статья "внеклассная работа по иностранному языку в условиях реализации ФГОС"
статья по теме

Бурмистрова Надежда Александровна

статья о том, как работать с внеклассной работой по английскому языку в условиях реализации новых страндартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по иностранному языку в условиях реализации ФГОС

Бурмистрова Надежда Александровна учитель английского языка ГБО СОШ 546 г. Москва.

Аннотация: стандарты второго поколения внесли серьёзные коррективы в работы учителя. Нам приходиться менять не только свои формы и методы работы, но и меняться самим. Наша работа подчинена реализация новых стандартов 2012 года, в основе которых лежат не только предметные умения, но также и метапредметные, а также личностные .Какую роль в этом играет внеклассная работа по иностранному языку и  как она способствует реализации ФГОСов?  Этим важным ворпосам посвящена данная статья.

Мы живём в неспокойном, стремительно меняющемся мире, во времена глобальных перемен. Эти перемены коснулись всех сфер общества, каждого из нас. Для того, чтобы понять и принять происходящие перемены, нужно научиться меняться самому: свой образ мысли, своё отношение к жизни в целом. Для того, чтобы воспитать полноценного гражданина Российской Федерации, который будет чувствовать себя уверенно и комфортно в современном обществе ХХI века, нужно тоже чувствовать себя хорошо в создавшихся условиях. А для этого следует понимать, что несут в себе эти перемены, что они требуют от учителя и как к ним подготовиться.

Итак, не успели мы привыкнуть к стандартам 2004 года, как  в свет вышли новые ФГОСы. На первый план выходят принципы преемственности и развития. Начальная и средняя школы больше не выступают как отдельные институты системы образования, а как части единого целого .Если в начальной школе учитель должен заложить основы умения учиться, объяснить значимость самостоятельности, самообразования, умения отвечать за свои поступки, то по окончании школы выпускник уже является сформировавшейся личностью, умеющей учиться, осознающий важность самообразования, способный применять свои знания на практике, умеющий мылить креативно и быть творческим человеком.  Кроме того, немало важными  являются такие вечные ценности как любовь к Родине, семье.

Для реализации новых стандартов служат множество приёмов и методов обучения. Одним из таких приёмов является внеклассная работа по иностранному языку. В общеобразовательной школе незаслуженно мало уделяется времени внеурочной деятельности, хотя, по моему мнению, она обладает мощнейшим потенциалом. Внеклассная работа основана на принципе добровольного участия, а всем хорошо известна свободолюбивая натура подростков. Их невозможно заставить, но заинтересовав, можно добиться ошеломляющих результатов. Таким образом, данная тема крайне актуальна: с помощью внеклассной работы можно реализовать новые е стандарты. Целью работы являются:

  1. Обоснование того, что внеклассная работа способствует реализации ФГОС
  2. Повысить интерес к изучению иностранного языка
  1. Формировать навыки предметных и метапредметных умений и навыков
  1. Создать такие условия, при которых возрастёт престиж участия во внеклассных мероприятиях
  2. Способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе Предметом исследования является внеклассная работа по иностранному языку в средней школе.

В качестве гипотезы можно предположить, что внеурочная деятельность по предмету является одним из эффективных методов реализации новых стандартов.

Основное требование к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка всегда было и будет формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Внеклассная работа способствует этому как нельзя лучше. Даже в обычных общеобразовательных школах множество талантливых, творческих ребят, которым по ряду причин тяжело даётся иностранный язык. Участие сначала в многочисленных репетициях, а потом и в самих мероприятиях помогают активизировать лексику и сформировать навыки обучения, а чувство успеха после выступления закрепляет результат. Вторым требованием предметных умений является владение знаниями о социокультурной специфике страны  изучаемого языка. Сюда как раз вписываются все наши театрализованные постановки, посвящённые тому или иному празднику страны изучаемого языка. Поэтому наши дети хорошо знают разницу  нашего и католического Рождества, что такое день св.Валентина и св. Петра и Февроньи. Многие школы приглашают носителей языка в рамках недели иностранного языка, для того, чтобы учащиеся могли вживую практиковать свои знания, так как понятно, что подростки любят общаться на волнующие их темы, любят, когда ими интересуются и просто счастливы, когда их понимают. Это как раз реализация ещё одного требования – умение общаться с носителями языка.

