву и рассматривают занимательный рисунок, в котором присутствует образ изучаемой буквы. В качестве примера предлагаются несложные рифмовки для каждой буквы английского алфавита и забавные сюжетные рисунки в конце учебника. Дети повторяют за учителем рифмовку и находят на рисунке изображение запрятавшейся буквы. Затем  предлагаю учащимся нарисовать эту букву в воздухе или, пофантазировав, изобразить ее с помощью пантомимы.

Изучение алфавита завершается разучиванием песенки "The ABC", выполнением проекта "Английская азбука".( Слайд № 9)

В начале второго полугодия с 36-го урока учащиеся приступают к овладению техникой чтения с опорой на правила-инструкции, которые "излагает" постоянный персонаж учебника Mr Rule. ( Слайд № 10)

( Слайд № 11)       Для закрепления правил чтения в рабочей тетради имеются специальные упражнения с использованием цветовой сигнализации. Каждый цвет соответствует той или иной орфограмме: красный цвет — гласной в открытом слоге, зеленый - в закрытом слоге, синий - согласной, черный - нечитаемой гласной или согласной, желтый или оранжевый - сочетаниям гласных типа еа, оо. Раскрашивание слов на доске или в тетради дает детям наглядную иллюстрацию правил чтения, а тому, кто обучает,— возможность быстро контролировать их усвоение. 

Одним из плюсов данного УМК являются разнообразные задания.( Слайд № 12-14)

 ( Слайд № 15)         Поскольку в начальной школе необходимо сформировать у учащихся умение пользоваться англо-русским словарем, второклассники знакомятся со знаками международной транскрипции. В первом полугодии предусмотрено знакомство с некоторыми знаками транскрипции. Это звуки, которые английские гласные могут давать при чтении в зависимости от того, какие буквы их окружают: [ei] и [se], [i:] и [е], [ai] и [i] и т. д., а также некоторые звуки согласных букв: [s], [k], [g] и т. д. Остальные знаки транскрипции, передающие гласные и согласные звуки, вводятся в учебнике во втором полугодии по мере освоения той или иной орфограммы. 

(Слайд №16)

 (Слайд №17)При овладении чтением второклассники учатся:

-        технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

—        читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;

-        читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал.

В конце второго класса учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объемом до 60 слов (с учетом артиклей).

 

В 3-4 классах предусматривается овладение 3 видами чтения: изучающим, ознакомительным и просмотровым. ( Слайд № 18)

 ( Слайд № 19)          Совершенствование техники чтения в 3-м классе ведется параллельно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение изучающим видом чтения, которое предполагает детальное понимание прочитанного, с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач в устной и письменной формах. Выполнение разнообразных пред- и послетекстовых заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности.

( Слайд № 20-26) страницы учебника

( Слайд № 27) При овладении чтением третьеклассники учатся:

  1. технике чтения вслух: соотносить графи- ческий образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
  2. читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал;
  3. читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие изученный языковой материал;
  4. читать про себя и полностью понимать тексты, включающие небольшое количество новых лексических единиц, используя при этом справочный материал из рубрики “Look and learn!”.

В конце третьего класса учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объемом до 100 слов (с учетом артиклей).

В разделе “Progress check” представлены специальные проверочные задания, позволяющие учителю оценить умение учащихся в чтении про себя и понимании прочитанного.

   В процессе обучения по данному УМК (4 класс) учащиеся развивают умения и навыки в данном виде речевой деятельности, сформированные ранее. Они продолжают совершенствовать технику чтения вслух и про себя, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний.

Совершенствование техники чтения в 4-м классе ведется параллельно с работой над  чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение двумя основными видами чтения — ознакомительным и изучающим.

В плане обучения ознакомительному чтению у учащихся формируется умение понять текст в целом, осмыслить главную идею текста, выделить основные факты. ( Слайд № 28)

( Слайд №29)

 ( Слайд №30)  При овладении чтением школьники учатся:

— технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное  ударение в словах и фразах, интонацию а целом

- читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал;

-читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;

- читать про себя  и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимися начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию, пользуясь приемами ознакомительного чтения.

В конце года учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объемом до 120 слов.

Обучение грамматической стороне речи.

 ( Слайд № 31)В данном курсе обучение грамматической стороне речи происходит с опорой на сознание. Сознательный путь обучения грамматике является самым надежным, а формируемые навыки становятся наиболее прочными и гибкими. Детям раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций с последующей их автоматизацией.

При этом грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся, поскольку психологи считают, что моделирование в возрасте 8-10 лет является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям.

В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами). Грамматические правила и модели в учебнике представляет Mr Rule.

В течение всего учебного года с момента появления каждой модели, изображаю их на доске. Учащиеся опираются на них при построении речевого высказывания, формулировании вопроса, предъявлении нового или закреплении известного грамматического правила. При постоянном обращении к ним у учащихся формируется  устойчивый навык их использования.

Объяснять детям, что фигуры обозначают те или иные части речи, не следует. К таким объяснениям можно приступить, когда они будут знакомы с частями речи на родном языке.

 (Слайд № 32)  Практика показывает, что в процессе обучения удается реализовать три функции модели:

  1. обобщающая функция: модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением.
  2. планирующая функция: с опорой на модель учащийся самостоятельно конструирует фразы и даже целые высказывания. Например, при составлении учащимися монологического высказывания учитель может нарисовать на доске опоры в виде моделей.
  3. контролирующая функция: если учащийся допустил ошибку, обращаю его внимание на модель. Ребенок может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее, или другие учащиеся помогают ему в этом. Таким образом, учащиеся приобретают навыки анализа и контроля, самоанализа и самоконтроля.

Слайд № 33-35 страницы учебника

Слайд №36 Thank you ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса "Enjoy English 5 – 6" М.З. Биболетова и др..

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык, 5 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной  программ...

презентация учебного материала одного урока по учебнику английского языка для 2 класса “Enjoy English” под ред. М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой.

Данная презентация является методической разработкой учебного материала одного урока  по  учебнику английского языка для 2 класса  “Enjoy English” под ред. М.З. Биболетовой, О.А. Денисе...

итоговая работа по английскому языку 4 класс, учебник "Enjoy English" Биболетова М.З.

Итоговая работа состоит из разделов: 1) Чтение  2) Грамматический тест 3) Перевод с русского на английский язык 4) Исключить лишнее слово.Работа предназначена для учеников 4 класса, обучающихся п...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса "Enjoy English", Биболетова М.З.

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса "Enjoy English", Биболетова М.З., на 2012 - 2013 уч.г.г.. Программа содержит пояснительную записку и характеристику класса....

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса "Enjoy English", Биболетова М.З.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса "Enjoy English", Биболетова М.З. на 2012 - 2013 уч. г.г....

Развернутый календарно - тематический план по учебнику английского языка для 8 класса "Enjoy English", М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - издательство "Титул".

1.Календарно - тематический план по учебнику английского языка "Enjoy English" для 8 класса.2.Учебно - тематический план по учебнику английского языка "Enjoy English" для 8 класса....

Рабочая учебная программа по английскому языку Биболетова М.З. "Enjoy English" (2-3 классы)

Рабочая учебная программа по английскому языку Биболетова М.З.  "Enjoy English" (2-3 классы)...