Смирнова Алла Николаевна, учитель английского и испанского языков ГБОУ СОШ №35 Санкт-Петербурга. Методическая тема "Внеурочная деятельность".
учебно-методический материал по теме

Смирнова Алла Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная работа26.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 35

с углубленным изучением английского языка

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

 

 

 Смирнова Алла Николаевна

учитель английского и испанского языков

 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(методическая тема)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012-2013

                  При отборе современных методов обучения (способов, приемов, форм обучения) необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

                       - создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя           комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;

                       -   затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

                       - активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

                       - создать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем  приемами и средствами обучения;

                    - учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

                    - предусматривать различные формы работы на уроке (индивиду-альную, групповую, коллективную), в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество, а также разнообразные формы внеурочной работы, как мощный стимулятор  для изучения иностранных языков.

 

                   В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Школа отражает положение дел в обществе. Интерес школьников к изучению иностранного языка значительно вырос. Однако мы, учителя иностранного языка, тоже сталкиваемся с определенными проблемами.

                  Как показывает практика, интерес к иностранному языку у учащихся снижается с годами изучения. На начальном этапе основой мотивации является новизна предмета. На средней и старшей ступени необходим поиск дополнительных форм мотивации. Это осуществляется за счет привлечения дополнительных материалов из журналов , газет, использования аудиокассет, видеофильмов, материалов Internet, страноведческих материалов из различных изданий, поездок учащихся и учителя.

                 Предмет "Иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык, язык иной страны, развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся. Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.

               Для организации учебной деятельности используются разные формы и методы работы. Учение – целенаправленный и мотивированный процесс. Задача учителя – включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

              Вряд ли есть необходимость доказывать важную роль внеклассной работы в процессе обучения иностранному языку. Внеурочная работа по иностранному языку, если она сопровождает весь курс обучения, успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков, умений, что в свою очередь обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. При проведении праздников, утренников, викторин, конкурсов идет расширение кругозора ученика, повышение его общей культуры, приобщение к культуре народа, которые его создал, к его духовной жизни. Учащиеся знакомятся с его традициями, историей, литературой и многими другими сторонами жизни народа, говорящего на изучаемом языке.

              Необходимо постоянно поддерживать любовь к изучаемому языку. Ведь любить язык, значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с Г. Пальмером: “Изучение языка имеет начало, но не имеет конца”. Внеурочная работа открывает широкие возможности в привитии любви к иностранному языку, в поддерживании постоянного интереса при изучении его.

Чем же руководствоваться, определяя стратегию планирования внеурочной работы? Каковы секреты технологии этой работы? Разумеется, трудно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку, как мне кажется, каждый учитель, применяя основные принципы этой формы работы, имеет и свой индивидуальный подход. Но в любом случае в этой работе действует принцип коллективного взаимодействия и принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Данные принципы отвечают современным требованиям преподавания иностранных языков в школе, и о них не следует забывать. Необходимо помнить и о создании таких условий, когда учащиеся из активных слушателей превращались бы в не менее активных участников разговора, игры. Большую роль для активизации общения играет создание музыкального фона, т.к. он обеспечивает подсознательное усвоение материала. Поэтому при подготовке мероприятия объявляется конкурс на подбор музыкального сопровождения, что также вызывает большой интерес у учащихся.

 

                Прежде чем приступать к внеурочным мероприятиям необходимо:

определить задачи (практические, общеобразовательные, развивающие,

воспитательные); определить цель, какую преследует учитель, проводя то или иное мероприятие; определить, какой языковой материал (лексические единицы, грамматические структуры) необходимо отобрать.

Главная задача, которая стоит перед учителем иностранного языка - это обучение общению. А главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало. Эти навыки общения тоже приобретаются в ходе внеклассной работы.

              Из практики надо отметить, что проведение внеурочных мероприятий на разные темы способствуют активизации речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. Положительный результат при проведении таких мероприятий оказывает ролевая игра. Она очень эффективна, так как повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Именно поэтому психолог В.Л. Артемов предлагал “поучиться у театра” при обучении иностранному языку. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: “Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать”. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал навыки в пользовании ими) часто заслоняет саму цель – общение и от учащихся, и от учителей. В ролевой игре точно обозначенные “предлагаемые обстоятельства” создают общий побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного мотива. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое “я”, но через “я” соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус “актера”, что положительно сказывается на результате, и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка.

                Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Следует иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними. Поэтому за каждый репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая заземляет ее, делает неповторимой и значимой. При этом языковый материал, в который она обличена, “привязывается” к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти. Эмоция, сопутствующая реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

               Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и “актерские“ возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли “суфлеров”, давая им право подсказывать на основе текста.

              При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включится в ролевую игру. Таким образом, при правильной постановке дела “игру” можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.

              Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограниченны, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Поэтому, ролевая игра является конструктивной основой для проведения мероприятий.

              Иностранный язык как учебный предмет может оказывать большое воспитательное воздействие, как в процессе обучения, так и во внеурочной работе. Внеурочная работа по предмету входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Кружки, вечера, концерты, конкурсы, олимпиады, стенды, газеты – это все возможности практического применения языка, повышение интереса детей к языку, усиление их мотивации и возможности практически применять язык.