Одним из важных метапредметных результатов освоения программы должно являться умение самостоятельно определять цели деятельности, уметь её корректировать, самостоятельно осуществлять и выбирать все возможные ресурсы для её достижения. Современные дети настолько загружены после уроков, что у них просто не остаётся времени участвовать в мероприятиях просто так, без цели. Причём чаще всего это не только улучшить свои языковые навыки, но также снять психологические барьеры, языковые, почувствовать себя нужным и даже завести друзей. В процессе репетиций и подготовки учащиеся учатся корректировать свою деятельность, что-то менять, улучшать, учатся прислушиваться к мнению других участников, даже из разных возрастных групп.  Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты – это тоже одно из важных метапредметных умений. Подростки не любят когда им навязывают готовый сценарий или какой-либо проект, они стараются всегда сами принимать участие в их разработке. Для этого им приходится хорошо ориентироваться в различных источниках информации, уметь её переработать под свой проект, найти важное и отсеять ненужное. Всё это тоже метапредметные умения и навыки. Ну а без умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства просто не обойтись в любом внеклассном мероприятии.

Большое значение в новых стандартах уделяется и личностным результатам. Самая главная задача – воспитать гражданскую, сформированную личность, готовую служить своему Отечеству, защищать его, обладающего чувством собственного достоинства, принимающую традиционные общечеловеческие ценности. Выполнению этой цели служат ряд мероприятий и проектов, которые дети осуществляют после уроков: постановки ко дню защитника Отечества, ко дню Победы, конкурсы, тематические экскурсии, творческие проекты. Подобные мероприятия не только формируют патриотизм в наших детях, но еще способствуют развитию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с идеалами гражданского общества. Если в 5-7 классах для этого можно ставить театрализованные постановки, в 8-9 устраивать экскурсии, то в 10-11 классах учащиеся вполне могут сами проводить подобные экскурсии. Хорошо продуманное внеклассное мероприятие помогает сформировать хороший вкус и эстетическое восприятие мира, а также служит профилактике вредных привычек. Участие во внеклассной работе может подчас помочь определиться с будущей профессией. Сколько детей решают стать лингвистами, актёрами, да и просто связать свою жизнь с творчеством. А в век цифровых технологий множество подростков после внеклассной работы решают стать специалистами в области компьютерных технологий. Всё это тоже личностные результаты освоения программы.

Говоря про внеклассную работу нельзя не отметить тот немаловажный факт, что она способствует организации досуга школьников. Вместо того, чтобы бесцельно проводить время за играми или в соцсетях,  подростки участвуют в репетициях, ищут необходимый материал, создают презентации, видеоролики, работают над фонограммами и даже снимают фильмы. Кроме того, подобные мероприятия играют важную роль для самого учителя – они помогают ему сблизиться с учеником, лучше его понять. Что положительно сказывается на всей работе в целом.

В завершении своей работы хочу сказать, что внеклассная работа является хорошим и очень важным дополнением к основной работе педагога, но не может её полностью заменить. Она направлена на повышение мотивации, помогает сформировать учебные. Метапредметные и личностные умения, способствует духовно – нравственному воспитанию школьников. Учителю следует помнить, что внеклассная работа существует, прежде всего, для самих детей и должна учитывать их интересы. Ну а преимущества внеурочной работы очевидны:

  1. Формируется интерес учащегося к определенной теме иностранному языку вР целом;
  2. Формируются предметные, метапредметные и личностные  умения и навыки;
  3. Развиваются творческие способности учащегося;
  1. Снимается языковой барьер при общении на английском языке;
  1. Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;
  2. Формируется духовно – нравственное воспитание учащихся.

Учителям данная система позволяет:

  1. Реализовывать новые стандарты;
  1. Стимулировать работу учащихся;
  1. Лучше понять и сблизиться со своими учащимися.

И напоследок хочется процитировать строчку из песни Рианны: “Shine bright like a diamond”. Так пусть наши дети блистают как настоящие бриллианты.

Список используемой литературы:

  1. ФГОС среднего (полного) общего образования. 2012г
  2. Рианна “Diamonds” 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».

Проектная  методика  является  передовой  педагогической   технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Проектная работа по иностранному языку в условиях реализации ФГОС

В ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться....

План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....

Доклад на педсовете "Содержательные аспекты реализации иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

В докладе представлены основные аспекты реализации английского языка в условиях ФГОС....