Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык
статья по теме

Райко Юлия Геннадьевна

Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения. Такие задания требуют, в свою очередь, письменную инструкцию, которая  представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayko_yu.g._statya_ispravlena.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

РайкоЮ.Г., преподаватель

БОУ  ОО СПО  «Омский автотранспортный колледж»

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык

Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является формирование общих и профессиональных компетентностей будущих специалистов. Квалификационные характеристики по техническим  специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием[1]. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания. Самостоятельность - как черта личности, как необходимое условие реализации ФГОС третьего поколения, на нее сделан акцент и отведено более 50% учебного времени.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания[3].

Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых  перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях. Такие задания требуют, в свою очередь, письменную инструкцию, которая  представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Так называемые письменные инструкции по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» оформлены мною  в Методические  рекомендации студентам, целью которых является разъяснение обучающимся хода выполнения заданий, которые направлены на расширение их  словарного запаса  и совершенствование устной и письменной речи.

Методические рекомендации для студентов состоят из основных задач  СРС, 12-ти самостоятельных работ обучающихся, темы и  нумерация которых полностью соответствуют рабочей программе по дисциплине, критериев их оценки, которые помогут студентам провести самооценку  работы и  трёх приложений. 

Задания, представленные в пособии, можно разделить на два типа: репродуктивные и творческие.

Примером заданий репродуктивного характера являются задания типа: письменные ответы на контрольные вопросы по теме, письменное дополнение профессиональной  лексики из журнальной статьи, составление иерархии профессиональных качеств, плана устного сообщения на основе прочитанного текста.

Примером творческого задания я выделяю задания на  составление  письменного  сообщения по теме, диалога, поиск информации на иностранном языке и  подготовку устного сообщения,  реферата, аннотирования аутентичного текста профессиональной направленности.

Также можно классифицировать задания на  индивидуальные и групповые, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. Примером группового задания  является задание   на реконструкцию текста профессиональной направленности в интервью, беседу и инсценировку его в парной работе. Индивидуальные задания  составляют большую часть пособия.

        Тематика заданий разнообразна, в пособии встречаются как задания технического профиля, например, перевод автомобильной спецификации, так и  задания связанные с деловым немецким языком - составление резюме, делового  письма.

Каждая самостоятельная работа, на которую отводится по 2 часа, содержит пошаговые инструкции по её выполнению, требования по оформлению, а также речевые  клише и образцы по темам. Текст указаний написан в краткой лаконичной форме. Содержание включает в себя  необходимый иллюстративный материал, поясняющий текст и предоставляет студенту возможности для обдумывания, анализа и выполнения самостоятельных действий.

Приложение № 1 содержит общие рекомендации по выполнению работы с текстом, с новым лексическим  и грамматическим материалами, подготовке устного сообщения.  В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не преподаватель поучает, а студентам даются правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают студентам верный способ овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Памятки рассчитаны на способность обучающихся сознательно управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность. Приложение № 2 содержит 19 текстов профессиональной направленности. Они служат основой для многих видов СР.

Опыт работы с методическим пособием, отзывы студентов, мнение родителей  позволяют отметить положительными сторонами методических рекомендаций наличие примеров – образцов выполнения СР, вопросов для самоконтроля,  дополнительных текстов профессиональной направленности, необходимого иллюстративного материала.

Методические указания избавляют  преподавателя от мелочной опеки, при этом позволяют  больше времени отводить время на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями обучающихся, характерными признаками которых являются наличие у человека собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения. При этом студент  учится управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и  корректировать ее с учетом конкретных условий. В противном случае возможны серьезные ошибки, мешающие достижению поставленной цели[3].

Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования компетентной, востребованной на рынке труда  личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения обучения в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Список литературы

  1. Михалищева, М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.
  2. Райко, Ю.Г.   Методические рекомендации по  выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий): метод. рекомендации студентам /  Ю.Г.Райко; БОУ ОО СПО «Омский АТК».- Омск: БОУ ОО СПО ОАТК, 2012.- 49с.
  3. Сальникова, Т.Г. Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов СПО.-2011. – URL : http://metod._rekomend._po_samostoyat._rabote.doc.-12.12.12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.

В данной статье обобщается опыт работы преподавателей Белгородского строительного колледжа по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, определяются е...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

Методические указания для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методические указания   по внеаудиторной  самостоятельной работе  для студентов по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработаны на основе федерального государственного образова...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей   программы  « Английский язык»...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебная дисциплина: «Русский язык»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специа...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Данные методические рекомендации предназначены для студентов СПО 2-4 курсов по специальности "Информационные системы и программирование" по дисциплине "Иностранный язык в профессиональн...