              Конкурсы служат успешному осуществлению образовательных задач, позволяют развивать у учащихся чувство коллективизма, инициативу и активность. Участие в конкурсах мотивировано, как правило, желанием учащихся стать победителем. Традиционными стали конкурсы на лучшего чтеца, переводчика, знатока грамматики, лучшее произношение, лучшую презентацию и лучшее владение иностранной речью. Конкурсы, имеющие определённую направленность, проводятся обычно как самостоятельные мероприятия. В конкурсах могут участвовать отдельные учащиеся, группы учащихся и целые классы. Учитель должен развивать творческую инициативу учащихся и активность, привлекая их к выработке условий конкурса, к изготовлению стендов, плакатов, рисунков. Успех проведения конкурса во многом зависит от чёткой организации, от умелого использования технических средств и широкой пропаганды конкурса в целях обеспечения в нём массового участия.

              Конкурс стихов. Цели: повысить интерес ребят к изучению английского языка; познакомить их с английским поэтическим фольклором; развить навыки понимания аутентичных текстов (стихи, лимерики); познакомить детей и приблизить их к англоязычной культуре.

              Каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, свое мировосприятие, и это отражается в его языке. Человек, изучающий язык, должен приобщиться к культуре народа – носителя языка.

             Nursery Rhymes занимают значительное место в англоязычной литературе. Но есть среди них такие, которые известны всем, независимо от страны или социальной среды.

             Многие стихи известны в Англии и Шотландии уже более четырех столетий. Народ очень бережно сохраняет традиции и культурное наследие прошлого. Детские стихи и потешки известны под названием "Mother Goose Rhymes" – “Стихи Матушки Гусыни”.

             “Матушка Гусыня” – это воображаемый автор детских стихов и песенок, первый сборник которых был выпущен в Лондоне не позже 1780 года. Mother Goose Rhymes не уходят с детством.

            Никому в англоязычной среде не надо пояснять, кто такой Simple Simon (Саймон-Простофиля), а если вы произносите "Ваа, Ваа", то любой добавит " blаск sheep", а фраза "rings on her fingers and bells оп her toes" означает высшую степень совершенства, блеск и радость триумфа.

             Вспомните известное стихотворение "Humpty-Dumpty" (“Шалтай-болтай”) и его великолепный перевод, сделанный С.Я. Маршаком.

             В настоящее время все шире и шире используется проектная методика в преподавании иностранного языка, одной из главных целей которой является приобщение детей к исследовательской деятельности. Метод проектов способствует реализации способностей школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, а также организовать обучение в сотрудничестве.

             Применяя метод проектов в своей работе, учитель, в первую очередь, должен быть сам творческой личностью. Во-вторых, он должен проделать большую работу по прогнозированию деятельности его учащихся. Более того, у школьников должны быть сформированы определенные виды навыков и умений, они должны обладать определенным уровнем языковой компетенции, соответствующим их возрасту, особенностям, развитию и интересам.

             Вовлечение учащихся в практическую деятельность ведет к приобретению навыков и умений конструирования своих собственных знаний. Отсюда и дифференциация и индивидуализация учебного процесса и практического применения приобретенных знаний в реальных условиях. В этом плане очень эффективна игра "Что? Где? Когда?". Проведению игры предшествовала своего рода исследовательская работа: была поставлена задача подобрать необходимую лексику для ведения дискуссии при обсуждении вопросов при ведении игры. Работали группами. Затем, объединили в общий список слова, ввели в активный словарь и объявили конкурс на интересные вопросы .

             При таком виде работы осуществляется межпредметная связь, поскольку вопросы берутся из различных сфер нашей жизни: литературы, физики, истории и т.д. Такой вид работы лучше проводить на средней и старшей ступени обучения, когда учащиеся имеют более широкий диапазон знаний, способный делать выводы и умозаключения.

             После проведения любого мероприятия необходимо проводить анализ работы, рассматривать позитивные стороны и недостатки, отметить, какие новые знания, умения и навыки приобрели учащиеся. Причем при таком обсуждении активное участие должны принимать сами учащиеся, что является важным фактором в этой работе.

            Уместно сказать, что проведение внеурочных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Когда дети играют в пьесе, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах и играх, они получают большое эстетическое наслаждение, углубляют свои знания. И все это создает мотивацию, без которой нет успешного изучения иностранного языка. Формы внеурочной работы могут быть весьма разнообразными, но если эту работу проводить регулярно, то она несомненно дает хорошие результаты.

             Социальный заказ школы: подготовить выпускника, способного жить в современном обществе. Что это за выпускник? Человек знающий ПК, языки, способный обучаться самостоятельно; следовательно,

к методическим задачам школы можно отнести: 

                          научение критическому мышлению,

                          навыкам самостоятельной работы с учебным материалом,

                          навыкам работы в команде,

                          умение сформулировать задачу и самостоятельно ее решить,

                          навыкам самоконтроля,

                          умение работать на персональном компьютере.

              В содержание учебного предмета “английский язык” следует внести существенные новации и изменения: придать личностный смысл, деятельный характер, практическую направленность, сконцентрировать внимание на вопросах речевого развития.

             Какие формы проведения занятий следует выбрать учителю, чтобы решать поставленные перед ним непростые задачи? Конечно, активные. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алдер Г. «НЛП современные психотехнологии», СПб, 2003
  2. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам: М.: Глосса, Москва, 2000
  3. Колесникова И., Долгина О. «Англо-русский справочник по методике преподавания инострааных языков», СПб., 2001
  4. Китайгородская Г.А., Методика интенсивного обучения иностранным языкам, Киев,1988
  5. Пассов Е.И., Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, Москва, 1989

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.

Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...

Отчет о работе ШМО учителей английского языка ГБОУ лицей №329 Санкт-Петербург

Отчет о работе ШМО учителей английского языка 2018-2019 учебный год. Сделан полный анализ работы каждого учителя....

Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы» Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербург

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегдабудет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоя...