Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком
статья по теме

Макаровская Людмила Николаевна

Статья "Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_struktura_uch._deyatelnosti.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности структуру учебной деятельности учащихся в процессе овладения английским языком.

          Перспективное развитие школы XXI  века требует радикальных изменений в процессе образования. Образование, как процесс передачи ученику знаний уступает место продуктивному образованию, которого ставит обучаемого объектом обучения, ориентируется на всестороннее развитие его особенностей.

        Наш век вносит изменение в перспективный портрет пользователя иностранными языками от понятия «изучить иностранный язык на всю жизнь» к понятию «быть способным и готовым изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течении всей жизни».

        Учебная деятельность определяется образовательными потребностями общества. Под учебной деятельностью понимается ключевой аспект образования, двусторонний процесс, предполагающий деятельность как учителя, так и обучаемого. Учебная деятельность – это процесс, в котором реализуется личность, осуществляется процесс её саморазвития.

        Образовательные потребности XXI  века изменили парадигму образования, переориентировали репродуктивную учебную деятельность на продуктивную учебную деятельность. Продуктивная учебная деятельность предполагает включение изучение иностранного языка в реальный процесс познания общей картины мира. Учащийся должен не только воспроизводить, что он читает, видит и слышит, он должен творчески оценивать и интерпретировать увиденное, прочитанное, услышанное на базе своих коммуникативных возможностей.

        Современные школьные учебники ориентированы на «усредненного» обучаемого, это приводит к тому, что все обучаемые не работают на пределе своих возможностей. Невозможно сделать учебную деятельность продуктивной без внедрения разноуровнего обучения, когда каждый уровень коммуникативной компетенции должен предусматривать свои виды творческих и учебных самостоятельных работ. Для уровня элементарной компетенции это – короткие творческие сочинения, составление ролевых игр и творческих проектов. Использование традиционных технологий не может вывести обучение на уровень коммуникативной компетенции, это подтверждает практика. На базе учебника В. П. Кузовлева видно использование новых передовых технологий. Из современных технологий (технология интерактивного обучения, проблемно-поисковая технология, игровая технология, сценарно-контекстная технология, проектная технология) обучение наиболее подходяще им обучение иностранным языкам, на мой взгляд игровая и проектная технологии. Проектная технология в области иностранного языка очень популярна. Во-первых, она активизирует собственно учебно-познавательную деятельность и активизирует учащихся. Во-вторых, создает условия для сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа». Вместе учиться легче, интереснее и эффективнее. В учебной деятельность метод проектов может быть использован на различных этапах обучения, он может дополнять другие технологии методы.

        Изменение парадигмы учебной деятельности изменило её цель, роль учителя и учащегося, содержание образования. Целью учебного процесса стало развитие личности обучаемого, в современной концепции иностранным языком ключевой категорией является языковая личность.

        Учебная деятельность учащихся по овладению иностранным языком ключевой категорией является языковая личность. Учебная деятельность учащихся по овладению иностранным языком имеет свои специфические способности и представляет собой многосложное явление. Объектами усвоения идеи являются единицы языка и речи и предметные действия с ними. Употребление этих единиц в речи в различных ситуациях общения – есть коммуникативная деятельность, в процессе которой учащиеся овладевают лингвистической и экстралингвистической информацией.

        Учебная деятельность учащихся по иностранному языку строится на общедидактических основах, она должна быть построена так, чтобы обеспечивалось единство основных её составляющих: учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий. Она должна быть ориентирована на приоритет самостоятельного обучения. Этого требует перспективный портрет пользователя иностранным языком. Ориентация на развитие личности обучаемого требует учета эффективности обучения: у обучаемого должна быть свобода выбора целей, форм, методов, источников и средств обучения. Учебную деятельность по иностранному языку необходимо осуществлять в единстве с развитием индивидуальности обучаемого. Учебная деятельность также должна строится с учётом принципа рефлексии, т. е. учащийся должен осмысливать все параметра процесса обучения и свои действия по его организации.

        Учебная деятельность включает такие компоненты как:

  1. мотивация;
  2. учебные задачи;
  3. учебные действия;
  4. контроль, переходящий в самоконтроль;
  5. оценка, переходящая в самооценку.

Мотивация может быть внутренней и внешней. Внешняя мотивация – это мотивы самоутверждения, престижности знания иностранного языка, необходимость учить его и т. д. Внутренняя мотивация изучение иностранного языка – жажда знаний, стремление расширить кругозор, интерес, мотивы самореализации. Главным условием формирования мотивации является правильная организация самой учебной деятельности. Будучи сформированной в процессе учебной деятельности, мотивационная сфера учащихся обеспечивает эффективность учебной деятельности.

Основная единица учебной деятельности – учебная задача. Состав учебных задач, т. е. вопросов, чему может научиться учащийся сегодня на уроке английского языка должен быть известен и учителю и ученику. Практически вся учебная деятельность по иностранному языку должна быть представлена как система учебных задач, задаваемых в определенных ситуациях и предполагающих определенные предметные действия – предметные, контрольные и вспомогательные действия.

Следующий компонент учебной деятельности – это учебные действия, это способы решения учебных задач. В овладении иностранным языком учебными предметными действиями являются действия с языковым материалом и собственно коммуникативные действия.

Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводится действиям контроля и оценки. Контроль и оценка учителя способствует формированию самооценивания.  Для успешности этого процесса учителем должно быть учтено содержание оценивания, т. е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношение и форма оценивания.

Учебная деятельность по иностранному в средней общеобразовательной школе строится в настоящее время по различным учебникам, например «Счастливый английский» В. П. Кузовлев. Анализируя учебно-методический комплекс В. П. Кузовлева мы отобрали учебные действия, характерные для процесса обучения английскому языку, проследили их номенклатуру, преемственность по годам обучения в школе. Рассматривая упражнения, как конкретную форму реализации одной или нескольких методических задач , которые ставятся учителем и решаются учеником, упражнения, моделируя деятельность учащихся, шаг за шагом подводят их к достижению планируемых результатов и выполняют тем самым функцию управления деятельностью учащихся в процессе решения методических задач.

Школьник – субъект учебной деятельности. В контексте современной теории личностно-ориентированного образования меняется характер взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе. В недавнем прошлом главной фигурой оставался учитель, который вел за собой обучаемого. Теперь обучаемый стал субъектом учебной деятельности, а учитель становится партнером. Сам процесс обучения приобретает диалогический характер. Учащийся должен сам добыть результат, он учится мыслить, самостоятельно принимать решение. А учитель организовывает управление учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку

Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...

Методы и приёмы активизации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка

Эти рекомендации предназначены для учителей, работающих в среднем и старшем звене.Цели урока:представить приемы и методы работы развития творческой активности;формирование творческих способностей учащ...

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Организация учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах....

Программа "Организация проектной деятельности в процессе обучения английскому языку"

Программа по социализации обучающихся в процессе обучения английскому языку...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....


 

Комментарии

Савоська Наталья Васильевна

Людмила Николаевна, спасибо за опыт!

Ольховая Татьяна Степановна

Спасибо, обязательно воспользуюсь Вашей статьей в работе.